СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение языку глухих детей через организацию речевого общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан для неслышащих детей начальной школы.

Просмотр содержимого документа
««Обучение языку глухих детей через организацию речевого общения»»

«Обучение языку глухих детей через

организацию речевого общения»

Лисицкая З.И., учитель

школы-интерната № 23 г.Белгорода


Обучаясь, глухой ребёнок получает возможность овладеть тем культурным наследством, которое закреплено в художественной и научной литературе, общаться не с узким кругом лиц, понимающим его жесты, а со всеми окружающими.

Глухой ребёнок овладевает речью при специальном обучении. Мышление его конкретно. Речь является средством общения и обмена мыслями, в ней большое место занимают вопросы, с которыми собеседники обращаются друг к другу. Вопросы имеют место не только в непосредственном общении. Любая книга, любое научное исследование имеет ответ на какой-то вопрос. Правильно поставленный вопрос уже в значительной мере помогает найти ответ. В формировании детских вопросов – как по содержанию, так неразрывно и по оформлению – в вопросительные предложения, ведущее значение имеет - руководящая роль взрослых. Основным и определяющим мотивом детских вопросов является стремление ребёнка к общению. Вопросительные слова усваиваются ребёнком постепенно, в зависимости от их значения. Пе6рвоначальные вопросы, выраженные интонацией, ещё не были вопросами в собственном смысле слова, когда на вопрос требуется ответ, когда говорящему что-то неизвестно. Ребёнок в этих первых вопросах выражает желание найти у собеседника подтверждение. Например, дети знают, что должна приехать мама, но всё равно говорят: «Мама будет?»

Вопросы с первого же дня общения становятся средством в руках учителя. Учитель спрашивает, а ученики отвечаю. А как научить ребёнка самого спрашивать, как развить его пытливость? Умение ставить вопросы – это выражение активности. Поэтому усвоению вопросительных предложений и слов уделяется большое внимание. А если ребёнок задаёт вопросы, то ему хочется узнать что-то новое, ему интересно учиться, у него пополняется словарный запас.

Понимание вопросов и понимание значения вопросительных слов в речи окружающих предшествуют употреблению их в самостоятельной речи детей.

Длительность разрыва между усвоением вопросительных слов и началом их применения в самостоятельной речи отельных учащихся различна для разных вопросительных слов и в классах у разных учителей. Она зависит от ряда причин, в том числе от трудности значения вопросительного слова и приёмов учителя при выяснении значения вопросительного слова.

Первые вопросы, оформленные словами, дети задают по собственному почину лишь в момент эмоционального возбуждения, повышенного интереса к событию, обычно близко касающемуся ребёнка. Можно выделить ряд этапов в оформлении вопросительных предложений в самостоятельной речи учащихся:

- вопрос выражен жестом;

- вопрос выражен вопросительным предложением, но без вопросительного

слова. Включается слово желаемого или предполагаемого ответа, ожидается или подтверждение или отрицание;

- вопрос выражен вопросительным словом или предложением с

вопросительным словом.

При наличии педагогической работы глухие учащиеся начинают пользоваться вопросами, как средством получения знаний от окружающих через речевое общение, т.е. в том же значении, как это делает слышащий ребёнок. Овладение вопросами в этом смысле является важным моментом в развитии мышления и речи глухих детей.

В работе над вопросами следует выделить четыре момента.

1. Необходимо научить глухих детей понимать значение вопросительных слов в быту, для чего использовать соответствующую ситуацию или умело создавать её в классе.

2.Поощрять вопросы самих детей, давая при этом ребёнку правильную словесную форму вопроса.

3. Применять вопросы и вопросительные полные предложения на уроках (при анализе прочитанного, в работе над поделками, по картинкам) как средство развития мышления и речи учащихся.

4. Применять вопросы для грамматического анализа.

Эти стороны работы должны быть ясны для учителя, чтобы в практике чётко представлять, на что необходимо обратить большое внимание, когда учитель добивается усвоения учащимися того или иного вопросительного слова.

Важна система работы над вопросами, и она должна быть выдержана с первых шагов обучения речи. Очень важно для развития мышления и речи детей раннее включение учителем вопросов в беседу учащимися. Уже в подготовительном классе можно проводить беседы о виденном, о доме с первых дней обучения.

Для усвоения вопросительного слова нужно создавать такие ситуации, так ставить вопрос, чтобы он был жизненно необходим для ребёнка, вытекал бы из самой обстановки. Например, вопросительное слово «кому» можно ввести в виде поручения на любом уроке. «Дай мне карандаш!» (поручение учителя, обращённое к ребёнку) «Кому Аня дала карандаш?» «Зинаиде Ивановне» Можно дать знакомый предмет и сказать: «…, дай ручку!» без имени ребёнка. Если дети смогут понять и спросить: «Кому?», то данный вопрос полностью осознан. Необходимо, чтобы дети выполняли поручения учителя осознанно. Нужно постоянно закреплять узнанное детьми на уроках и во внеурочное время.

Можно включать различного рода шутки, небылицы как один из приёмов развития сознательности чтения и развития речи, чтобы ученикам осознать вопрос – ответ. Например, в «Книге для чтения» (1класс) есть стихотворение «Снегопад», где есть такие строчки: «Даже кот надел на лапки белые ботинки». Создание эмоционального положительного отношения ученика к новому вопросу помогает его усвоению и закреплению.

