СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 4класс по новым ФГОС. Конструктор. РП+КТП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в конструкторе. Соответствует требованиям новых ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 4класс по новым ФГОС. Конструктор. РП+КТП»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Администрация городского округа Пушкинский Московской области

МБОУ «СОШ №7»



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №1

от 24 августа 2022 г.

руководитель ШМО ___________Манухина И.В.

Согласовано

зам. директора по УВР:

_______Спиридонова Е.А.

24 августа 2022 г.

Утверждено

приказ №____________

от 29 августа 2022 г.

Директор

__________ Гальцина Я.Г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3069467)

учебного предмета

«Окружающий мир»



для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год




Составитель: Марей Т.В.

учитель начальных классов










Ивантеевка 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.

Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

  • развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса

«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество

Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико- административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.

Человек и природа

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники

планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,

овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

  • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

  • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

  • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией:

  • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;

  • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);

  • на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;

  • характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

  • создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

  • описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

  • составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

  • составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

  • создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;

  • контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

  • адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

  • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность:

  • выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;

  • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

  • анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
  • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли

многонациональной России в современном мире;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:
  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:
  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:

    • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

    • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

    • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

    • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

    • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

    • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

    • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

  2. Базовые исследовательские действия:

    • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

    • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

    • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

    • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

    • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

    • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

  1. Работа с информацией:

    • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

    • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

    • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

    • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,

аудиовизуальную информацию;

    • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

    • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

    • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

    • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
    • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

    • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

    • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

    • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

    • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

    • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

    • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

    • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
  1. Самоорганизация:

    • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

    • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  2. Самоконтроль:

    • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

    • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);

    • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  3. Самооценка:

    • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

    • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:
    • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

    • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

    • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

    • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

    • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

    • показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

    • находить место изученных событий на «ленте времени»;

    • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

    • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;

    • рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;

    • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;

    • проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;

    • распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

    • группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

    • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

    • использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

    • называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);

    • называть экологические проблемы и определять пути их решения;

    • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

    • использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

    • соблюдать правила нравственного поведения на природе;

    • осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;

    • соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);

    • соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;

    • осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и природа.

1.1.

Солнце ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

0.5




Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе;

Устный опрос;


1.2.

Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.

0.5




Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах;

Устный опрос;

Учи.ру (uchi.ru)

1.3.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

0.5




Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи;

Устный опрос;


1.4.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

0.5




Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе;

Рассматривание и обсуждение схемы:вращение Земли вокруг солнца;

смена времён года.;

Устный опрос;


1.5.

Правила нравственного поведения в природе.

0.5




Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»;

Устный опрос;


1.6.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Международная Красная книга (3—4 примера).

0.5




Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»;

Рассказ учителя о Международной Красной книге;

Устный опрос;

Российская электронная школа

(resh.edu.ru)

1.7.

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом.

2




Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в

России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));

Устный опрос;

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

1.8.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

1




Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Практичес кая работа;

school- collection.edu.ru

1.9.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток.

0.5




Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос;

Российская

электронная школа

(resh.edu.ru)

1.10.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек.

1




Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос;


1.11.

Природные зоны России: общее представление об

основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы.

10




Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли;

Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон;

Устный опрос;

Учи.ру (uchi.ru)

1.12.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

0.5




Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика;

Устный опрос;


1.13.

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика.

1




Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика;

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос;


1.14.

Связи в природной зоне.

10




Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»;

Составление рассказа-рассуждения по теме «Как животные приспосабливаются к условиям жизни»;

Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне;

Устный опрос;

Учи.ру (uchi.ru)

Итого по разделу

29


Раздел 2. Человек и общество.

2.1.

Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.

3




Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси;

Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней

Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века»,

«Искусство ХХ века» (по выбору);

Устный опрос;

Российская

электронная школа (resh.edu.ru)

2.2.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта.

1




Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России;

Устный опрос;

Российская

электронная школа (resh.edu.ru)

2.3.

Наиболее важные и яркие события общественной и

культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

8




Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России;

Устный опрос;


2.4.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

3




Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»;

Устный опрос;

Российская

электронная школа (resh.edu.ru)

2.5.

Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена.

3




Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»;

Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание);

Устный опрос;

Российская

электронная школа (resh.edu.ru)

2.6.

Государственное устройство РФ (общее представление).

1




Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России;

Устный опрос;

Учи.ру (uchi.ru)

2.7.

Президент РФ глава государства. Политико- административная карта России. Города России.

1




Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя;

Устный опрос;



2.8.

Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

1




Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;

Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»;

Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя;

Устный опрос;



2.9.

Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции.

2




Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»;

Устный опрос;


2.10.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного

культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры.

4




Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»;

Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции);

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»;

Устный опрос;

Российская

электронная школа (resh.edu.ru)

2.11.

Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

3




Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края;

Устный опрос;


2.12.

Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

2




Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»;

Устный опрос;


2.13.

Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.

2




Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание);

Устный опрос;


Итого по разделу

34



Раздел 3. Правила безопасной жизни.


3.1.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.

2




Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп;

Устный опрос;

Учи.ру (uchi.ru)

3.2.

