7
Внеклассное мероприятие на тему:
«Дагестанские обычаи и обряды».
Цель: восприятия, осмысления и практического применения учащимися культурологических ценностей своего, близких и дальних народов, обучение культуре, добрососедских отношений между народами, воспитание чувства патриотизма, прививание учащимся принципов толерантности, чувства уважения к традициям, истории и культуре других народов.
Ознакомить учащихся с общепринятыми в народе правилами поведения и правилами дагестанского общежития. Раскрыть требования, сущность и значение народных моральных предписаний поведения в обществе, джамаате, семье. Уметь соблюдать этикетных норм при общении со старшими и младшими. - определять важнейшие требования этикета - приводить примеры.
Знать и соблюдать культуру обычаи, традиции, этикет своего народа. Знать своих выдающихся людей: учёных, поэтов, мыслителей, деятелей культуры.
Раскрыть значение праздников, трудовых торжеств, славную историю Дагестана.
Закрепить и обобщить имеющиеся знания учащихся. Актуальность мероприятия заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости.
1.Вед: уникальность Дагестана обусловлена разнообразием этнического состава, поскольку на территории республики проживает более 40 народов. Однако обряды и традиции были различными не только у представителей разных национальностей, но в каждом селе существовали свои уникальные обычаи. Многие из них были описаны профессором Расулом Магомедовым. Мы представляем их нашим слушателям.
2.Вед: В ауле Ходота есть родник, около которого, оставляли кувшины, ведра со сметаной и молоком. Это был своеобразный холодильник, и никто никогда не брал чужого.
– В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачи, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь по сей день оставляют на видном месте. В селении Тидиб найденное приносят к роднику. В селении Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся и забрал свою потерю. Это говорит о порядочности горцев.
1 Вед: Для обеспечения порядка и дисциплины среди людей народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, совести, намус.
Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело.
Мадина- Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!».
Марьям -Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».
Джамиля-Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:
I. Первое достоинство человека - ум.
Рахимат-II. Второе достоинство человека - дружба.
Ася-III. Третье достоинство человека - совесть.
Бакуля-IV. Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание.
Шанисат-V. Пятое достоинство человека - счастье.
Аварская сказка (сыграть сценку)
Ответ старика
Вед: Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил:
Гаджи- Сколько тебе лет, старик?
Мурад- Восемьдесят.
Гаджи- А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?
Мурад- Через сорок - ответил старик.
Путник усмехнулся:
Гаджи- Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева?
Старик ответил:
Мурад- Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются мои дети и внуки.
Вед : Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь.
Хотим сказать какой вес имела мать в горской семье.
Вед :Мать - единственный человек, который дает нам свое грудное молоко, кормит, пеленает, купает, одевает, ласкает, благословляет нас на добрые поступки.
Бакуля-«Ласка матери до камня доходит».
Шаня-«Грудь матери - колыбель для сына».
Ася-«Любовь матери - на расстоянии греет».
Рахимат-«У ребенка палец болит - у матери сердце болит».
Мадина-«Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь».
Эля-Именем матери человек дает клятву: «Клянусь матерью!»
Оксана-Мать - это символ чести, совести, доброты и благополучия.
Регина-Любовь к матери - самая святая любовь человека.
2 Вед: Мало только любить мать. Ее нужно беречь, ее нужно ценить, ею нужно гордиться, у нее нужно учиться. Дочери, по традиции народов Дагестана, с малых лет обязаны помогать матери: делать уборку в доме, нянчить младших братьев и сестер, стирать одежду, выпекать хлеб, готовить пищу, носить с родника воду. В аулах и селах девочки пропалывают огород, помогают в жатве хлеба, в уходе за домашними животными, птицей, учатся шить, вышивать, вязать, ткать ковры и др.
Эля-«Дочке десять лет - матери дела нет», - говорят в Дагестане.
Джамиля-Дочь - продолжение матери, а вот сын - это продолжение рода.
1Вед : А сейчас мы хотим вам показать сценку из аварской сказки ответ мудреца
2 Вед:
Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сыновья.
(Действия)
(Один поцеловал свою мать и побежал, напевая, дальше.
Второй спросил: «Ты не устала?» и побежал догонять товарища.
Третий молча взял ведра у своей матери и понес их в дом.
Мимо проходил седобородый аксакал.)
