СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обычаи и традиции гор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного мероприятия было восприятия,  осмысления  и  практического  применения  учащимися культурологических ценностей своего, близких и дальних народов, обучение культуре,  добрососедских  отношений  между  народами,  воспитание чувства патриотизма, прививание учащимся принципов толерантности, чувства уважения к традициям, истории и культуре других народов.

Просмотр содержимого документа
«"Обычаи и традиции гор"»

7


Внеклассное мероприятие на тему:

«Дагестанские обычаи и обряды».


Цель: восприятия, осмысления и практического применения учащимися культурологических ценностей своего, близких и дальних народов, обучение культуре, добрососедских отношений между народами, воспитание чувства патриотизма, прививание учащимся принципов толерантности, чувства уважения к традициям, истории и культуре других народов.

Ознакомить учащихся с общепринятыми в народе правилами поведения и правилами дагестанского общежития. Раскрыть требования, сущность и значение народных моральных предписаний поведения в обществе, джамаате, семье. Уметь соблюдать этикетных норм при общении со старшими и младшими. - определять важнейшие требования этикета - приводить примеры.

Знать и соблюдать культуру обычаи, традиции, этикет своего народа. Знать своих выдающихся людей: учёных, поэтов, мыслителей, деятелей культуры.

Раскрыть значение праздников, трудовых торжеств, славную историю Дагестана.

Закрепить и обобщить имеющиеся знания учащихся. Актуальность мероприятия заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости.



1.Вед: уникальность Дагестана обусловлена разнообразием этнического состава, поскольку на территории республики проживает более 40 народов. Однако обряды и традиции были различными не только у представителей разных национальностей, но в каждом селе существовали свои уникальные обычаи. Многие из них были описаны профессором Расулом Магомедовым. Мы представляем их нашим слушателям.



2.Вед: В ауле Ходота есть родник, около которого, оставляли кувшины, ведра со сметаной и молоком. Это был своеобразный холодильник, и никто никогда не брал чужого.

– В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачи, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь по сей день оставляют на видном месте. В селении Тидиб найденное приносят к роднику. В селении Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся и забрал свою потерю. Это говорит о порядочности горцев.


1 Вед: Для обеспечения порядка и дисциплины среди людей народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, совести, намус.

Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело.

Мадина- Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!».

Марьям -Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».

Джамиля-Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:

I. Первое достоинство человека - ум.

Рахимат-II. Второе достоинство человека - дружба.

Ася-III. Третье достоинство человека - совесть.

Бакуля-IV. Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание.

Шанисат-V. Пятое достоинство человека - счастье.

Аварская сказка (сыграть сценку)

Ответ старика

Вед: Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил:

Гаджи- Сколько тебе лет, старик?

Мурад- Восемьдесят.

Гаджи- А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?

Мурад- Через сорок - ответил старик.

Путник усмехнулся:

Гаджи- Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева?

Старик ответил:

Мурад- Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются мои дети и внуки.

Вед : Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь.

Хотим сказать какой вес имела мать в горской семье.

Вед :Мать - единственный человек, который дает нам свое грудное молоко, кормит, пеленает, купает, одевает, ласкает, благословляет нас на добрые поступки.

Бакуля-«Ласка матери до камня доходит».

Шаня-«Грудь матери - колыбель для сына».

Ася-«Любовь матери - на расстоянии греет».

Рахимат-«У ребенка палец болит - у матери сердце болит».

Мадина-«Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь».

Эля-Именем матери человек дает клятву: «Клянусь матерью!»

Оксана-Мать - это символ чести, совести, доброты и благополучия.

Регина-Любовь к матери - самая святая любовь человека.

2 Вед: Мало только любить мать. Ее нужно беречь, ее нужно ценить, ею нужно гордиться, у нее нужно учиться. Дочери, по традиции народов Дагестана, с малых лет обязаны помогать матери: делать уборку в доме, нянчить младших братьев и сестер, стирать одежду, выпекать хлеб, готовить пищу, носить с родника воду. В аулах и селах девочки пропалывают огород, помогают в жатве хлеба, в уходе за домашними животными, птицей, учатся шить, вышивать, вязать, ткать ковры и др.

Эля-«Дочке десять лет - матери дела нет», - говорят в Дагестане.

Джамиля-Дочь - продолжение матери, а вот сын - это продолжение рода.

1Вед : А сейчас мы хотим вам показать сценку из аварской сказки ответ мудреца

2 Вед:

Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сыновья.

