Конспект урока по русскому языку по теме «Однородные члены предложения». 4-й класс
Ибрагимова Эльмира Эседуллаевна.
Тема: Однородные члены предложения.
Цель:
познакомить учащихся с особенностями однородных членов предложения;
ввести термин однородные члены предложения.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о предложении, словосочетании; обеспечить усвоение понятия «однородные члены»;
Развивающие: развитие таких способностей учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений, развитию интереса к изучению русского языка, уверенность в своих силах, воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые предметные результаты освоения материала.
Научатся:
распознавать предложения с однородными членами предложения, находить их в тексте;
определять, каким членом предложения являются однородные члены;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по определенным признакам;
Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и одноклассниками; контроль, коррекция, оценка действий своих и партнера;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал.
Тип урока: урок получения новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Прием «Верное-неверное утверждение»
(учащиеся ставят + или – в тетради)
В слове елка 5 звуков. (+)
Предложение «Соловей не поет» - распространенное (-)
Предложение «Тихо дремлет река» - нераспространенное (-)
В слове солдат-буква безударного гласного звука а (-)
Слово прогулка состоит из корня, суффикса, окончания (-)
В предложении «Садик мой веселый, где ж твои цветы?» есть обращение (+)
Птицы улетели-словосочетание (-)
В слове лампа все согласные имеют пару по звонкости-глухости (-)
Все существительные изменяются по числам (-)
Слова вредный-полезный – антонимы (+)
Взаимопроверка:
- Ребята, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте, оцените ответы.
- Вам предлагается список утверждений (на парте у каждого ученика карточка с высказываниями).
- Установите, верны ли данные утверждения: если считаете высказывание верным, напишите «да», если считаете высказывание неверным, напишите «нет». После изучения темы урока мы вернемся к данным утверждениям и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Высказывание | До изучения темы | После изучения темы |
1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения. | | |
2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены. | | |
3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. | | |
4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. | | |
5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой. | | |
3. Самоопределение к деятельности.
- Откройте учебник на стр. 25.
- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)
- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.
В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж.
- Прочитайте текст.
- Что вы заметили? (Во втором предложении повторяются слова несет вещи)
- Измените предложение, чтобы не было повтора.
(Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.)
- Спишите предложение. Подчеркните основу.
Проверка:
- О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
- Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
- Что говорится о папе, маме и ребенке? (Они несут вещи)
- Сколько сказуемых в предложении? (Одно)
- Прочитайте следующее предложение:
Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.
- Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын)
- Как можно изменить предложение?
(Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.)
- Спишите предложение. Подчеркните основу.
- Сколько подлежащих в предложении? (Одно)
- Сколько сказуемых к нему относится? (Три)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т.д.)
- Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения)
4. Изучение нового материала.
Работа по учебнику
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» стр. 26.
- Почему эти слова называются однородными членами?
Упр. 33 стр. 26 (Работа в группах).
- 1 группа (1 ряд) работает с первым предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами.
- Так же организуется работа в других группах (2 ряд, 3 ряд).
По окончании работы один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение.
- Запишите предложения.
- Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27.
Физминутка.
- Если на слайде появляется слово с одной безударной в корне, вы должны присесть, если слово с двумя безударными, то нужно сделать повороты туловища налево и направо.
Молодой, багаж, борода, голова, качает, дорогой, веселый, молоко, магазин, дорога, хороший, апрель, коробка, летает, холодный.
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на слайде существительных, подпрыгните – сколько глаголов, сделайте столько наклонов, сколько прилагательных.
5. Закрепление полученных знаний.
Упражнение 35 стр. 28
- Прочитайте.
- Спишите предложения, подчеркните основу, подготовьтесь ответить на вопрос, каким членом предложения являются однородные члены.
- Некоторые учащиеся списывают предложения в порядке, обозначенном значком «Задание повышенной сложности» (по желанию).
- Проверка проводится с помощью электронного приложения к учебнику. Учащиеся по цепочке подходят к компьютеру учителя и выполняют задание.
- Вспомните произведение, предложения из которого использовались в тексте упражнения («Серая шейка»).
- Назовите автора, главных героев сказки.
- Составьте предложения с однородными членами про лису, утку, зайца.
- Как бы вы помогли уточке?
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Как однородные члены предложения отделяются в письменной речи?
- Вернемся к нашим высказываниям и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний.
- Сделайте вывод по каждому из высказываний.
6. Проверочная работа (тест на карточках)
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.
4. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.
Взаимопроверка.
- Какой вопрос теста требует знаний, еще не полученных нами? (3). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Закончите предложения:
Теперь я знаю…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
8. Домашнее задание.
Повышенный уровень.
- Найдите в учебнике по окружающему миру 6 предложений с однородными членами и запишите их.
Базовый уровень.
- упражнение 36, стр 28.