Общий курс железных дорог
Габарит приближения строений
- Габарит приближения строений - предельное поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств.
Габарит подвижного состава
- Габарит подвижного состава - предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном участке пути.
Габарит погрузки
- Габарит погрузки - предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором должен размещаться груз с учетом упаковки и крепления на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном участке пути.
Негабаритные грузы
- грузы, которые, будучи погруженными на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки, но остаются в пределах габарита приближения строений
Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения
Сооружение из грунта, возводимое при строительстве железной дороги, называется земляным полотном. Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями образует нижнее строение пути. Оно служит основанием для верхнего строения пути.
Насыпь высотою до 12 м с шириной основной площадки 7,6 м при поперечном уклоне местности не круче 1:5
Верхнее строение пути (ВСП)
- предназначено для восприятия нагрузок от подвижного состава, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения подвижного состава.
1 – балластный слой; 2- шпалы; 3 – рельсы со скреплениями
3
Ширина колеи
- это расстояние между внутренними гранями головок рельсов, измеряемое на уровне 13 мм ниже от поверхности катания.
Ширина колеи на прямых участках пути и в кривых радиусом 350 м и более должна быть 1520 мм. На существующих линиях вплоть до их перевода на колею 1520 мм на прямых участках и в кривых радиусом более 650 м допускается ширина колеи 1524 мм.
Локомотив
- это силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям железных дорог поездов
В зависимости от вида первичного источника энергии локомотивы делятся на тепловые и электрические:
- к тепловым локомотивам относятся: паровозы, тепловозы, газотурбовозы, мотовозы, имеющие собственные силовые установки для выработки энергии и поэтому являющиеся автономными.
- к электрическим локомотивам относятся электровозы.
Подвижной состав имеет определенные наименования - серии
- Электровозы отечественного производства обозначаются буквами ВЛ (Владимир Ленин) и цифрами:
- например, ВЛ80к-0145 означает восьмиосный электровоз переменного тока, имеющий кремниевый («к») выпрямитель, и в этой серии его порядковый номер 145.
- Тепловозы, построенные после 1945 года обозначаются буквенно-цифровым способом:
- например, 2ТЭ10 означает: Т - тепловоз, Э - с электрической передачей, 2 - двухсекционный, 10 - завод постройки - Харьковский транспортный машиностроения
- (1-49 - Харьковский завод; 55-90 Коломенский завод); ТЭП60 принадлежит к пассажирскому парку (буква П).
Вагоны и вагонное хозяйство
Вагон - единица железнодорожного подвижного состава, оборудованная всеми необходимыми средствами для включения в состав поезда и предназначенная для перевозки грузов или пассажиров
Нумерация вагонов, знаки и надписи на вагонах.
Номер вагона, наносимый на боковой стене, у всех грузовых вагонов имеет восемь знаков. Он состоит из семи основных цифр, несущих информацию о типе вагона и его технических и коммерческих признаках, и восьмой - контрольной, предназначенной для проверки правильности передачи номера в документах.
Номер у пассажирского вагона состоит из восьми цифр.
На каждый грузовой и пассажирский вагон составляется технический паспорт.
Основные элементы вагонов
Независимо от назначения и типа все вагоны состоят из четырех основных элементов (узлов): кузова (1), ударно-тяговых устройств (2), тормозного оборудования (3), ходовых частей (4).
Двухосная тележка
- 1 – колесная пара;
- 2 – цельнолитая боковина;
- 3 – рессорное подвешивание;
- 4 – надрессорная балка;
- 5 – букса;
- 6 – тормозная рычажная передача;
- 7 – подпятник;
- 8 - скользун
Виды ремонта вагонов
- техническое обслуживание – для поддержания вагонов в исправности при подготовке к отправлению;
- текущий ремонт - для замены или восстановления отдельных элементов;
- капитальный ремонт - для восстановления их работоспособности путем замены или восстановления ресурса до следующего капитального ремонта узлов и элементов;
- деповской ремонт – для поддержания вагонов в исправном состоянии между капитальными ремонтами
Автосцепное устройство СА-3
Автоматическая блокировка (АБ)
является основной системой регулирования движения поездов на двухпутных и однопутных линиях.
Перегон делится на блок-участки (от 1-3 км). На границах блок участков устанавливаются светофоры. Светофоры закрываются автоматически при вступлении поезда на ограждаемый блок-участок и открываются автоматически после освобождения блок-участка.
Полуавтоматическая блокировка
Часть изменение показаний светофоров и подачи блокировочных сигналов о следовании поездов производится автоматически
(от воздействия самих поездов),
а часть – работниками, занятыми приемом, отправлением и пропуском поездов.
ПАБ регулирует движение поездов на участках с неинтенсивным движением.
Автоматическая локомотивная сигнализация
Устройства, при помощи которых показания путевых светофоров при приближении к ним поезда передаются на локомотивный светофор сигналами путевых светофоров
Значение сигналов и их классификация
Назначение - обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы.
Сигнал - условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ, подлежащий беспрекословному выполнению.
По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые:
- видимые сигналы подаются светофорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и знаками. В зависимости от времени применения видимые сигналы подразделяются на дневные, ночные и круглосуточные.
- звуковые сигналы обозначаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности и подаются свистками локомотивов, дрезины, ручными свистками, духовыми рожками, сиренами, гудками, петардами (взрыв требует немедленной остановки).
Формирование поездов
Поезда должны формироваться в полном соответствии с Правилами технической эксплуатации, графиком движения и планом формирования поездов.
Поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы.
Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные.
Поезда делятся на:
- Внеочередные - восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальные самоходные подвижные составы, которые назначаются для восстановления нормального движения и для тушения пожара.
- Очередные - в порядке приоритетности:
1) пассажирские скоростные;
2) пассажирские скорые;
3) пассажирские всех остальных наименований;
4) почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские и ускоренные грузовые поезда;
5) грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
6) Поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.