Вед: Вот такие разные, к сожалению , бывают сыновья!
Мадина- Скажите мудрец, - спросили матери. - Чей сын самый красивый и умный?
Гаджи- О, женщины, здесь был только один сын, - ответил мудрец.
2 Вед: В Дагестане отец и только отец – был и есть глава семьи. Так принято у народов Дагестана. Отец заботится о своей семье, отвечает за порядок в домашнем хозяйстве. Он уберегает семью от дурных поступков, показывает пример мужского благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства. Сын в дагестанской семье - первый помощник отца. Нет отца в доме - сын заменяет его, сын заботится о семье, о домашнем хозяйстве. Сын свято оберегает дело отца, честь отца. От слова «отец» образованы святые слова «отчизна», «отечество».
Эля-«Кто не ценит родного отца, тот Отчизну не ценит».
Оксана-«Кто отца родного уважает, тот Родину почитает».
Регина-«Что сделаешь для отца, то сделают для тебя твои дети».
Мадина-«Сын - памятник отцу», - учат народные дагестанские пословицы. 1Вед : Самой крепкой формой сближения людей в Дагестане является джамаат - жители одного населенного пункта. Сила джамаата в единстве, помощи, взаимоподдержке его тухумов.
У джамаата общий годекан - специальное место в ауле, где собирается мужское население. Аксакалы на почетных местах, подальше молодежь. Младшие слушают старших. Нельзя курить, сквернословить, нельзя плохо говорить об отсутствующих, нельзя унижать слабых и младших
2Вед: Если один работает и нуждается в помощи, другие должны ему помочь советом или делом. Традиции взаимопомощи тоже имеют свои правила, которые знает каждый маленький дагестанец.
2Вед: 1. На помощь надо приходить вовремя и со всеми.
1Вед: 2. Работу начинают и заканчивают по знаку старшего.
2Вед: 3. Помогая, не уступают другим в труде и старании, и отдыхать, радоваться, веселиться нужно вместе.
1Вед: 4. Закончив работу, нельзя хвалить себя.
2Вед:5. Никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи.
Эля-«Сделал добро - забудь, получив добро - помни всю жизнь».
Джамиля-«Кто добро знает и понимает, тот его никогда не забудет».
II ЧАСТЬ
Вед: -Помимо коренных жителей В Дагестана, проживает большое количество русских , именно поэтому, мы покажем вам Старинный Русский Обычай ‘’встреча гостей хлебом и солью’’.
Выходит Селимат с караваем, за ней Марьям с блинами. Под русскую, народную музыку .
Музыка затихает и Селимат говорит:
- С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя. Гость должен отломать кусочек хлеба, помакать его в соли и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, а также готовность разделить их беды и заботы.
Затем говорит Марьям:
-Блины-традиционное блюдо славян. Они является символом урожая и счастливых браков, победы дня над ночью, символом благополучия.
Ставят угощения перед учителями и уходят.
Самым распространенным обычаем в Дагестане, является обряд гостеприимство.
Сценка: (в сопровождении старинной мелодии)
Сакля, на полу - палас, подушки. Сидят муж с женой .
Заходит гость :
Салам алейкум дорогие хозяева . Вот приехал я из Табасарана в Акуша.
-Хозяин дома: Заходи , заходи , гость дорогой .Ты яв-ся посланником Аллаха. Давай жена принеси все, что у нас ест, угостить нашего гостя. Жена накрывает на пол (КУШАЮТ)
Гость: Дай Аллах баракат вашему дому. Если вы позволите я теперь отдохну, с дороги.
Хозяин: Жена, определи самое лучшее место и постель , что бы поспал и отдохнул наш гость.
Жена уходит, затем гостя сопровождает хозяин в другую комнату.
Вед. Говорит: Раньше без денег кунак мог попасть в любое место в Дагестане. Каждый горец считал за честь достойно принять гостя. “Гость – посланник АЛЛАХА” – говорили горцы. Гостя с пустыми хурджинами никогда не выпускали, клали ему хлеб, мясо, сыр какой-нибудь подарок. Когда гость уезжал, хозяин, шагая впереди, сопровождал до границы аула, демонстрируя, что он находится под его покровительством.