Ещё один из приёмов, обеспечивающий овладение новым вопросом: вызвать у детей затруднение, заставить их пережить необходимость вопроса, не спешить к ним на помощь с оформлением вопроса словом, чтобы потом не оказалось, что форма пуста, не наполнена содержанием. Интересен случай, когда у мальчика спросили: «Где мама?» Он ответил не задумываясь: «Дома» Хотя мама стояла рядом с ним. Тут необходимо направлять мысль ребёнка, дать возможность самому подумать. Ведь раньше вопрос ставился на уроке и мальчик знал, что мама дома, и в данной ситуации сработал стереотип мышления, но хорошо подумав, ребёнок все же сказал, что мама тут.

Для введения новых вопросов и расширения их применения, богатые возможности представляют уроки-беседы по составлению дневников выходного дня. Беседы о событиях, случившихся с детьми, но о которых учитель ещё не знает, вызывает у детей желание рассказывать «Кто был дома?», - когда дети понимают вопрос, то можно ввести вопрос в разных формах: «Где были?», «Где? Тут? Дома? Где были?» Этот вопрос-конкретизация вопроса, переход от знакомой формулировки вопроса к новой. Даётся вопрос с вопросительным словом, уже хорошо усвоенным детьми: «Кто был дома?» При этом главное ударение падало на «был дома», т.к. речь шла о месте. Но это было не прямым вопросом о месте, а косвенным, он заставлял думать о месте. Следующий этап – прямой вопрос о месте: «Где были?» эти приёмы: 1)конкретизация вопроса, ограничение узкой областью представлений с последующим повторением вопроса в общей форме; 2)употребление вопроса к разным событиям – воспитывает у детей понимание значения вопросительного слова, овладение строем простого распространённого предложения. Ведь к членам простого распространённого предложения с глагольным сказуемым как раз и применимы все те вопросы, которые учитель употребляет в беседе о событиях из детской жизни. Дети сначала учатся понимать полные вопросительные предложения по отношению к конкретному случаю, потому что эти вопросы связаны учителем с событиями, лично пережитыми ребёнком. Повторение же одинаковых звеньев в целом ряде вопросов («Кто потерял ручку?», «Кто тебя укусил?») на разных уроках способствует затем выделению вопросительного слова, отвлечению его, усвоению уже в обобщённом значении.

Усвоив, значение отдельных вопросительных слов в процессе их применения или отвечая на них, можно дать понятия: «вопрос», «ответ». Вводить понятия нужно на знакомом материале, например, в организационной части урока: «Кто дежурный?», «Кого нет в классе» и др. Нужно добиваться, чтобы дети сами задавали вопросы. Необходимо создавать ситуацию, чтобы учащиеся не заучивали слова «вопрос», «ответ», а понимали. Можно ещё применять инсценировку и диалог.

Как научить глухого ребёнка спрашивать? Чтобы ребёнок спросил, надо, чтобы он задумался, остановился перед неизвестным, заметил недостающее, и обратился к кому-то из более осведомлённых, по его мнению, людей. Надо, чтобы он правильно оформил вопрос, применяя обобщённое вопросительное слово (где? куда?) к данному конкретному случаю. Нельзя воспитать навык спрашивать только на отдельных уроках или отдельными методическими приёмами. Надо, чтобы весь ход обучения был направлен на развитие мышления ученика, на то, чтобы он овладел прочными знаниями и навыками, на воспитание его активности; только тогда будут эффективны и отдельные приёмы, имеющие целью помочь ученику овладеть вопросительным предложением.

Вначале мы даём готовые ответы, а затем переходим к самостоятельной постановке вопросов детьми, упражняя в диалоге на уроках деятельности: «У кого нет бумаги?», на уроках развития речи: «Что делает мальчик?», «Спросите у меня: что там?»

Очень хорошо применять диалоги между детьми на тему семьи: «Андрей, спроси у Ани, как зовут её маму» в первом классе дети ещё пользуются тетрадями с записями вопросов и ответов, но потом уже нужно постепенно переходить к самостоятельности. Необходимо проводить обучение так, чтобы все дети были заинтересованы. Этому способствуют игровые моменты. И тот же «волшебный мешочек» (кто, что там?), и различного рода таинственные свёртки, когда ребята, увидев что-то необычное, пытаются узнать что же это. Вот здесь и нужно помочь ребёнку оформить свой вопрос и дать верный ответ, а потом он уже будет задавать вопросы или самостоятельно или с помощью табличек.

Каждый момент урока учитель может использовать для применения вопросов детей:

- в организационном моменте;

- в подготовке к чтению рассказа;

- при передаче усвоенного текста.

Необходимо научить глухих детей пользоваться вопросами, как средством познания через речевое общение. Чем ярче, эмоциональнее введено учителем в первый раз то или иное вопросительное слово, тес быстрее оно входит в самостоятельную речь детей. Учитывая обстановку, учитель может ввести вопрос и не в том порядке, с которым ученик может обратиться к учителю, окружающим, когда он хочет о чём-то у них узнать. Затем ребёнок встретится с этим же вопросом в учебнике, усваивая грамматическую систему русского языка. Необходимо много раз возвращаться к одному и тому же вопросительному слову на новом материале, на новом этапе, воспитывая более высокий уровень обобщения, пока учащиеся младших классов научатся понимать и употреблять вопросительное слово в том же значении, какое оно имеет в языке.

Необходима слаженная работа всего коллектива вместе с семьёй, единство требований к ребёнку.

Работа над вопросами является важным звеном в общем процессе обучения, в процессе воспитания логического мышления.