Один день в крестьянской избе.
Цели:
Создание условий для осуществления этнокультурного образования и воспитания.
Развитие музыкальной культуры, фольклора у детей средствами традиционной народной культуры.
Развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность.
Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.
Формирование и развитие исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.
В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:
Воспитательные задачи:
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;
учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Образовательные задачи:
развивать активное восприятие музыки, литературы посредством музыкального фольклора;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
воспитывать творчески-активную личность;
развивать внимание, память.
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Учащиеся будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.
Учащиеся получат опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста.
Дети младшего школьного возраста получат личный опыт участия в праздниках, проектах, в творческой и сценической деятельности в школе.
Участники
- учащиеся 1 – 4 классов
- родители
- гости, администрация.
Ход подготовки:
Заранее разучить с учащимися русские народные песни,игры, Пословицы и поговорки, небылицы..
Дать задание учащимся вспомнить загадки, пословицы, поговорки.
Оформить помещение, используя стилизованные элементы русской избы, горницы.
Предложить всем участникам праздника отразить в своей одежде элементы народного костюма.
Ход мероприятия:
(слайд 1-заставка.)
ЧАСТЬ №1
1- День добрый, люди добрые!
2-Всем низкий поклон!
1-Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
2- И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
(слайд 2-деревенская улица.)
1-Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций.
2. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься.
1- Вот и мы сегодня предлагаем вам заглянуть в одну избу. Побывать, да своими глазами всё увидеть.
2.- Ну, тогда закройте глаза и считайте все хором до 10 ...
(слайд 3- горница.)
1- Оказались мы с вами в русской деревянной избе. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(уходят)- слайд-внутреннее убранство избы.
( хозяйка за прялкой, Марьюшка с пяльцами, Федул лапти плетёт)
Хозяйка: Дом вести -не головой трясти! Всё для всех надо припасти.
Марья: Матушка ,посмотри,так ли?
Хозяйка: Так, Марьюшка, так. Вон как этот петушок у тебя ладно получился. Рукодельница, ты моя! Главное не спешить.
Марья: Знаю матушка: Семь раз отмерь ,один отрежь.
Хозяйка: Домом жить- обо всём надо тужить.
Федул :Матушка посмотри, лапоточки для Акули почти готовы. Только тут подтянуть, да тут подобрать
Хозяйка: Ох, Федул! Ведь по работе и мастера видно!
Федул: Знаю: Поспешишь-людей насмешишь!
(слайд 4- скамейки в горнице.)
Дети (2человека): Матушка, половик самотканый выбили, да лавку застелили.
Хозяйка: Да, детушки, раньше говорили: чем длиннее скамья, тем больше семья. Лавок в горнице ставили столько, чтоб
хватило всей семье и дорогим гостям.
Акуля : Чтоб на скамье то посидеть, вон сколько дел надо было с раннего утра сделать…
(дети сидят на скамейках)
(слайды 5- 8 занятия детей.)
Хозяйка: Где работа, там и в доме густо, а в ленивом доме пусто.
ЧАСТЬ№2
Ведущие:
-Время движется вперёд, час обеда настаёт
( слайд 9- Стол в горнице)
-Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. Вся семья собиралась за столом .В каждом доме и на каждом столе красовался крутобокий посудный царь, ни одна трапеза без него не обходилась.
(слайд 10-самовар и девочка.)
на столе самовар-дети подходят к столу)
-Для русского человека самовар был не просто предметом домашней утвари. Самовар - был символ семейного очага, уюта, дружеского общения .
(слайд 11-самовар в разрезе.)
- Самовар видели все, а вот не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки и древесный уголь.
- Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала вода в самоваре-чай заваривали. В специальном приспособлении наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
(слайд 12-самовар на столе)
Хозяйка:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет
Если хворь с кем приключится –
чаем можно полечиться.
Чай всех снадобий полезней,
помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
а в морозы согревает,
И сонливость переборет
и с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг
Марья:-Чай то чаем,а есть как хочется, даже живот подвело.
(слайд 13- горшки в устье печки.)
Хозяйка. «Щи да каша – пища наша».
Недаром так в народе говорят.
Кашу с удовольствием русские люди едят.
Вкусна, сытна, полезна,
Помогает от болезней,
Силы придаёт, к здоровью ведёт.
Особенно нужна для детей.
Готовится без затей,
Но помогает быстро расти.
И здоровый дух в здоровом теле обрести.
А сейчас мы детушки все вместе кашу варить будем. Я буду называть продукты. Если они нужные для каши – то вы хлопаете, а если не идут для каши – то вы топаете.
Игра с залом.
Хозяюшка-мастерица
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла:
Парное молоко… (Х)
Куриное яйцо… (Т)
Крупа манная… (Х)
Капуста кочанная… (Т)
Солёный огурец… (Т)
Мясной холодец… (Т)
Сахар да соль… (Х)
Белую фасоль… (Т)
Масло топлёное… (Х)
Рыбка солёная… (Т)
Лавровый лист… (Т)
Китайский рис… (Х)
Чернослив и изюм… (Х)
Перец болгарский… (Т)
Соус татарский… (Т)
Клубничное варенье… (Х)
Бисквитное печенье… (Т)
Молодцы, ребята!
