ОИТ для зашиты качества и управления качеством образования
Говорят, что, лучшее правило политики – не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании.
Жан ПОЛЬ. http://fraza.net.ua
Защита качества образования и управление качеством образования – пока непривычные понятия для российского педагога. Они пришли в образование из производственной сферы. Появление их здесь обусловлено массовым внедрением ОИТ и появлением новых эффективных взглядов на управление развитием общественных отношений и производства.
ОИТ и управление качеством. Антураж компьютерных тестирований
Первый миф науки управления состоит в том, что она существует. Закон Хеллера (Артур БЛОХ, Прикладная Мерфология)
Эффективное управление системой образования страны невозможно без наличия обратной связи – надежной информации о состоянии системы, включающей показатели, характеризующие:
Получение такой информации в полном объеме невозможно в настоящее время в России по ряду причин, например, отсутствие:
надежной и научно обоснованной системы показателей, характеризующих состояние системы образования;
федеральной системы мониторинга образования.
Данные, полученные в ходе исследовательских проектов, представляют научную и практическую ценность, при условии доказанности их валидности и надежности, а также представительности выборки обследуемых объектов.
Управлению качеством посвящено немало научной и методической литературы. Есть стандарты качества учреждений, например популярный стандарт – ISO-9000. К сожалению, для образовательной области многие описанные там положения мало подходят.
Большинство авторов этих книг и теорий рассматривают, в основном, качество управления производством, считая качество продукции вторичным понятием. Действительно, они по-своему правы. Там, где производят овеществленный товар, всегда есть много написанных на бумаге инструкций, технологий. Нет проблем с исполнителями, кто их не исполняет – их исполнителей просто меняют, благо, что безработица еще существует. Проблемы есть с руководителями, которые умеют взбираться на верхние этажи руководящей пирамиды и не умеют руководить. Для них и создают десятки томов – стандартов качества, где расписаны алгоритмы управленческой деятельности на все случаи жизни. Потрясающее облегчение руководящей жизни! Трудовой коллектив работает строго по книгам, сам себя подбирает, воспитывает и контролирует. Все по стандарту. Чем строже выполняются инструкции – тем качественнее руководство и производство.
В образовании – не так. Особенно – в российском. Наличие подробной обязательной инструкции, как учить, – это «погибель» качества в образовании. Слишком непростой товар – образование. Никто не знает, в точности, не только, что это такое, но и как его производить. Зато есть старые добрые педагогические рецепты – деловая игра, публичность успеха, соревнование и др.
Много есть педагогов, превосходно знающих, как обеспечить методичность и дидактичность, и как потом рассказать об этом с трибуны, но мало таких, которые бы действительно применяли в учебном процессе рецепты. Почему мало, понятно – это трудно и часто невозможно. Вот именно здесь – в деле нового внедрения тысячелетиями проверенных технологий обучения – управленцу и могут помочь компьютерные технологии.
Для повышения уровня качества образования недостаточно только методично и дидактично вести учебный процесс. Грамотно организованное многоэтапное соревнование между образовательными учреждениями в виде, например, образовательной компьютерной олимпиады может привести к значительному росту успешности обучения без особого увеличения нагрузки на учебный процесс. В такой олимпиаде могут померяться знаниями и учителя, претендующие на переход в новую категорию.
Результаты массовых компьютерных олимпиад могут служить:
основанием для аттестации специалистов и учреждений;
основанием для выставления итоговых оценок учащимся;
неиссякаемым источником данных для мониторинга качества образования в учреждении, регионе, стране.
Сами такие олимпиады – не что иное, как великолепный инструмент управления качеством образования. Приведем главные характеристики олимпиад:
Массовость (всеохватность);
Непрерывность (многостадийность);
Привлекательность;
Соревновательность;
Значимость (результаты влияют на оценки в журнале, размеры премий для участников учебного процесса, оценки аттестационных комиссий, повышение категорий и зарплат и пр.);
Объективность;
Публичность («страна знает своих героев»).
Все люди зануды, кроме тех случаев, когда мы в них нуждаемся.
Оливер Уэнделл Холмс (старший)
ОИТ и организация управления качеством. Пять важнейших характеристик антуража массовых компьютерных тестирований
У всякого безумия есть своя логика.