-Теперь мы покажем вам, как приводят невесту В ДОМ ЖЕНИХА по табасаранскому обычаю..(сВЕЧУ , кАНФЕТЫ, ЖЕЛЕЗН куклу. муку). принести
-Невесту ввели в дом. У порога ее встречали с подносом, на котором находилась зажженная свеча и муКа. Невеста должна была прикоснуться к муКе и оставить след на дверях.
Затем невесту осыпали сладостями, что бы она была счастлива и бросали под ноги железный предмет, что бы семейная жизнь была крепкая. После всех этих процедур невесту вводили в отведенную для них комнату и она становилась в правый угол комнаты. Это делалось для того что бы невеста знала свое место в этом доме .Ее угощали медом и давали мальчика на руки, что бы она имела много детей.
-Именно так у табасаранцев принято приводить невесту в дом жениха.
А сейчас мы вам покажем как проходит у аварцев этот обряд.
-Включается аварская зурна.
Заходит Мурад с наряженной веткой в руках, за ним девочки с песнями, шумом.
-У аварцев принято , что вместе с невестой в дом жениха обязательно должны были принести веточку, так называемую хура , наряженною фруктами и сладостями и обязательно на ветке должны быть мясо, чурек, сыр. После того как привели невесту в дом, ее угощают медом и сажают на почетное место.
Высказываем свое мнение:
-Вот мы вам показали обряд двух национальностей и можем сказать, что
не только у каждой нации , но и у каждого села есть свои отличия в обрядах и обычаях. Если у аварцев сажали невесту на почетное место то у табасаранцев невеста стояла в углу , чтобы знала свое место .Однако свадьбы всегда походили весело и шумно ,чтобы показать ,что семья рада невесте и готова ее принять.
-Девочки аккуратно уходят и Джамиля говорит:
А теперь мы переходим к кумыкскому обряду, который проводится при рождении ребенка.
В кумыкской семье рождение ребенка всегда отмечалось как радостное событие , но рождение сына праздновали особенно, торжественно.
Раньше роды принимала повитухи (аначи кЪатын). (а сегодня наша училище выпускает прекрасных специалистов-акушерок)
Муж в это время не должен был находиться дома . В воду для купания добавляли соль и серебренную монету. (то есть тем самым обеззараживали воду). После первого купания новорожденного заворачивали в отцовскую рубашку . После рождения ребенка радостную новость сообщали свекрови, затем остальным. Примерно через неделю ребенка укладывали в люльку.
Мадина говорит: Люлька-это первый дом ребенка на 1,5-2 года жизни. Считалось. что как бы крепко не пеленали ребенка, пока его не уложат в люльку, у него будет болеть спина.
Первое укладывание в люльку предпочитали совершать в пятницу обычно на 7 день.
Под матрасом клали что-то стальное:
Нож или ножницы, а также Коран.
В люльку укладывала малыша старшая из его бабушек с отцовской стороны.
Ведущая: вот прабабушка укладывает внука.
Ханум: желаю расти большим и сильным. Чтоб удача тебя сопровождала
всю жизнь ,чтобы не знал горя и бед и был гордостью родителей.
Вед: Молодая мама поет колыбельную
Сакинат поет под фонограмму
Дагестанская кухня разнообразна своими интересными блюдами ,а теперь мы хотим вам их продемонстрировать(под старинную дагестанскую музыку выносят блюда.)
Ведущая :в завершении нашего выступления мы хотим сказать, что в Дагестане любой праздник сопровождался танцами.
Исполнение танцев в горных аулах связано с особыми традициями, . Сельчане, наблюдающие со стороны, зорко следят за всем происходящим. Случайно брошенный взгляд или чрезмерное рвение во время танца не одобрялось. Считается очень неприличным, когда человек танцует развязно, кривляется. Строгость, сопровождающая красотой и изяществом движений, считаются хорошими чертами танцора. В ходе танца не допускаются действия, с какой-либо стороны бросающие тень на танцующую девушку или женщину. Не бывало танцев и в обнимку.
Включается старинная лезгинка, выходит Мурад и Оксана ,танцуют. Присоединяются остальные.
Вся группа в старинной одежде.
Обязательно принести:
-палас, ветку, куклу, люлку, лопатку
-свечка, мука, конфеты
-3 подушки. клиенку, скатерти
- 3 кувшина, папахи,трость.
Для украшения класса-музейные экспонаты.