СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир "Что такое почва. Состав почвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир "Что такое почва. Состав почвы"

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Что такое почва. Состав почвы"»

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»










План-конспект урока окружающего мира

Класс: 3

Тема: «Что такое почва. Состав почвы».











Разработала:

обучающаяся 41-шк. группы

Специальности 44.02.02 преподавание в начальных классах

Сторожук Ангелина Владимировна

ФИО











г. Черняховск, 2019г.

Конспект для обучающихся с нарушением речи.

План-конспект урока по программе: УМК «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс, 1 ч.

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Что такое почва. Состав почвы.»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о почве, её составе и образовании.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с почвой ,её составом и образованием; формированию первоначальных представлений почве, её составе и образовании; формирование умения распознавать компоненты, содержащиеся в почве, через проведение практической работы.

Воспитательные: средствами учебного знания воспитывать интерес к почве, её составе и образовании; способствовать формированию интереса к окружающему миру.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с почвой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; способствовать развитию кругозора обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, умению выделять главное, делать выводы, формирование учебно-информационных умений, умению различать компоненты, содержащиеся в почве.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания больше узнать; воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу к объектам окружающего мира, культуру поведения, проявлять навыки сотрудничества с одноклассниками и с взрослыми.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия: умение осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний: нахождение отличия нового от уже известного с помощью учителя; самостоятельно выделять и формировать познавательной цели; умение извлекать информацию из речи учителя и иллюстраций; умение делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение анализировать, сравнивать, обобщать; формирование желания узнавать больше нового о почве и её составе.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свои действия для реализации цели урока; самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок; учиться работать по предложенному учителем плану; адекватно воспринимать оценки учителя и высказываний одноклассников; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, уметь правильно отвечать и задавать вопросы, уметь взаимодействовать в группе и устанавливать рабочие отношения, уметь слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним; уметь участвовать в коллективном обсуждении, грамотно и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, презентация, учебник; оборудование для опыта: пробирки на подставках, почва, вода.



Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Ангелина Владимировна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку. (Слайд 1)

У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, пенал, рабочая тетрадь, дневник.
Садитесь.

3) Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 2)

У.: - Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация умений и знаний.

У: Ребята, о чём вы говорили на прошлом уроке?

О: На прошлом уроке мы говорили о воде, разбирали круговорот воды и памятку «Как сберечь воду».

(Слайд 3)

У: В каких трёх состояниях вода находится в природе?

О: Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

У: Молодцы! Дополните предложения. Вода в твёрдом состоянии – это…

О: Лёд и снег.

У: Вода в жидком состоянии – это…

О: Вода.

У: Вода в газообразном состоянии – это…

О: Водяной пар.

У: Верно! При какой температуре вода превращается в лёд?

О: При температуре 0°C.

(Слайд 4)

У: Как происходит круговорот воды в природе?

О: С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар охлаждается там и образуется множество водяных капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега. (Путешествие капли - Капитошки)

(Слайд 5)

У: Круговорот воды в природе происходит постоянно?

О: Да.

У: Почему нужно беречь воду?

О: На земле всё меньше остаётся чистой воды. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озёрах. В морях погибают растения животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Чтобы всё живое не вымерло, нужно беречь воду.

У: Что для этого нужно делать?

О: Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. Сейчас строят такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют.

У: Что мы можем сделать, чтобы сохранить воду?

О: Меньше использовать воду, плотно закрывать кран, не бросать мусор в водоёмы, а в специальные урны.

У: Молодцы! У каждого из вас на парте лежит тест, состоящий из 5 вопросов. Напротив каждого вопроса два варианта ответа. Обведите тот, который вы считаете верным.

Тест на тему: «Превращения и круговорот воды».

  1. Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Да Нет

  1. Вода превращается в лёд при температуре +10°C.

Да Нет

  1. Лёд и снег – это вода в газообразном состоянии.

Да Нет

  1. Водяной пар – это вода в твёрдом состоянии.

Да Нет

  1. Круговорот воды происходит постоянно.

Да Нет

У: Переверните листок. Вы должны составить схему круговорота воды в природе. Покажите стрелочками.



У: (После выполнения всей работы – взаимопроверка). Поменяйтесь работами с соседом по парте. Сначала проверим тест. Напротив правильного ответа ставим «+». (Слайд 4)

  1. Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Да Нет

  1. Вода превращается в лёд при температуре +10°C.

Да Нет

  1. Лёд и снег – это вода в газообразном состоянии.

Да Нет

  1. Водяной пар – это вода в твёрдом состоянии.

Да Нет

  1. Круговорот воды происходит постоянно.

Да Нет

У: Поставьте оценку синей ручкой.

Одна ошибка – «5»

Две ошибки – «4»

Три ошибки – «3»

Проверяем схему. (Слайд 5)

У: Ребята, домашним заданием у вас было нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!» Кто хочет рассказать про свой плакат? (3-4 человека). Все остальные сдайте свои работы, у кого не подписаны – подпишите на задней стороне листа.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

1) Речевая разминка.

У.: Прежде чем мы начнём новую тему, проведём разминку.

Чтение начнем с речевой разминки:

В озере отражались разноцветные кроны деревьев.

Читаем паровозиком.

Читаем, выделяя подчеркнутые слова.

В озере отражались разноцветные кроны деревьев.

