ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА
НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
Бегло читать можно научить неслышащего ребёнка рано или поздно. Но не в скорости состоит секрет успеха, а в понимании прочитанного . Понимать же смысл того, что он читает может так и не научиться. А ведь важно научить не только скорости чтения, а по пониманию прочитанного.
Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий.
В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих детей особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих играют также осязательные и двигательные ощущения.
Так же неслышащие дети страдают неустойчивым состоянием вегетативной системы, утомляемостью, нарушением моторики и лабильностью эмоциональной сферы.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий
Глухие значительно хуже запоминают объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком. Неслышащие дети, прежде всего, усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Труднее запоминаются глаголы и прилагательные. Воспитанники стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого-либо слова повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово. Фраза не всегда представляется как единая смысловая единица, нередко является не единым целым, а набором отдельных слов.
Замечено, что образы, формирующиеся у глухих школьников в процессе чтения художественной литературы, не всегда соответствуют описанию. Нередко это приводит к непониманию ими смысла прочитанного. Неслышащие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами.
На уроках чтения и развития речи целесообразно, для понимания прочитанного детьми текста, использовать такие обучающие приёмы:
1 .Изображение содержания прочитанного в рисунках.
Рисование побуждает детей к активному чтению, вызывая у них интерес к учению. Содержание многих рассказов воспроизводится в рисунках. Рассказ может быть оформлен в виде книги, учащиеся нарисовали то, что им понравилось, а затем описали то, что понравилось. После самостоятельного чтения детьми рассказа без предварительного разбора содержания его учениками предлагается сделать к нему рисунки. Используются разные приёмы:
а) рисую на доске героев рассказа, их действия, а ученики делают зарисовки в тетрадях, альбомах. Во время рисования необходимо постоянно спрашивать детей: «Кого рисуем? Что делает? А кого ещё нарисуем?» и т.д.
б) устно задаются воспитанникам вопросы типа: «Что было сначала? Что было потом?» Учащиеся отвечают на них, пишут ответ на доске. Дети зарисовывают содержание по ответам и подписывают рисунки;
в) пишутся на доске два-три вопроса по тексту, предлагается учащимся ответить на них устно. Дети отвечают. Далее даётся задание зарисовать ответы и подписать рисунки. При выполнении работы разрешается пользоваться книгой;
г) выписываются из текста два-три основных по содержанию предложения и предлагаю детям зарисовать их. Обычно к тексту описательного характера даётся один рисунок, к сюжетному тексту - несколько рисунков.
В 4-5 классах, когда общее речевое развитие учащихся позволяет им читать довольно значительные по объёму и богатые по содержанию тексты, можно дать задание учащимся изобразить в рисунке то, что им лучше всего запомнилось и понравилось. В процессе рисования дети учатся постоянно обращаться к тексту, внимательно читать. Также учащиеся обучаются воспроизводить содержание текста в схематических рисунках. После зарисовки и повторного чтения текста целесообразно переходить к обсуждению рисунков. Учащиеся приобретают умение анализировать, сравнивать, давать объяснения, доказывать, убеждать, обращаться с вопросом. Благодаря такой активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить нужные знания и умения. Помимо воспроизведения содержания прочитанного в рисунках и дальнейшего обсуждения их учащимися на уроках чтения или развития речи подбираются и картинки к тексту.
2. Сочинение по картине или серии картин.
При этом необходимо в одних случаях ставить четкую задачу на описание именно того, что изображено, в других — на изложение воображаемой ситуации, в которой картина является лишь иллюстрацией какого-либо отдельного момента.
3 .Составление плана.
На уроках чтения и развития речи воспитанники учатся планировать свою работу. Полученные навыки помогают им, прочитав текст, затем составлять план прочитанного рассказа.
4. Словарная работа.
Работа над словом имеет две стороны - пополнение словаря и его активация. Словарная работа проходит через всё обучение чтению. Важно, основываясь на наглядный материал и многократное повторение закреплять словарь, использовать его в речи.
5. Восстановление текста по частям.
Воспитанникам предлагается разрезной на части текст. Детям необходимо восстановить текст в правильном порядке.
6.Пересказ.
Вся предыдущая работа над текстом (рисование, работа с фигурками, беседа, составление плана, словарная работа) по существу является подготовкой к пересказу, который нередко завершает разбор текста. Имеют место разные виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, пересказ по плану, по опорным словам, с изменением лица, времени. Он может быть в устной и письменной форме.
Говоря о работе над пониманием прочитанного текста в начальных классах, имеется в виду не только непосредственное восприятие натуральных предметов, явлений и художественные иллюстрации, но и такие изобразительные средства, как видеофильмы, кукольный театр, теневой театр, презентации которые могут в значительной степени восполнить пробел ограниченного использования слова как средства расширения кругозора детей. Важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен глухому ребёнку.
Необходимо также учить воспитанников пользоваться приемами произвольного запоминания и воспроизведения (разбивка материала на части, придумывание к каждой части заголовка, составления плана предстоящего ответа на уроке). Велика роль сравнения заучиваемого материала с известным, ранее изученным. Необходимо указывать не только на сходство, но и на различие.
Понимание текста идет не через чтение, а через обсуждение прочитанного. Привыкший к постоянному критическому анализу воспитанник будет не только читать, но и сам себе задавать вопросы, включать фантазию, рисуя живые образы, искать свое я через книгу.
Литературный анализ не должен ограничиваться только вопросами учителя. Понимание прочитанного можно воплощать в детских рисунках, в лепке, в разыгрывании сценок. Полезным может быть пересказ текста от имени одного из героев произведения с оценкой произошедшего именно с точки зрения данного героя.
Приучать ребенка к книге необходимо через совместную работу взрослого и ребенка. Мало просто читать, пусть и совместно, книгу, надо разбирать ее, ставить вопросы и отвечать на них, анализировать со всей прямотой и открытостью поступки героев, прогнозировать их дальнейшие действия, ставить себя на их место. Таким образом, надо постараться сделать так, чтобы всячески привлечь воспитанника к книге, сделать ее неотъемлемой частью жизни ребенка, и только тогда мы можем ожидать реальных положительных результатов.