Пока мы о каше говорили
Печь и огонь чудо сотворили.
Крупа с водой и маслом соединились,
Вкусная каша получилась.
Чудесный дух испускает
К трапезе приглашает.
А вот и каша готова.
(выносим горшок с кашей)
(слайд 14- печка, горшки...)
Акуля:
Каша вкусная дымится,
Акулина кашу есть садится.
Очень каша хороша!
Ели кашу не спеша,
Ложку за ложкой
Ели понемножку...
Марья: (выносит кочан капусты)
Матушка,а вот и капуста
Принимаемся за дело.
Будем квасить и солить,
А лучше щи сварить.
Хозяйка: Есть капуста, на стол поставить не стыдно, да и съедят не жалко.
Чтоб детушек не томить будем щи варить. Вот чугунки , (на доске 2 чугунка) в них будем щи варить, а вот подносы с овощами-всё почищено, помыто. Осталось овощи разобрать , да в чугунки разложить, а там уж печка опять своё дело сделает.( на подносах овощи и фрукты нужные и не нужные для щей.)
Игра: «Свари щи.»
Марья:
Щи - это гвоздь хорошего обеда,
Они так повышают аппетит,
За стол садишься, аромат вдыхаешь,
И от желанья есть душа горит!
(слайд 15-ложки.)
Берите ложки, ведь где щи, там и нас ищи.
ЧАСТ№3
- Время движется вперёд, вот и вечер настаёт.
- Есть время работать, есть время и веселиться,
- Приглашаем всех на посиделки. Повеселиться,песен попеть,поиграть, байки послушать.
(слайд 16-изба, где посиделки.)
-Так и скажи : На других посмотреть и себя показать.
Акуля :Какие же посиделки без частушек:
Девочка 1-2:-Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Девочка1– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна идуплясать
Нас идет четыре.
Девочка-2 – Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
Девочка-1– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
Девочка 2: – По деревне я пошла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Девочка 1: – Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
Девочка 2: – Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Машиных руках
Хорошо играет.
Девочк 1 – Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.
Девочка1-2–
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Хозяйка :Частушки хороши. А небылицы в лицах уже сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
Девочка:- Сынок, сходи за водицей на речку!
Мальчик:- Брюхо болит!
Девочка:- Сынок, иди кашу есть!
Мальчик:- Что ж, раз мать велит - надо идти.
Мальчик 1:- Что ваши девчата делают?
Мальчик 2:- Шьют да поют!
Мальчик 1:- А матушки?
Мальчик 2:- Порют да плачут.
Мальчик 1:- Фома, у тебя в избе тепло?
Мальчик 2:- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.
Девочка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Да кафтан прожег.
Девочка: Зачинить можно!
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.
Девочка: Где ты, брат Иван?
Мальчик: В горнице.
Девочка: А что делаешь?
Мальчик: Помогаю Петру.
Девочка: Петр что делает?
Мальчик: Да на печи лежит.
Акуля: Ой. Матушка, засиделись мы. Пора всем размяться- игрой заняться, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»- Я думаю никто не откажется.
(слайд 17- дети водят хоровод.)
Федул:
Мы работали, устали,
Только в праздник отдыхали –
Рубахи красны надевали,
Поясом их подвязали.
Эй, подружки, выходите,
На нас, нарядных, поглядите!
Акуля :А мы тоже наряжались,
Для игры собирались –
Губки красили морковкой,
Угольком чертили бровки,
Щеки пудрили мукою
И румянили свеклою.
Сарафаны надевали,
Ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали
И скорей играть бежали
(Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре, у которого завязаны глаза и поют:
Дети вместе:– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
Дети вместе– Свои руки положи
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Акуля: Наигрались, на веселились от души.
Марья: Что ты ,Акулинка, веселье-то только начинается. Слышишь дядя Андрей гармошку берёт. Хоть пляши, хоть пой или просто слушай.
( слайд 18- гармонист.)
Хозяйка:
Гармонист, гармонист,
Ну, сыграй, пожалуйста
Мы твоей игры веселой
Давно дожидаемся!
( Выходит гармонист, играет русские народные наигрыши. Рассказывает о своей гармошке.)
Хозяйка: Да, какая сила у русской гармони, сохраняют её и продлевают жизнь великолепному русскому инструменту наши отцы, деды и прадеды.
На Руси никогда не умолкнут гармони,
Русь без голоса гармони, как трава без росы.
Часть№4
-Посидели, повеселились, пора и честь знать.Всем в доме пора отдыхать.
(слайд 19-закат.)
-Спасибо, хозяюшке, да её детушкам.
-Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Хозяйка:И вам всем спасибо. Вот и дню длинному конец, А кто здесь был, да нас слушал – молодец!