СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение пониманию текста неслышащих учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бегло читать можно научить неслышащего ребёнка рано или поздно. Но не в скорости состоит секрет успеха, а в понимании прочитанного . Понимать же смысл того, что он читает может так и не научиться. А ведь важно научить не только скорости чтения, а по пониманию прочитанного.

Просмотр содержимого документа
«Обучение пониманию текста неслышащих учащихся»

ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА

НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ


Бегло читать можно научить неслышащего ребёнка рано или поздно. Но не в скорости состоит секрет успеха, а в понимании прочитанного . Понимать же смысл того, что он читает может так и не научиться. А ведь важно научить не только скорости чтения, а по пониманию прочитанного.

Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих детей особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих играют также осязательные и двигательные ощущения.

Так же неслышащие дети страдают неустойчивым состоянием вегетативной системы, утомляемостью, нарушением моторики и лабильностью эмоциональной сферы.

Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий

Глухие значительно хуже запоминают объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком. Неслышащие дети, прежде всего, усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Труднее запоминаются глаголы и прилагательные. Воспитанники стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого-либо слова повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово. Фраза не всегда представляется как единая смысловая единица, нередко является не единым целым, а набором отдельных слов.

Замечено, что образы, формирующиеся у глухих школьников в процессе чтения художественной литературы, не всегда соответствуют описанию. Нередко это приводит к непониманию ими смысла прочитанного. Неслышащие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами.

На уроках чтения и развития речи целесообразно, для понимания прочитанного детьми текста, использовать такие обучающие приёмы:


1 .Изображение содержания прочитанного в рисунках.

Рисование побуждает детей к активному чтению, вызывая у них интерес к учению. Содержание многих рассказов воспроизводится в рисунках. Рассказ может быть оформлен в виде книги, учащиеся нарисовали то, что им понравилось, а затем описали то, что понравилось. После самостоятельного чтения детьми рассказа без предварительного разбора содержания его учениками предлагается сделать к нему рисунки. Используются разные приёмы:

а) рисую на доске героев рассказа, их действия, а ученики делают зарисовки в тетрадях, альбомах. Во время рисования необходимо постоянно спрашивать детей: «Кого рисуем? Что делает? А кого ещё нарисуем?» и т.д.

б) устно задаются воспитанникам вопросы типа: «Что было сначала? Что было потом?» Учащиеся отвечают на них, пишут ответ на доске. Дети зарисовывают содержание по ответам и подписывают рисунки;

в) пишутся на доске два-три вопроса по тексту, предлагается учащимся ответить на них устно. Дети отвечают. Далее даётся задание зарисовать ответы и подписать рисунки. При выполнении работы разрешается пользоваться книгой;

г) выписываются из текста два-три основных по содержанию предложения и предлагаю детям зарисовать их. Обычно к тексту описательного характера даётся один рисунок, к сюжетному тексту - несколько рисунков.

В 4-5 классах, когда общее речевое развитие учащихся позволяет им читать довольно значительные по объёму и богатые по содержанию тексты, можно дать задание учащимся изобразить в рисунке то, что им лучше всего запомнилось и понравилось. В процессе рисования дети учатся постоянно обращаться к тексту, внимательно читать. Также учащиеся обучаются воспроизводить содержание текста в схематических рисунках. После зарисовки и повторного чтения текста целесообразно переходить к обсуждению рисунков. Учащиеся приобретают умение анализировать, сравнивать, давать объяснения, доказывать, убеждать, обращаться с вопросом. Благодаря такой активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить нужные знания и умения. Помимо воспроизведения содержания прочитанного в рисунках и дальнейшего обсуждения их учащимися на уроках чтения или развития речи подбираются и картинки к тексту.


2. Сочинение по картине или серии картин.

При этом необходимо в одних случаях ставить четкую задачу на описание именно того, что изображено, в других — на изложение воображаемой ситуации, в которой картина является лишь иллюстрацией какого-либо отдельного момента.


3 .Составление плана.

На уроках чтения и развития речи воспитанники учатся планировать свою работу. Полученные навыки помогают им, прочитав текст, затем составлять план прочитанного рассказа.


4. Словарная работа.

Работа над словом имеет две стороны - пополнение словаря и его активация. Словарная работа проходит через всё обучение чтению. Важно, основываясь на наглядный материал и многократное повторение закреплять словарь, использовать его в речи.



5. Восстановление текста по частям.

Воспитанникам предлагается разрезной на части текст. Детям необходимо восстановить текст в правильном порядке.


6.Пересказ.

Вся предыдущая работа над текстом (рисование, работа с фигурками, беседа, составление плана, словарная работа) по существу является подготовкой к пересказу, который нередко завершает разбор текста. Имеют место разные виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, пересказ по плану, по опорным словам, с изменением лица, времени. Он может быть в устной и письменной форме.

Говоря о работе над пониманием прочитанного текста в начальных классах, имеется в виду не только непосредственное восприятие натуральных предметов, явлений и художественные иллюстрации, но и такие изобразительные средства, как видеофильмы, кукольный театр, теневой театр, презентации которые могут в значительной степени восполнить пробел ограниченного использования слова как средства расширения кругозора детей. Важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен глухому ребёнку.

Необходимо также учить воспитанников пользоваться приемами произвольного запоминания и воспроизведения (разбивка материала на части, придумывание к каждой части заголовка, составления плана предстоящего ответа на уроке). Велика роль сравнения заучиваемого материала с известным, ранее изученным. Необходимо указывать не только на сходство, но и на различие.

Понимание текста идет не через чтение, а через обсуждение прочитанного. Привыкший к постоянному критическому анализу воспитанник будет не только читать, но и сам себе задавать вопросы, включать фантазию, рисуя живые образы, искать свое я через книгу.

Литературный анализ не должен ограничиваться только вопросами учителя. Понимание прочитанного можно воплощать в детских рисунках, в лепке, в разыгрывании сценок. Полезным может быть пересказ текста от имени одного из героев произведения с оценкой произошедшего именно с точки зрения данного героя.

Приучать ребенка к книге необходимо через совместную работу взрослого и ребенка. Мало просто читать, пусть и совместно, книгу, надо разбирать ее, ставить вопросы и отвечать на них, анализировать со всей прямотой и открытостью поступки героев, прогнозировать их дальнейшие действия, ставить себя на их место. Таким образом, надо постараться сделать так, чтобы всячески привлечь воспитанника к книге, сделать ее неотъемлемой частью жизни ребенка, и только тогда мы можем ожидать реальных положительных результатов.