2. Подведение итогов наблюдений Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире | Как всегда урок начинаем с подведения итогов наблюдений в природе. Серый день короче ночи, Холодна в реке вода. Частый дождик землю точит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома. До прихода зимней стужи Утепляются дома. О каком месяце идет речь? Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье». -Какое сейчас время года? - Назовите осенние месяцы. -Какая сегодня погода? | -Ноябрь Называют | Познавательные: (логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия – моделирование. Коммуникативные (сотрудничество в сборе информации) |
3.Целеполагание Цель: выявление затруднений и постановка цели 4.Планирование предстоящей деятельности Цель: составление плана действий | - Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает своем. Узнаете Слайд 1 Страничка “Исследование” Слайд 2 3 слайд Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. - Кто знает, как она называется? 4 слайд Интересно, на что похожа наша планета? - Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос. 5 слайд Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо. 6 слайд Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. 7 слайд Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара. - Кто же прав? Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… - Но пока никому из людей это не удалось… 8 слайд А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами… Предлагаю спланировать сегодняшний урок. Итак, что бы вы хотели узнать по этой теме? Оздоровительная минутка | -Земля Высказывают предположение Работают в паре Ответы детей Высказываются | Регулятивные: (принятие учебно-познавательной задачи и её, сохранение, целепологание) Регулятивные: (саморегуляция: преодоление препятствий) Регулятивные: (планирование учебной деятельности) |
5.Реализация плана Цель: построение нового знания | - Рассмотрите рисунки и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная»? 10 слайд Сегодня известно, что Земля имеет форму шара. Но когда-то люди считали по-другому. 11 слайд В одних странах представляли, что Земля лежит на трёх слонах, а слоны стояли на черепахе, которая плавает в океане. 12 слайд В других странах люди представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. Рассмотрите в учебнике. 13 слайд Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. | Работают в паре Работают с учебником | Коммуникативные (сотрудничество в сборе информации) Познавательные: ( смысловое чтение; рассуждение) Познавательные: (логические: анализ, синтез) |
| Страничка “Открытие” 14 слайд - Какое же изображение правильное? 15 слайд Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли. Это наблюдение люди сделали еще в древности. Оно доказывает, какую форму имеет Земля. Слайды 16,17,18,19, 20 Португальский учёный Магеллан решил обойти вокруг Земли на корабле. Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт через три года. Земля имеет форму шара. Но мы этого не замечаем, потому что шар очень – очень велик. 21 слайд В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. - А как вы думаете, почему нашу землю называют голубой? | Ответы детей -Так как есть огромные моря и океаны | Коммуникативные (сотрудничество в сборе информации) Познавательные: ( смысловое чтение; рассуждение) Познавательные: (логические: анализ, синтез) |
6. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности Цель: обучение способам контроля и самооценки деятельности | Предлагаю вылепить из пластилина модель Земли 22, 23 слайды - А как показать сушу? - Верно, но мы не знаем, как расположена суша на земле. Люди это давно создали глобус - модель Земли. 24, 25, 26 слайды - Найдите воду, сушу. - Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки. - Завершите работу над своей моделью. - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч? ВЫВОД: Физминутка для глаз 27 слайд Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. 28 слайд Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место. - Откроем следующую страничку нашего урока. “Страничка для любознательных” 29 слайд 30 слайд Знаете ли вы, что Земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе) В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. 31 слайд Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка. 33 слайд Загадки Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. 34 слайд На ноге стоит одной, Кружит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. 35 слайд - Итак, какую Форму имеет Земля? - Как это можно доказать? - Что такое глобус? Страничка юного эколога 36 слайд Открываем следующую страничку нашей книги Знаний – “Страничка юного эколога” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле. Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. (Я. Аким) -О какой планете вы услышали? Почему говорится, что она одна? - Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето… - Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? Вспомним несколько правил поведения в природе. - А вы когда-нибудь поступали так? Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим. | Моделируют: зеленым, желтым, коричневым цветами пластилина -Мяч -Земля -Глобус Отвечают на вопросы -Земля Высказываются | Коммуникативные (сотрудничество в сборе информации) Познавательные: (рассуждение, смысловое чтение) Познавательные: (логические: анализ, синтез) Регулятивные: (контроль, самооценка) |
7. Рефлексия деятельности Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников | - Вы теперь специалисты, по своим знаниям приблизились к ученым и можете сказать: чего не знал Муравей? (Как называется модель Земли, какую она имеет форму). Оцените свою работу: -На уроке работал активно…. -Своей работой доволен или нет….. -Мое настроение стало лучше или хуже… Спасибо за урок! | Советуются в парах: -Земля похожа на мяч, шар -Глобус. -Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д. | Коммуникативные (сотрудничество в сборе информации) |