СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация создана в помощь учителю на урока русского языка в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных.»

Двадцать первое ноября  Классная работа    Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных.

Двадцать первое ноября Классная работа Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных.

Задание № 1. Самостоятельная работа. Самопроверка . Написания Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Читаем словосочетания, записываем только номер словосочетания и буквы Н или НН. Образец: 1) нн;  2) н. 1. Собра..ый урожай 2.Вяза..ые варежки 3.Прочита..ая книга 4.Заплетё..ая коса 5.Стеклё..ая мастером 6.Образова..ый мальчик 7.Сея..ая ситом 8.Варё..ое яйцо 9.Коше..ый отцом 10.Скоше..ая трава

Задание № 1. Самостоятельная работа. Самопроверка . Написания Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Читаем словосочетания, записываем только номер словосочетания и буквы Н или НН. Образец: 1) нн; 2) н. 1. Собра..ый урожай

2.Вяза..ые варежки 3.Прочита..ая книга

4.Заплетё..ая коса 5.Стеклё..ая мастером

6.Образова..ый мальчик 7.Сея..ая ситом

8.Варё..ое яйцо 9.Коше..ый отцом 10.Скоше..ая трава

Задание № 2. Самопроверка  1. Собра нн ый урожай (от глаг.совер.вида)  2.Вяза н ые варежки (от глаг. несовер. вида)  3.Прочита нн ая книга (от глаг.совер.вида)  4.Заплетё нн ая коса (от глаг.совер.вида)  5.Стеклё нн ая мастером (есть завис.слово)  6.Образова нн ый мальчик (есть –ОВА)  7.Сея нн ая ситом (есть завис.слово)  8.Варё н ое яйцо (от глаг. несовер. вида)  9.Коше нн ый отцом (есть завис.слово)  10.Скоше нн ая трава (от глаг.совер.вида)

Задание № 2. Самопроверка 1. Собра нн ый урожай (от глаг.совер.вида) 2.Вяза н ые варежки (от глаг. несовер. вида) 3.Прочита нн ая книга (от глаг.совер.вида) 4.Заплетё нн ая коса (от глаг.совер.вида) 5.Стеклё нн ая мастером (есть завис.слово) 6.Образова нн ый мальчик (есть –ОВА) 7.Сея нн ая ситом (есть завис.слово) 8.Варё н ое яйцо (от глаг. несовер. вида) 9.Коше нн ый отцом (есть завис.слово) 10.Скоше нн ая трава (от глаг.совер.вида)

 1.Записать слова сначала в полной, затем в краткой форме с объяснением условия выбора Н или НН.    Утрамбова нн ая дорога –  Усыпа нн ая тропинка –  Разукраше нн ая ёлка – 2.Делаем вывод о написании Н в кратких страдательных причастиях.  Пусты нн ая местность –  Тума нн ая даль –  Румя н ое лицо – . 3.Делаем вывод о написании НН и Н в кратких прилагательных.  

1.Записать слова сначала в полной, затем в краткой форме с объяснением условия выбора Н или НН. Утрамбова нн ая дорога –

Усыпа нн ая тропинка –

Разукраше нн ая ёлка –

2.Делаем вывод о написании Н в кратких страдательных причастиях.

Пусты нн ая местность –

Тума нн ая даль –

Румя н ое лицо – .

3.Делаем вывод о написании НН и Н в кратких прилагательных.

 

1.Записать слова сначала в полной, затем в краткой форме с объяснением условия выбора Н или НН.    Утрамбова нн ая дорога – дорога утрамбова н а  Усыпа нн ая тропинка – тропинка усыпа н а  Разукраше нн ая ёлка – ёлка разукраше н а 2.Делаем вывод о написании Н в кратких страдательных причастиях.  Пусты нн ая местность – местность пусты нн а  Тума нн ая даль – даль тума нн а  Румя н ое лицо – лицо румя н о. 3.Делаем вывод о написании НН и Н в кратких прилагательных.

1.Записать слова сначала в полной, затем в краткой форме с объяснением условия выбора Н или НН. Утрамбова нн ая дорога – дорога утрамбова н а

Усыпа нн ая тропинка – тропинка усыпа н а

Разукраше нн ая ёлка – ёлка разукраше н а

2.Делаем вывод о написании Н в кратких страдательных причастиях.

Пусты нн ая местность – местность пусты нн а

Тума нн ая даль – даль тума нн а

Румя н ое лицо – лицо румя н о.

3.Делаем вывод о написании НН и Н в кратких прилагательных.

