СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по генетике

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по генетике. 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по генетике»

Олимпиада по генетике 10 класс


1. У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.



2. У ка­на­ре­ек наличие хо­хол­ка — до­ми­нант­ный ауто­сом­ный при­знак (А); сцеп­лен­ный с полом ген ХВ опре­де­ля­ет зелёную окрас­ку оперения, а Хb — коричневую. У птиц го­мо­га­мет­ный пол мужской, а ге­те­ро­га­мет­ный женский. Скре­сти­ли самку без хо­хол­ка с ко­рич­не­вым оперением с хох­ла­тым самцом с зелёным оперением. В потом­стве оказались птен­цы хохлатые зелёные, хох­ла­тые коричневые, без хо­хол­ка зелёные и без хо­хол­ка коричневые. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства, со­от­вет­ству­ю­щие их фенотипам, воз­мож­ный пол потомства. Какие за­ко­ны наследственности про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?



3. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной определите и обос­нуй­те ге­но­ти­пы родителей, потомков, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми 1, 6, 7. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны под № 6, если в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

 



4. У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим плоды грушевидной формы?



5. У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?





1. У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.



Дано: Решение:

признак

ген

 

Р ♀ АаВb

розовые цветки

высокий стебель

G AB, Ab, aB, ab

 

x

♂ Aabb

розовые цветки

карликовый стебель

Ab, ab

 

2) F1


AB

Ab

aB

ab

Ab

AABb

AAbb

AaBb

Aabb

ab

AaBb

Aabb

aaBb

aabb

 

 

АаВb, ААВb – 63 розовые цветки, высокий стебель

Ааbb, ААbb – 58 розовые цветки, карликовый стебель

ааВb – 18 белые цветки, высокий стебель

ааbb – 20 белые цветки, карликовый стебель.

3) Гены двух признаков при полном доминировании не сцеплены,

поэтому наследование признаков независимое.



розовая окраска венчика

белая окраска венчика

высокий стебель

карликовый стебель




Найти:

1)генотипы исходных растений и потомков.

2)Объяснить характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.


А

а

В

b


Пояснение:♀ А?В? розовые цветки и высокий стебель

♂ A?bb розовые цветки карликовый стебель

F1

А?В? — 63 розовые цветки и высокий стебель

А? bb − 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем

aaB? — 18 – с белыми цветками и высоким стеблем

aabb —20 – с белыми цветками и карликовым стеблем

 

Т.к. в F1 есть растения aabb — с белыми цветками и карликовым стеблем, то гамету ab они получили от обоих родительских растений, значит, генотип Р ♀ АаВb и ♂ Aabb

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) Генотипы исходных растений. Р ♀ АаВb ♂ Aabb

2) Генотипы потомков

F1


AB

Ab

aB

ab

Ab

AABb

AAbb

AaBb

Aabb

ab

AaBb

Aabb

aaBb

aabb


3) Объяснен характер наследования признаков:

Гены двух признаков при полном доминировании не сцеплены,

поэтому наследование признаков независимое.



Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


2. У ка­на­ре­ек наличие хо­хол­ка — до­ми­нант­ный ауто­сом­ный при­знак (А); сцеп­лен­ный с полом ген ХВ опре­де­ля­ет зелёную окрас­ку оперения, а Хb — коричневую. У птиц го­мо­га­мет­ный пол мужской, а ге­те­ро­га­мет­ный женский. Скре­сти­ли самку без хо­хол­ка с ко­рич­не­вым оперением с хох­ла­тым самцом с зелёным оперением. В потом­стве оказались птен­цы хохлатые зелёные, хох­ла­тые коричневые, без хо­хол­ка зелёные и без хо­хол­ка коричневые. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства, со­от­вет­ству­ю­щие их фенотипам, воз­мож­ный пол потомства. Какие за­ко­ны наследственности про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?



Дано: Решение:

Признак

Ген


Р ♀ aaХbY x ♂ АaХВХb

 без хо­хол­ка хох­ла­тый с зелёным опе­ре­ни­ем

с ко­рич­не­вым

оперением


G b; aY AХB; AХb; aХB; aХb



F1 самки хох­ла­тые зелёные — Aa ХBY

самцы хох­ла­тые зелёные — AaХBХb

самки хох­ла­тые коричневые — AaХbY

самцы хох­ла­тые коричневые — AaХbХb

самки без хо­хол­ка зелёные —aaХBY

самцы без хо­хол­ка зелёные —aaХBХb

самки без хо­хол­ка коричневые —aaХbY

самцы без хо­хол­ка коричневые —aaХbХb


Закономерности: по вто­ро­му признаку (окраска оперения) — на­сле­до­ва­ние сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между пер­вым и вто­рым признаком — не­за­ви­си­мое наследование. При опре­де­ле­нии генотипа самца — ана­ли­зи­ру­ю­щее скрещивание.