Вильям ШЕКСПИР
Есть много методических пособий о новых образовательных информационных технологиях, наполненных призывами и таблицами, которые должны помогать повышать качество образовательной продукции. Толку от большинства из них не много. С другой стороны, каждый действующий педагог может привести рецепты успеха в этой области.
Здесь мы опишем один из таких рецептов применения ОИТ, кажущийся нам вполне достойным для освоения и массового применения. Он известен, и ОИТ играют здесь не ведущую, а вспомогательную, хотя и очень важную роль. Речь пойдет о внедрении в учебный процесс старого доброго соревнования.
Наш десятилетний опыт позволяет утверждать, что грамотно организованное, под видом турнира или олимпиады, массовое компьютерное тестирование способно творить чудеса.
Известны компьютерные комплексы, с помощью которых можно организовать массовое компьютерное тестирование. Многие из них можно найти по ссылкам в Приложениях.
Лучше, если интерфейс комплекса удовлетворяет изложенным здесь требованиям.
Не менее чем интерфейс компьютерного комплекса, важен антураж тестирования. Приведем описание антуража, который мы считаем наилучшим:
Турнир является многостадийным, ведущимся в течение учебного года;
В турнире участвуют все учащиеся соревнующихся образовательных учреждений, без исключения. Результат каждого должен войти в копилку команды;
Результаты каждого турнирного сражения немедленно публикуются с указанием вклада каждого участника;
Вклады участников всегда положительны. Вклады только накапливаются;
Результаты побед немедленно сказываются в жизни: оплаченные экскурсии, походы, пикники, личные и командные медали, публичные поздравления и вознаграждения для педагогов, выставление оценок в журнал по итогам сражений.
Все это трудно было бы организовать, не имея компьютерных классов. С ними все иначе: Имея в распоряжении двух инженеров и ресурс школьного класса из 12 ПК, можно в течение светового дня провести тестирование 300-400 человек. Публикация результатов, с учетом автоматизации не займет более получаса.
Вот, вкратце, и все основное. Можно предложить и иные пути использования ОИТ в благородном деле развития системы образования и управления качеством ее продукции.
ОИТ и кадровое обеспечение
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Абрахам БРИЛ. http://fraza.net.ua
Повышение квалификации и переподготовка кадров сферы образования в области ОИТ являются неотъемлемой частью мероприятий, направленных на поддержание и повышение качества и количества ЗУН выпускников образовательных учреждений. Новые пути повышения эффективности переподготовки и повышения квалификации связаны с появлением и внедрением новых компьютерных и телекоммуникационных технологий обучения и оценки качества ЗУН.
Не каждая районная образовательная структура укомплектована штатом методистов, способных вести эту работу в полном объеме. Проведение же мероприятий по переподготовке через краевую структуру столь же значимо, как и затратно: отрывать от учебного процесса на длительное время большие группы учителей, обеспечивать их транспортом, жильем, оборудованием – часто становится непозволительной роскошью.
Компьютерные классы есть уже во всех районных структурах. Организовать на их базе кратковременные курсы переподготовки – не проблема. При наличии программного обеспечения справиться с задачей дистанционной групповой переподготовки в области профессиональных знаний справится один подготовленный методист.
Именно таким путем пошли, в рамках договора о совместной деятельности, Департамент образования и науки администрации Приморского края и ДВГУ.
В течение 2000-2002 гг. созданы 17 электронных учебных пособий с электронными тренажерами для реализации полнообъемного дистанционного обучения в рамках Программы ДПО «Менеджмент в образовании», созданы коллектив преподавателей и документационное обеспечение, инициирован и успешно развивается учебный процесс на базе территориальных представительств и филиалов ДВГУ.
Важной особенностью является ориентированность Программы на переподготовку кадров в области ОИТ, мониторинговых технологий (массовых тестирований знаний, сбора и обработки данных, прогноза) и технологий менеджмента качества.
Развитие Программы позволит подготовить достаточный контингент специалистов для успешного полнообъемного внедрения на территории Приморского края новых технологий контроля и управления качеством образования.
ОИТ и защита качества образования
Проблема – в том, что все, кто здесь работал, и я в том числе, хотели сделать действительно чистую работу,
только они не сделали чистой работы, они хотели много – и быстро.
