Лекция "Обучение на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий"
Обучение на дому
Правовая основа организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Правовую основу организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее – дети-инвалиды) в Московской области, составляют Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В уставе и локальных актах школ надомного обучения, реализующих общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий обучения, должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом необходимо обеспечить соблюдение требования пункта 5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137, согласно которому обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие у образовательного учреждения руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
Требования к формированию целевой группы (обучающиеся)
Целевую группу составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).
Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов при наличии следующих документов:
заявления родителей (законных представителей) о согласии обучения ребенка-инвалида с применением дистанционных образовательных технологий;
копии паспорта или свидетельства о рождении ребенка;
документа, подтверждающего инвалидность ребенка;
справки врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения или заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения на дому;
справки лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером;
заявления родителей (законных представителей) о согласии на сбор и обработку персональных данных.
Дистанционное обучение детей-инвалидов может быть реализовано различными формами:
очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента* для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);
индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, он-лайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);
занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернетвещания);
самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер ICQ, номер SKYPE или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).
Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме оффлайн (общение через почту, форумы, блоги и пр.).
Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).
Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее именуется образовательное учреждение), департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей (законных представителей) обучение этих детей по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Основанием для организации воспитания и обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Воспитание и обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение ближайшее к их месту жительства.
Зачисление ребенка-инвалида в соответствующее образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном действующим законодательством для приема граждан в образовательные учреждения.
Образовательное учреждение детям-инвалидам, воспитывающимся и обучающимся на дому:
предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;
в соответствии с лицензией выдает учащимся, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.
В случаях болезни педагогического работника, проводящего занятия с ребенком-инвалидом, администрация образовательного учреждения обязана (не позже чем через неделю) произвести замещение занятий с ребенком-инвалидом другим педагогическим работником.
В случае иной болезни ребенка-инвалида, не позволяющей проведение с ним занятий на дому, педагогический работник, труд которого оплачивается по тарификации, обязан в дальнейшем восполнить непроведенные учебные занятия. Сроки их проведения согласовываются с родителями (законными представителями).
Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации ребенка-инвалида.
Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения в соответствии с действующим законодательством.
Требования к педагогическим работникам, осуществляющим дистанционное образование детей-инвалидов
Дистанционное образование детей-инвалидов должны осуществлять педагогические работники, которые реализуют федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, обладающие необходимыми компетенциями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса, имеющие необходимые навыки и умения в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам необходимо пройти курсы повышения квалификации объемом не менее 144 часов.
На педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, распространяются нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Модель организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
Обучение детей-инвалидов проводится педагогическими работниками, имеющими соответствующие информационные, коммуникационные и педагогические компетенции.
Для организации дистанционного образования обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов к сети Интернет, а также оснащение рабочих мест комплектами компьютерной и периферийной техники, цифрового учебного оборудования и программного обеспечения, в том числе адаптированных с учетом специфики развития детей-инвалидов.
Рабочие места педагогических работников оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются доступом к сети Интернет. Педагогический работник получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с заявлением родителей (законных представителей).
Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее, в том числе, оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости – замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.
Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).
Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.
Лекция "Обучение на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий"
Программно-технические условия применения ДОТ
В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающую освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.
Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет):
с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с;
в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;
должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с.
Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.
Требования к скорости доступа в сеть Интернет носят рекомендательный характер и должны соблюдаться в целях беспрепятственного и своевременного освоения обучающимся образовательной программы.
Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).
Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом организации.
Рабочее место педагогического работника рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественнонаучного цикла могут использоваться цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет). Наряду с указанными технологическими устройствами могут использоваться и иные.
В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления учебного процесса:
общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео и аудио редакторы);
учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие).
Модели реализации дистанционного обучения
Оптимальна реализация смешанной модели, которая включает интеграцию ДОТ в очное обучение с применением сетевых технологий, кейс-технологий и видеоконференцсвязи.
В дистанционном обучении выделяют две различные модели представления знаний (контента) обучаемым:
асинхронная модель, которая предполагает, что преподавание и обучение происходят не только в разных местах, но и в разное время;
синхронная модель или модель распределенной аудитории предполагает, что обучение происходит удаленно от преподавателя, но, одновременно, с применением технологий видеоконференций.
Современный Интернет позволяет общаться как в реальном времени, например, посредством видео-конференций, так и асинхронно, например, посредством форумов. Поэтому современная модель ДО строится на интеграции асинхронной модели и модели распределенной аудитории.
Предлагаем рассмотреть следующую модель реализации образовательных программ с применением ДОТ - интеграция дистанционных образовательных технологий в очную форму обучения с применением СДО Moodle.
Среда дистанционного обучения должна обеспечивать следующие возможности участникам образовательного процесса:
авторизованный доступ к учебным и другим материалам курса;
загрузка и скачивание образовательного контента;
проведение промежуточной аттестации;
назначение педагогами заданий учащимся;
реализация коммуникации и проектной деятельности.
Всем этим характеристикам отвечает система дистанционного обучения Moodle.
Для применения Moodle потребуется обеспечить установку, настройку и сопровождение работы этой системы на удалённом сервере.
Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.
С помощью системы дистанционного обучения (далее - СДО):
разработчики образовательных программ: авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;
педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;
администрация организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;
обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;
все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в организации, осуществляющей обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией, на основании договора.
Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Используемая система электронного обучения должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:
разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;
педагогический работник должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для обучающихся, педагогический работник обращается к разработчику курса);
должна быть обеспечена возможность загрузки курсов в том числе в формате СДО "Moodle";
должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора "ленты времени", построения схем и другого;
должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;
все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;
должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.
Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.
При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника. Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика образовательной программ реализуемой с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Начало формы