В озере отражались разноцветные кроны деревьев.

В озере отражались разноцветные кроны деревьев.

В озере отражались разноцветные кроны деревьев.

В озере отражались разноцветные кроны деревьев.

В озере отражались разноцветные кроны деревьев?

В озере отражались разноцветные кроны деревьев!

У: Молодцы, ребята, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны решить кроссворд.


(Слайд 6)




П

А

Ц

Я

Л


О

Л

Ш

А

Д

Ь



Ч

К

Ы

О

Б



В

Л

Е


А

Б

О

С

А

К




Загадки для кроссворда:

  1. Рыбку цапнула в пруду.
    Цап!- и нет. Имей ввиду
    На носу осталась капля.
    А зовут ту птицу … (Цапля)

  2. Подкованы ноги,
    Бежит по дороге:
    Грива дугою,
    А хвост метлою. (Лошадь)



У: Ой, ребята, я как раз знаю замечательно стихотворение про лошадь.

Раз в галошу села Лошадь

И сказала: «Я – Галошадь,

На гитаре, на гармошке

Буду делать иго – гошки!»

Прочитаем стихотворение все вместе.

Прочитайте стихотворение, выделяя первый слог в каждом слове.

Произнесите стихотворение с чувством грусти.

Произнесите стихотворение с чувством радости.

Произнесите стихотворение с удивлением.

Молодцы, отгадываем следующие слова.

  1. У коровки есть сынок:
    Он росточком невысок,
    У него четыре ножки, 
    Есть и хвостик, есть и рожки,
    Есть и рыженький бочок.
    И зовут его... (Бычок)

  2. Познакомьтесь поскорей:
    В джунглях это – царь зверей!
    Всех на свете одолев,
    Подобрел немножко ...(Лев)

  3. Кто там очень громко лает,
    Никого в дом не пускает?
    Злая видимо, однако,
    Ведь зовут её… (Собака)



У: Какие молодцы! Все загадки отгадали и кроссворд решили! Так какая же тема нашего урока?

О: Почва

У: Правильно! Сегодня мы будем разговаривать о почве. Для чего нам нужна почва?

О: Почва нам нужна чтобы выращивать растения. В почве живут некоторые животные.

V. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)


  1. Работа по учебнику: стр. 64.

У: Откройте учебник на странице 64. Рассмотрим рисунок. Что вы видите на рисунке?

О: На рисунке изображен разрез почвы. Мы видим что там живут животные, такие как: Медведка, личинка жука, крот, сверчок и т.д. Из почвы растут растения.

  1. Лекция с элементами беседы.

У: Тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.

У: Почему же почва плодородна?

О: Потому что в почве есть вещества, которые необходимы растениям для жизни.

У: Предположим, что в почве есть то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы.

  1. Практическая работа.

У: Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. У вас на партах есть на подставках пробирки, в которых уже находится вода. Сейчас я пройду и разложу вам почву. Внимательно посмотрите, что произойдёт в пробирке.

О: Пузырьки воздуха выходят на поверхность.

У: Правильно, это обозначает, что в почве есть воздух.

Записываем на листках, которые я вам раздала, результат первого опыта.

Что ещё содержится в почве, мы узнаем, просмотрев видео.

(Дети смотрят видео, где проводят 4 опыта).

У: (после просмотра 2 опыта) Что показывает 2 опыт?

О: То что в почве есть вода.

У: Записываем на листок.

(После просмотра 3 опыта) Что показывает нам этот опыт?

О: В почве есть перегной.

У: Записываем на листок.

(После просмотра 4 опыта) Из каких двух веществ состоит почва?

О: Из глины и песка.

У: Записываем на листок.

(После просмотра 5 опыта) Что ещё содержится в почве?

О: В почве содержатся минеральные соли.

У: Молодцы, запишите на листок последние составляющие почвы.

Какой вывод следует из всех этих опытов?

О: Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли.

У: Откройте учебник на странице 66. Читаем цепочкой по предложению. Читаем со слова «корни растений дышат…»

(Слайд 7)

В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные  бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то,  что необходимо для роста растений.

(Слайд 8)

У: Как вы думаете, все ли почвы одинаковые по цвету и составу?

О: Да (нет).

У: Давай проверим, рассмотрите 2 разных образца почв. Что заметили?

О: Почвы разного цвета.

У: От чего зависит цвет почвы?

О: От количества перегноя.

У: Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный?

О: Чернозём.

У: Верно! Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя.

Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек  научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.

У: Какие скороговорки вы знаете про почву (землю?)

О: Поля шла полоть петрушку.

У: Повторяем скороговорку за мной. Ставим локти на стол. Отбиваем медленно.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Что такое почва?

О: Почва – это верхний плодородный слой земли.

У: Назовите главное свойство почвы.

О: Плодородие.

У: Какие вещества содержатся в почве?

О: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

У: Какая почва самая плодородная?

О: Чернозём.

У: Молодцы. Верно. У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:

«Метод 5 пальцев»

У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:

«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

- Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?

«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

- Чем я сегодня помог другим? «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

- Что я сегодня сделал для моего здоровья?

Кто хочет прочитать свои ответы, поднимите руку. (2-3 ребенка)

У: Остальные сдайте свои работы.

Домашнее задание: На странице 67 «Задания для домашней работы» выполните задание 1 и 2.