«Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных»
Исследование создает новое знание.
Нил Армстронг
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;
формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;
пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать
информацию (из таблицы, текста в схему), анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения.
создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.
Ожидаемые результаты
Личностные:
Метапредметные:
Познавательные:
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
ученик способен формулировать проблемы.
Коммуникативные:
Регулятивные:
Предметные
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя.
Учитель: Добрый день, ребята! Я думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с Вами многому научимся. Успехов Вам и удачи!
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к сегодняшнему уроку. Как Вы понимаете его смысл?
- А что такое исследование?
Иссле́дование – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.
-Давайте подберем синонимы к этому слову (поиск, открытие, разработка, изучение).
- Какие люди могут провести исследование и сделать открытие? (смелые, умные, трудолюбивые).
-А хотели бы Вы сами попробовать сделать открытие?
- Сегодня на уроке у каждого из Вас будет такая возможность.
- А что нам для этого нужно?
(Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели).
- Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах. Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите дату.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Что будет фундаментом нашего исследования? (полученные ранее знания).
Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.
1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
2) Имена прилагательные изменяются по…
3) Прилагательные по значению делятся на разряды …
4) Основные способы образования имен прилагательных…
5) Имена прилагательные чаще всего образуются от …..
- На доске Вы видите зашифрованные (картинки) имена существительные. Образуйте от них имена прилагательные.
гусь - гусиный
лед - ледяной
лимон - лимонный
тыква - тыквенный
песок - песчаный
операция – операционный
- Что у них общего (образованы от имён существительных суффиксальным способом) и чем они различаются (н и нн)?
- Сформулируйте тему нашего урока (запись на рабочих листах)
3. Этап выявления места и причины затруднений.
-Давайте попробуем распределить данные слова на два столбика. Какие слова отнесём к 1 столбику, а какие ко 2? Почему? (гипотезы детей, отчего зависит правописание н и нн).
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.
Чтение параграфа учебника. (стр. 91-93)
Составление кластера (подобрать пункты правила к примерам).
Дополнение кластера словами исключения.
5. Реализация построенного проекта.
Запись выводов исследования в рабочие листы.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
-Ребята, а чему мы с Вами должны научиться на уроке?
(правильно писать слова)
-Теперь у нас есть теоретическая основа, давайте проверим её на практике.
упр.227 - устно (работа с карточками)+ динамическая пауза.
Образуйте от данных слов имена прилагательные, добавив к ним имена существительные. Сделайте графические обозначения.
луна-
цена-
плен-
осень-
барабан-
картина-
солома-
листва-
обед-
торжество-
ветер-
революция-
информация-
- В самом начале урока мы подбирали синонимы к слову. А можно ли подобрать синоним к словосочетанию?
Работа со словосочетаниями. Составьте с/с по схеме: предмет + признак.
Пальто из кожи, станок для бритья, чашка из глины , кисель из клюквы, рой пчёл, ваза из стекла, масло для машины(1 вариант);
часы из серебра, лепешка из тыквы, разговор по телефону, писк комара, кофта из шерсти, стол из дерева, решётка у камина(2 вариант).
Физкультпауза для глаз.
4) Работа с текстом.
-А где мы можем встретить слова на данное правило? (в текстах, в диктантах).
-Обратимся к тексту. Прочитайте его. Определите стиль и тип речи.
Маленький мальчик играл у окна в старом доме. Мать мальчика сидела около него и вышивала.
В это время в глубине пустынной улицы со стороны старого порта показался высокий и очень худой человек в чёрном. Он шёл быстро, размахивал длинными руками и говорил сам с собой. Шляпу он нёс в руке, и потому был хорошо виден его покатый лоб, орлиный нос и серые глаза.
Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику. «Вот идёт наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь». Мальчик посмотрел на таинственного незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого оловянного солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.
(По К.Г. Паустовскому «Сказочник»)
- Как Вы думаете, почему мальчик подарил писателю своего солдатика?
- Какие книги этого писателя помните Вы?
- Найдите в тексте имена прилагательные, объясните написание н и нн?
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Работа с бланками «Цветной» диктант» – (два человека у доски).
- Ребята, я прочитаю Вам ещё один текст, а Вы подумайте над следующими вопросами:
-О чем этот текст? -1 рад
-Как его можно озаглавить? – 2 ряд;
- Какое настроение создает этот текст? – 3 ряд.
Лес стоит сонный, хмурый. В свинцовом небе слышится журавлиный крик. Это птицы летят за в таинственные страны. За ними потянулись гусиные стаи.
Улетели птицы. В холодном лесу наступила торжественная тишина. Муравьиные дома накрыты ледяными куполами, которые блестят как стеклянные. Их выстроил утренний мороз после ночного дождя.
-А теперь я прочитаю Вам этот текст ещё раз, Ваша задача услышать имена прилагательные с н и нн. Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
Проверка ответов по образцу.
Этап включения в систему знаний и повторения.
-Ребята, наше исследование подошло к концу.
Я узнал…
Я научился…
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Я сегодня себя могу похвалить за …
Мне необходимо поработать над …
Оцените свою работу на уроке.
Оцените работу соседа по парте.
Домашнее задание:
1) § 23-учить правила.
2) составить словарный диктант на изученную орфограмму или упр. 228..
8