4. Причастия могут переходить в прилагательные, теряя прямое значение. В этом случае мы не можем их заменить словом « который + глагол », например: Рассеянные по полю семена (которые рассеяли). У причастия может быть или есть существительное в творительном падеже (кем? чем?) семена, рассеянные ветром; семена рассеяНы (рассеяли) по полю – одна Н (краткое причастие) 5. Рассеянная ученица ( прилагательное ) – нельзя заменить: ученица, которую рассеяли. Такие прилагательные можно заменить синонимичными прилагательными – невнимательная, имеет степень сравнения – рассеяннее. Лена рассеяННа (невнимательна) – две НН (краткое отглагольное прилагательное). Люда рассеяННее (сравнит. степень) Лены.

4. Причастия могут переходить в прилагательные, теряя прямое значение. В этом случае мы не можем их заменить словом « который + глагол », например:

Рассеянные по полю семена (которые рассеяли).

У причастия может быть или есть существительное в творительном падеже (кем? чем?) семена, рассеянные ветром; семена рассеяНы (рассеяли) по полю – одна Н (краткое причастие)

5. Рассеянная ученица ( прилагательное ) – нельзя заменить: ученица, которую рассеяли.

Такие прилагательные можно заменить синонимичными прилагательными – невнимательная, имеет степень сравнения – рассеяннее. Лена рассеяННа (невнимательна) – две НН (краткое отглагольное прилагательное).

Люда рассеяННее (сравнит. степень) Лены.

Проанализируем данные примеры, объясним написание Н и НН. Местность ограничена горами. – Девочка была очень ограниченна (неразвитая, глупая, с узким кругом интересов). Море взволновано сильным ветром. – Лицо юноши взволнованно (выражает эмоции положительные или отрицательные: радостное, печальное, удивлённое…) Манеры героя повести были изысканны (утонченные). – Средства для новой экспедиции были изысканы .

Проанализируем данные примеры, объясним написание Н и НН.

Местность ограничена горами. – Девочка была очень ограниченна (неразвитая, глупая, с узким кругом интересов).

Море взволновано сильным ветром. – Лицо юноши взволнованно (выражает эмоции положительные или отрицательные: радостное, печальное, удивлённое…)

Манеры героя повести были изысканны (утонченные). – Средства для новой экспедиции были изысканы .

Задание № 3. Практическая работа.    Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.  Образец:   Поездка организована (кр. прич.: организована кем? – нами), девочка организованна (кр. прилаг.: девочка какая? - организованная, дисциплинированная).   Речи проникнове..ы и взволнова..ы; дети рассея..ы; дети воспита..ы бабушкой; бойцы мужестве..ы; бригада ограниче..а во времени; женщина груба, ограниче..а; солдаты сдержа..ы; вода сдержа..а плотиной.

Задание № 3. Практическая работа. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. Образец: Поездка организована (кр. прич.: организована кем? – нами), девочка организованна (кр. прилаг.: девочка какая? - организованная, дисциплинированная). Речи проникнове..ы и взволнова..ы; дети рассея..ы; дети воспита..ы бабушкой; бойцы мужестве..ы; бригада ограниче..а во времени; женщина груба, ограниче..а; солдаты сдержа..ы; вода сдержа..а плотиной.

Задание №4. Проверка    Речи проникнове нн ы и взволнова нн ы ( кр.прил .:речи какие? – проникновенные и взволнованные);  дети рассея нн ы ( кр. прил .: дети какие? – рассеянные);  дети воспита н ы ( кр. прич : воспитаны кем? - бабушкой;  бойцы мужестве нн ы ( кр. прил .:бойцы какие? –мужественные); бригада ограниче н а во времени ( кр.прич .: ограничена в чём? во времени);  женщина груба, ограниче нн а ( кр. прил .:женщина какая? – грубая, ограниченная);  солдаты сдержа нн ы ( кр.прил .: солдаты какие? – сдержанные);  вода сдержа н а плотиной ( кр.прич .: сдержана чем? плотиной).

Задание №4. Проверка Речи проникнове нн ы и взволнова нн ы ( кр.прил .:речи какие? – проникновенные и взволнованные); дети рассея нн ы ( кр. прил .: дети какие? – рассеянные); дети воспита н ы ( кр. прич : воспитаны кем? - бабушкой; бойцы мужестве нн ы ( кр. прил .:бойцы какие? –мужественные); бригада ограниче н а во времени ( кр.прич .: ограничена в чём? во времени); женщина груба, ограниче нн а ( кр. прил .:женщина какая? – грубая, ограниченная); солдаты сдержа нн ы ( кр.прил .: солдаты какие? – сдержанные); вода сдержа н а плотиной ( кр.прич .: сдержана чем? плотиной).

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:   Откройте учебник на стр.78 (пар.24),изучите правила.  упр.145,146 выполняем письменно.    Домашнее задание:   пар.24 (стр.78 ),изучить материал. Упр.147, 150 ( пис.)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Откройте учебник на стр.78 (пар.24),изучите правила. упр.145,146 выполняем письменно. Домашнее задание: пар.24 (стр.78 ),изучить материал. Упр.147, 150 ( пис.)