(Действия)

(Один поцеловал свою мать и побежал, напевая, дальше.

Второй спросил: «Ты не устала?» и побежал догонять товарища.

Третий молча взял ведра у своей матери и понес их в дом.

Мимо проходил седобородый аксакал.)

Вед: Вот такие разные, к сожалению , бывают сыновья!

Мадина- Скажите мудрец, - спросили матери. - Чей сын самый красивый и умный?

Гаджи- О, женщины, здесь был только один сын, - ответил мудрец.

2 Вед: В Дагестане отец и только отец – был и есть глава семьи. Так принято у народов Дагестана. Отец заботится о своей семье, отвечает за порядок в домашнем хозяйстве. Он уберегает семью от дурных поступков, показывает пример мужского благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства. Сын в дагестанской семье - первый помощник отца. Нет отца в доме - сын заменяет его, сын заботится о семье, о домашнем хозяйстве. Сын свято оберегает дело отца, честь отца. От слова «отец» образованы святые слова «отчизна», «отечество».

Эля-«Кто не ценит родного отца, тот Отчизну не ценит».

Оксана-«Кто отца родного уважает, тот Родину почитает».

Регина-«Что сделаешь для отца, то сделают для тебя твои дети».

Мадина-«Сын - памятник отцу», - учат народные дагестанские пословицы. 1Вед : Самой крепкой формой сближения людей в Дагестане является джамаат - жители одного населенного пункта. Сила джамаата в единстве, помощи, взаимоподдержке его тухумов.

У джамаата общий годекан - специальное место в ауле, где собирается мужское население. Аксакалы на почетных местах, подальше молодежь. Младшие слушают старших. Нельзя курить, сквернословить, нельзя плохо говорить об отсутствующих, нельзя унижать слабых и младших

2Вед: Если один работает и нуждается в помощи, другие должны ему помочь советом или делом. Традиции взаимопомощи тоже имеют свои правила, которые знает каждый маленький дагестанец.

2Вед: 1. На помощь надо приходить вовремя и со всеми.

1Вед: 2. Работу начинают и заканчивают по знаку старшего.

2Вед: 3. Помогая, не уступают другим в труде и старании, и отдыхать, радоваться, веселиться нужно вместе.

1Вед: 4. Закончив работу, нельзя хвалить себя.

2Вед:5. Никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи.

Эля-«Сделал добро - забудь, получив добро - помни всю жизнь».

Джамиля-«Кто добро знает и понимает, тот его никогда не забудет».

II ЧАСТЬ

Вед: -Помимо коренных жителей В Дагестана, проживает большое количество русских , именно поэтому, мы покажем вам Старинный Русский Обычай ‘’встреча гостей хлебом и солью’’.

Выходит Селимат с караваем, за ней Марьям с блинами. Под русскую, народную музыку .

Музыка затихает и Селимат говорит:

- С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя. Гость должен отломать кусочек хлеба, помакать его в соли и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, а также готовность разделить их беды и заботы.

Затем говорит Марьям:

-Блины-традиционное блюдо славян. Они является символом урожая и счастливых браков, победы дня над ночью, символом благополучия.

Ставят угощения перед учителями и уходят.

Самым распространенным обычаем в Дагестане, является обряд гостеприимство.

Сценка: (в сопровождении старинной мелодии)


Сакля, на полу - палас, подушки. Сидят муж с женой .

Заходит гость :

Салам алейкум дорогие хозяева . Вот приехал я из Табасарана в Акуша.

-Хозяин дома: Заходи , заходи , гость дорогой .Ты яв-ся посланником Аллаха. Давай жена принеси все, что у нас ест, угостить нашего гостя. Жена накрывает на пол (КУШАЮТ)

Гость: Дай Аллах баракат вашему дому. Если вы позволите я теперь отдохну, с дороги.

Хозяин: Жена, определи самое лучшее место и постель , что бы поспал и отдохнул наш гость.

Жена уходит, затем гостя сопровождает хозяин в другую комнату.

Вед. Говорит: Раньше без денег кунак мог попасть в любое место в Дагестане. Каждый горец считал за честь достойно принять гостя. “Гость – посланник АЛЛАХА” – говорили горцы. Гостя с пустыми хурджинами никогда не выпускали, клали ему хлеб, мясо, сыр какой-нибудь подарок. Когда гость уезжал, хозяин, шагая впереди, сопровождал до границы аула, демонстрируя, что он находится под его покровительством.