(Рик БЭЙКЕР, гример в фильмах: «Кинг-Конг», «Звездные войны»)
Создание национальной системы открытого образования (СОО) является приоритетным направлением деятельности Министерства образования РФ. Решение этой задачи неразрывно связано с процессом общего реформирования системы образования. Формирование СОО опирается на новые, непривычные для России принципы – технология и структура создается по инициативе «снизу». В качестве инициаторов создания СОО в настоящее время лидируют несколько столичных и региональных университетов, в частности, Дальневосточный государственный университет, становящийся форпостом национальной СОО в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и др.
Образование уже воспринимается нами не только как некое понятие, но и как товар. В России строится рынок образовательных услуг. А раз это так, то сам товар, производители и потребители товара, организаторы производства и потребления товара должны быть соответствующим образом защищены правовым механизмом.
Действующий Закон «Об образовании» не включает четкого, доведенного до численных характеристик, определения качества и уровня качества образования; нет в Законе понятия конкуренции и монополизма в сфере образования, равно как нет и многих важных понятий, связанных с рынком, отсутствуют непротиворечивое описание механизма защиты качества.
Система образования, как производственный механизм, состоит из (зависит от) многих компонентов и факторов, влияющих на качество и зависящих от него: преподаватели и учителя; производственный персонал учебных заведений и научно-методических центров; авторы учебных пособий и образовательных технологий; абитуриенты и учащиеся; администраторы учебных заведений и управлений образованием; работодатели; грантодатели, вкладывающие средства в развитие учебных заведений; зарубежные организаторы внедрения российских образовательных технологий; эксперты и гаранты качества; государство.
Все они должны быть защищены не только от воздействий извне, но и взаимно. Например, вполне логичны такие меры защиты: решения о реформировании, занятии должностей и др. не должны приниматься администратором без учета объективных показателей качества; выпускник вуза с более высоким рейтингом качества должен иметь приоритет при трудоустройстве; работодатель должен иметь четкие государственные либо иные гарантии качества принимаемого на работу выпускника вуза.
Производственные принципы требуют, чтобы качество образовательных услуг выражалось количественно во взаимном сравнении. Причем эти выражения – напр., рейтинговые таблицы – должны быть защищены достаточными гарантиями.
Мониторинг качества образования не менее важен, чем медицинский, химический, радиационный, экологический и социальный. Это основа для построения в федеральном масштабе механизма защиты, гарантирования и повышения качества образования. Этот механизм должен опираться не только на материальную и методическую базу сети ЦМКО, не только на результаты ее деятельности, но и на некоторые нетрадиционные для нашей системы образования аспекты. Обсудим некоторые из них.
Работодатель, как правило, выбирает будущего сотрудника из нескольких претендентов. Его выбор будет более объективен, если он станет опираться на результаты деятельности регионального ЦМКО – таблицу рейтингов учебных заведений и оценки независимого тестирования остаточных знаний. Так реализуется один из аспектов механизма защиты качества. Если же, при этом, претенденты законодательно защищены друг перед другом и перед работодателем на основе тех же рейтинговых таблиц, то реализуется второй аспект защиты. Одновременно с первыми двумя, реализуется третий аспект – взаимная защита образовательных учреждений.
Современный работодатель заинтересован в упреждающем привлечении будущих сотрудников, до окончания ими обучения. Его выбор претендентов будет объективным, если он получит доступ к данным независимого тестирования ЗУН студентов, например, в сети Интернет. Студенты, зная, что за их успехами следят будущие работодатели, несомненно, более серьезно отнесутся к своему образованию. Таким образом, повышается индивидуальная образовательная мотивация и реализуется четвертый аспект – поддержка повышения уровня качества.
Вузы заинтересованы в заблаговременном формировании контингента абитуриентов. Данные ЦМКО являются основой для:
построения межвузовской политики такого формирования;
проведения профориентационных мероприятий.
Публикация результатов деятельности ЦМКО – рейтинговых таблиц – неизбежно приводит к появлению конкуренции среди учащихся и образовательных учреждений. Учреждения стремятся привлечь лучших преподавателей, внедрить лучшие образовательные программы, повысить оснащенность и др., что приводит к общему подъему уровня образованности.
Компьютеризированный мониторинг позволяет анализировать деятельность не только вузов в целом, но и конкретных преподавателей и управленцев. Эти данные позволяют объективно оценить деятельность и стать основой защиты прав:
преподавателей и учителей как производителей образования;
абитуриентов и учащихся, как покупателей и носителей образования;
учебных заведений, как организаторов производства образования;
работодателей, как потребителей образования;
государства, как организатора рынка образовательных услуг.