Безопасность в городе. Планирование безопасных

маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).

2




Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»;

Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»;

Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп;

Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);

Устный опрос;

Российская

электронная школа (resh.edu.ru)

3.3.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях

контролируемого доступа в Интернет.

1




Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»;

Устный опрос;

Учи.ру (uchi.ru)

Итого по разделу

5


Резервное время

0




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Что изучает астрономия? Солнце — ближайшая к

нам звезда, источник света и тепла.

1




Устный опрос;

2.

Планеты солнечной системы Человек и

природа.

1




Практическая работа;

3.

Что изучает география? Человек и природа.

1




Устный опрос;

4.

Мир глазами историка

1




Устный опрос;

5.

История Отечества. Лента времени.

1




Устный опрос;

6.

Мир глазами эколога. Экологические проблемы

и пути их решения.

1




Устный опрос;

7.

Сокровища Земли под охраной человечества

1




Устный опрос;

8.

Равнины и горы России

1




Устный опрос;

9.

Моря, озера и реки России

1




Устный опрос;

10.

Природные зоны России

1




Устный опрос;

11.

Зона арктических пустынь

1




Устный опрос;

12.

Тундра

1




Устный опрос;

13.

Леса России

1




Устный опрос;

14.

Лес и человек

1




Устный опрос;

15.

Зона степей

1




Устный опрос;

16.

Пустыни

1




Устный опрос;

17.

У Черного моря

1




Устный опрос;

18.

Наш край. Поверхность нашего края

1




Устный опрос;

19.

Водные богатства нашего края

1




Устный опрос;

20.

Наши подземные богатства

1




Устный опрос;

21.

Земля - кормилица

1




Устный опрос;

22.

Жизнь леса. Природные сообщества.

1




Устный опрос;

23.

Жизнь луга. Природные сообщества

1




Устный опрос;

24.

Жизнь в пресных водах. Природные сообщества

1




Устный опрос;

25.

Растениеводство и животноводство в нашем

крае

1




Устный опрос;

26.

Человек и природа. Охрана природных богатств

1




Устный опрос;

27.

Всемирное природное наследие Человек и

природа.

1




Устный опрос;

28.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое

полугодие

1




Самостоятельн ая работа

29.

Презентации проектов (по выбору)

1




Устный опрос;

30.

Мир древности: далекий и близкий

1




Устный опрос;

31.

Средние века: время рыцарей и замков

1




Устный опрос;

32.

Новое время: встреча Европы и Америки

1




Устный опрос;

33.

Новейшее время: история продолжается сегодня

1




Устный опрос;

34.

Как образовалось государство Русь?

1




Устный опрос;

35.

Первые русские князья

1




Устный опрос;

36.

Страна городов

1




Устный опрос;

37.

Из книжной

сокровищницы Древней Руси

1




Устный опрос;

38.

Трудные времена на Русской земле

1




Устный опрос;

39.

Князь Александр Невский

1




Устный опрос;

40.

Русь расправляет крылья

1




Устный опрос;

41.

Куликовская битва

1




Устный опрос;


42.

Иван Третий

1




Устный опрос;

43.

Иван IV. Расширение территории России при

Иване Грозном

1




Устный опрос;

44.

Мастера печатных дел

1




Устный опрос;

45.

Патриоты России

1




Устный опрос;

46.

Петр Великий

1




Устный опрос;

47.

Михаил Васильевич Ломоносов

1




Устный опрос;

48.

Екатерина Великая

1




Устный опрос;

49.

Отечественная война 1812 года

1




Устный опрос;

50.

Страницы истории XIX века.

1




Устный опрос;

51.

Россия вступает в XX век

1




Устный опрос;

52.

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1




Устный опрос;

53.

Великая Отечественная война и Великая Победа

1




Устный опрос;

54.

Страна, открывшая путь в космос

1




Устный опрос;

55.

Основной закон России и права человека

1




Устный опрос;

56.

Мы – граждане России

Президент РФ — глава государства

1




Устный опрос;

57.

Славные символы России

1




Устный опрос;

58.

Такие разные праздники

1




Устный опрос;

59.

Путешествие по России

1




Устный опрос;

60.

Путешествие по России

1




Устный опрос;

61.

Путешествие по России

1




Устный опрос;

62.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе

1




Самостоятельная работа



полугодие






63.

Здоровый образ жизни: профилактика

вредных привычек.

1




Устный опрос;

64.

Здоровый образ жизни: профилактика

вредных привычек.

1




Устный опрос;

65.

Безопасность в сети Интернет

1




Устный опрос;

66.

Безопасность в городе

1




Устный опрос;

67.

Правила безопасного поведения велосипедиста

1




Устный опрос;

68.

Презентация проектов (по выбору)

1




Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Учебник «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,

С.И. Волкова, С.В. Степанова ( в двух частях). Москва «Просв

Окружающий мир 4 класс. Плешаков А.А.(в двух частях). Москва «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические пособия

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Яндекс.Учебник
Учи.ру
РЭШ



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор

Компьютер

Комплект демонстрационных таблиц

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ .

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Электронное приложение к учебнику