-Теперь мы покажем вам, как приводят невесту В ДОМ ЖЕНИХА по табасаранскому обычаю..(сВЕЧУ , кАНФЕТЫ, ЖЕЛЕЗН куклу. муку). принести

-Невесту ввели в дом. У порога ее встречали с подносом, на котором находилась зажженная свеча и муКа. Невеста должна была прикоснуться к муКе и оставить след на дверях.

Затем невесту осыпали сладостями, что бы она была счастлива и бросали под ноги железный предмет, что бы семейная жизнь была крепкая. После всех этих процедур невесту вводили в отведенную для них комнату и она становилась в правый угол комнаты. Это делалось для того что бы невеста знала свое место в этом доме .Ее угощали медом и давали мальчика на руки, что бы она имела много детей.

-Именно так у табасаранцев принято приводить невесту в дом жениха.

А сейчас мы вам покажем как проходит у аварцев этот обряд.

-Включается аварская зурна.

Заходит Мурад с наряженной веткой в руках, за ним девочки с песнями, шумом.

-У аварцев принято , что вместе с невестой в дом жениха обязательно должны были принести веточку, так называемую хура , наряженною фруктами и сладостями и обязательно на ветке должны быть мясо, чурек, сыр. После того как привели невесту в дом, ее угощают медом и сажают на почетное место.

Высказываем свое мнение:

-Вот мы вам показали обряд двух национальностей и можем сказать, что

не только у каждой нации , но и у каждого села есть свои отличия в обрядах и обычаях. Если у аварцев сажали невесту на почетное место то у табасаранцев невеста стояла в углу , чтобы знала свое место .Однако свадьбы всегда походили весело и шумно ,чтобы показать ,что семья рада невесте и готова ее принять.

-Девочки аккуратно уходят и Джамиля говорит:

А теперь мы переходим к кумыкскому обряду, который проводится при рождении ребенка.

В кумыкской семье рождение ребенка всегда отмечалось как радостное событие , но рождение сына праздновали особенно, торжественно.

Раньше роды принимала повитухи (аначи кЪатын). (а сегодня наша училище выпускает прекрасных специалистов-акушерок)

Муж в это время не должен был находиться дома . В воду для купания добавляли соль и серебренную монету. (то есть тем самым обеззараживали воду). После первого купания новорожденного заворачивали в отцовскую рубашку . После рождения ребенка радостную новость сообщали свекрови, затем остальным. Примерно через неделю ребенка укладывали в люльку.

Мадина говорит: Люлька-это первый дом ребенка на 1,5-2 года жизни. Считалось. что как бы крепко не пеленали ребенка, пока его не уложат в люльку, у него будет болеть спина.

Первое укладывание в люльку предпочитали совершать в пятницу обычно на 7 день.

Под матрасом клали что-то стальное:

Нож или ножницы, а также Коран.

В люльку укладывала малыша старшая из его бабушек с отцовской стороны.

Ведущая: вот прабабушка укладывает внука.

Ханум: желаю расти большим и сильным. Чтоб удача тебя сопровождала

всю жизнь ,чтобы не знал горя и бед и был гордостью родителей.

Вед: Молодая мама поет колыбельную

Сакинат поет под фонограмму

Дагестанская кухня разнообразна своими интересными блюдами ,а теперь мы хотим вам их продемонстрировать(под старинную дагестанскую музыку выносят блюда.)

Ведущая :в завершении нашего выступления мы хотим сказать, что в Дагестане любой праздник сопровождался танцами.

Исполнение танцев в горных аулах связано с особыми традициями, . Сельчане, наблюдающие со стороны, зорко следят за всем происходящим. Случайно брошенный взгляд или чрезмерное рвение во время танца не одобрялось. Считается очень неприличным, когда человек танцует развязно, кривляется. Строгость, сопровождающая красотой и изяществом движений, считаются хорошими чертами танцора. В ходе танца не допускаются действия, с какой-либо стороны бросающие тень на танцующую девушку или женщину. Не бывало танцев и в обнимку.

Включается старинная лезгинка, выходит Мурад и Оксана ,танцуют. Присоединяются остальные.

Вся группа в старинной одежде.



Обязательно принести:

-палас, ветку, куклу, люлку, лопатку

-свечка, мука, конфеты

-3 подушки. клиенку, скатерти

- 3 кувшина, папахи,трость.

Для украшения класса-музейные экспонаты.