Ведение сравнительного мониторинга качества образования на уровне регионов и государств не только станет основой стимулирования конкуренции в этой сфере, но и является абсолютно необходимым шагом на пути к интеграции образовательных систем и построению глобальной системы открытого образования.
Следует внимательно отнестись к решению о конкретном виде механизма защиты и гарантирования качества. Мы должны быть уверены, как это не парадоксально, что качество образования будет защищено и от самого механизма своей защиты.
Каждое нововведение приводит не только к позитивным, но и к негативным последствиям. В частности, одним из возможных негативных результатов внедрения нового механизма, может оказаться появление общего административного стремления к унификации образования. Это может привести, как это случилось в некоторых странах, где такие механизмы давно сложились, не к развитию образованности, а к падению уровня качества образования. О глубинной связи этих, на первый взгляд, несвязанных явлений – унификации и устойчивости – свидетельствует наука.
Свойства стабильности и самовосстановления систем прямо связаны со степенью их неоднородности. Установлено, что наименее устойчивыми являются унифицированные, однородные системы. Этот факт, кроме прочего, дает ключ к пониманию одного из российских «чудес»: именно в неунифицированности и традиционной разнородности образовательной системы России заложена ее магическая способность к самостоятельному восстановлению и поддержанию уровня качества.
ОИТ и проблемы финансирования
Советы принимай от всех дающих, но собственное мненье береги. Вильям ШЕКСПИР
Возникающая в России система ДО изначально была поставлена в жесткие условия. На деньги государственного бюджета были дополнительно оборудованы несколько столичных вузов, объявивших раньше других о своем желании строить СДО и победившие в конкуренции. Остальные вузы проявляют финансовую самостоятельность, заключающуюся часто в том, что дистанционным просто называют традиционное заочное обучение для привлечения абитуриентов.
Есть мнение, что российская система образования сама «породила» свое недофинансирование. Здесь есть доля истины, ибо система давно уже страдает известным пороком – неэффективный менеджмент. Сапожник без сапог: вузы производят тысячи вполне успешных менеджеров и маркетологов, и забывают о них, принимая на соответствующие должности в штат не специалистов, а остепененных научных сотрудников и преподавателей. Сотрудники вузов всегда работают на два фронта – кандидат наук не человек, пока не стал руководителем (менеджером), а хозяйственник – не человек, пока не стал кандидатом наук. Эффективность производственной и научной деятельности при этом, естественно, невысока.
Наше дворянство – самая невежественная часть общества
Павел Строганов, генерал-лейтенант
Зам. министра внутренних дел России, герой 1812 года
Есть и другая известная сторона «медали» недофинансирования. Поясним. Вузы «тащат» с собой из недавнего прошлого традицию повышения оценок в студенческой зачетке не за знания, а за «пользу» – организацию мероприятия, ремонта и пр. Совершить организационный «подвиг» для некоторых студентов значительно проще, чем понять материал сложной дисциплины. Организация отнимает довольно много сил у студентов, пошедших по такой тропе, на учебу времени не остается. Знаний у них нет, но вуз «закрывает на это глаза». В итоге они гарантированно защищают диплом и становятся молодыми специалистами. Далее они, обойдя прилежно учившихся коллег, традиционно быстро делают карьеру, получают степени, не являясь специалистами, и, в конце концов, решающий голос при распределении государственных средств.
Это хорошо, что у нас в обществе есть такие активные самобытные менеджеры. Наша беда в другом – эти самобытные менеджеры не обладают достаточным объемом знаний ни в своей специальности, ни в менеджменте. Со студенчества они несут в себе неприязнь не только к преподавателям, кривившим душой при выставлении оценок, но и к системе образования в целом. Они опасаются профессионалов и неохотно допускают их в свои ряды. Они по-своему честны, и у них просто рука не поднимется проголосовать за направление достаточно больших средств на образовательные проекты, т. е., по существу, в сферу ОИТ. Покопайтесь в дипломных вкладышах депутатов и министров – и Вы найдете среди них множество «махровых» троечников.
Россией правят троечники
(из газетных цитат)
Мы уверены, что строящаяся на основе ОИТ федеральная Система открытого образования способна избавить российскую образовательную структуру от этих и других недостатков.