Просмотр содержимого документа
«Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы»
Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы
Предмет «Казахский язык и литература» закладывает фундамент общего филологического образования учащихся как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Целью обучения является воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенции на основе освоения описательной функциональной языковой системы, обогащение словарного запаса, синтаксического строя речи, овладения законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка. Данная цель определена потребностью общества в повышении функциональной грамотности подрастающего поколения для его конкурентоспособности Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Формирование функциональной грамотности на уроке казахского языка- это дать ребенку уровень знаний, умений и навыков обеспечивающий нормальное функционирование ученика в дальнейших социальных отношениях, которые считаются минимально необходимыми для осуществления его жизнедеятельности в конкретной социальной среде. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Решение многих задач зависит от профессионализма педагогических кадров. Сильным потенциалом казахстанской школы должен стать её учительский корпус. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Каждый педагог должен понимать свою роль в становлении личности. Одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования является казахский язык и литература. Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир родного слова, показать детям чудесные глубины казахского языка, сделать так, чтобы они полюбили его на всю жизнь. В задачах учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия самостоятельного добывания знаний.
Я работаю учителем казахского языка и литературы. За годы работы сделала выводы, что развитие коммуникативных навыков детей через грамотность чтения, для которых казахский язык не родной, является приоритетным для меня, как учителя казахского языка в русской школе, а также и то, что мы живем в полилингвистическом социуме, то умение грамотно излагать свои мысли считается очень важным. Стараюсь следить за произношением каждого ученика
В работе активно использую красочные опорные схемы, ролевые игры,лексико –смысловые таблицы. Положительным результатом является заинтересованное участие учащихся в составлении таблиц.Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Трудностей немало, но уже видны конкретные пути их преодоления. Характер таких уроков меняется в корне. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими.
По мере развития науки и техники, требования к знаниям растут, расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки. Поэтому можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Из вышеизложенного следует, что эффективность обучения функциональной грамотности зависит от готовности педагогов использовать все достижения современной науки, практиковать и отрабатывать умения, навыки, формирующие высококультурную личность.