на­ли­чие хо­хол­ка

от­сут­ствие хохолка

У птиц го­мо­га­мет­ный (XX) пол мужской


ге­те­ро­га­мет­ный (XY) женский.

зелёная окрас­ка оперения

ко­рич­не­вая


Найти:

1) генотипы ро­ди­те­лей и потомства,

2) со­от­вет­ству­ю­щие их фенотипам,

3)воз­мож­ный пол потомства.


А

а






ХВ

Хb.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) Генотипы родителей и потомков Р ♀ aaХbY ♂ АaХВХb

2) Фенотипы родителей и потомков:

самки хох­ла­тые зелёные — Aa ХBY

самцы хох­ла­тые зелёные — AaХBХb

самки хох­ла­тые коричневые — AaХbY

самцы хох­ла­тые коричневые — AaХbХb

самки без хо­хол­ка зелёные —aaХBY

самцы без хо­хол­ка зелёные —aaХBХb

самки без хо­хол­ка коричневые —aaХbY

самцы без хо­хол­ка коричневые —aaХbХb

3) Какие за­ко­ны наследственности про­яв­ля­ют­ся.

Закономерности: по вто­ро­му признаку (окраска оперения) — на­сле­до­ва­ние сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между пер­вым и вто­рым признаком — не­за­ви­си­мое наследование. При опре­де­ле­нии генотипа самца — ана­ли­зи­ру­ю­щее скрещивание


Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


3. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной определите и обос­нуй­те ге­но­ти­пы родителей, потомков, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми 1, 6, 7. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны под № 6, если в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

 


1) ге­но­ти­пы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА; при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении;


2) дочь (1) — ХАХа – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от отца; её сын (7) — ХаY, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от матери; дочь (6) — ХАХа или ХАХА;


3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6:

Её муж ХАY, т.к. по условию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

Если её ге­но­тип ХАХа,

то ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком 25% ХаY мальчики

 

Р ♀ ХАХа x ♂ХАY


G ХА, Хa; ХА, Y


F1 ХАХА; ХАХa; ХАY; ХaY

 

Если её ге­но­тип ХАХА, то 0%.

Р ♀ ХАХA x ♂ХАY

G ХА; ХА♂Y


F1 ХАХА; ХАY



Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) Определены генотипы родителей: ге­но­ти­пы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА; при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении

2) Определены фенотипы родителей: дочь (1) — ХАХа – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от отца; её сын (7) — ХаY, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от матери; дочь (6) — ХАХа или ХАХА;

3) Если её ге­но­тип ХАХа,

то ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком 25% ХаY мальчики

Если её ге­но­тип ХАХа,

то ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком 25% ХаY мальчики


Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



4. У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим плоды грушевидной формы?


Дано: Решение:

Признак

Ген

P ♀ АВ//ab x ♂ ab//ab


нормальная высота, карликовая высота, грушевидные плоды

шаровидные плоды


G AB/ ab/ ab/


F1  АВ//ab; ab//ab



50% — нормальная высота, шаровидные плоды; 50% — карликовая высота, грушевидные плоды

 

Сцепленное наследование признаков.


нормальной высоты

карликовой высоты

шаровидного плод

грушевидного плода


гены АВ/ сцеплены



Найти: F1 -?



А

а

В

b


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) Генотипы родителей: P ♀ АВ//ab ♂ ab//ab

2) F1  АВ//ab; ab//ab

50% — нормальная высота, шаровидные плоды; 50% — карликовая высота, грушевидные плоды

3) Сцепленное наследование признаков


Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



5. У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?




Дано: Решение:

Признак

Генотип

У Николая группа крови IBi0, т.к. его дочь i0i0, взяла одну гамету i0 от него.

первый брак Николая

P x Николай

? IBi0

III группа

G IB; i0


F1 Анна

i0i0




P

Екатерина

IAi0

II группа

×

Николай

IBi0

III группа


G

IA; i0


IB; i0


F1

Фёдор

IBi0

III группа

Фёдор получил аллель IB от отца, значит, от матери он мог получить только аллель i0 (если бы он получил аллель IA, то у него была бы IV группа крови), значит, у Екатерины генотип IAi0;


Другие возможные генотипы и фенотипы детей:

i0i0 – I группа

IAi0 – II группа

IAIB – IV группа

В браке Николая и Екатерины у них может родиться ребёнок с любой группой крови.





I группа крови

II группа крови

IIIгруппа крови

IV группа крови



Найти: генотипы родителей (P) и всех потомков;


Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?


i0i0

IAi0 или IAiА

IBi0 или IBiВ

IAIB





Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) Генотипы родителей: У Николая группа крови IBi0 у Екатерины генотип IAi0;

2) Генотипы потомков: дочь Анна i0i0 сын Фёдор IBi0

3) Другие возможные генотипы и фенотипы детей:i0i0 – I группа IAi0 – II группа IAIB – IV группа

В браке Николая и Екатерины у них может родиться ребёнок с любой группой крови.



Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3