ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.
1. Выберите верный ответ (один или несколько) по 1 баллу за каждый правильный ответ:
1.1. Партия, выступающая за коренное преобразование существующего строя, называется
а) радикальная; б) массовая; в) революционная; г) консервативная.
1.2. Эмиссией называют: а) политику распределения расходов;
б) политику установления налогов с населения; в) выпуск денег;
г) политику регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения
1.3. К вербальному общению относятся (-ится):
а) беседа по телефону; б) подбадривающая улыбка;
в) жест приветствия; г) диалог драматических персонажей;
д) пантомима.
1.4. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
а) формированием рыночной экономики б) ограничением социальной мобильности в) расширением возможностей массовой коммуникации г) организацией массового промышленного производства
1.5.Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются: а) политические партии б) публичные акционерные общества в) публично-правовые образования г) жилищные кооперативы д) производственные кооперативы е) унитарные предприятия
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») (по 1баллу за каждый правильный ответ)
2.1.Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.
2.2. Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения.
2.3.Явка с повинной относится к обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность.
2.4.В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.
2.5.У предпринимателей на первом месте находятся экономические интересы и распределение собственности.
2.6.Культура труда и производства составляет часть духовной культуры общества.
2.7.Только форма правления определяет механизм взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.
2.8. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий.
2.9. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ (по 1 баллу)
3.1. Полития, монархия, аристократия
3.2. Предписанный, смешанный, главный
4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение (по 2 балла)
4.1.Христианство, буддизм, иудаизм, ислам
4.2.Зарплата, рента, алименты, гонорар
4.3. Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.
5. Заполните пропуски в ряду (по 1 баллу).
5.1. Массовая культура, ___________, народная культура.
5.2. Физиологические потребности, __________, духовные (идеальные) потребности.
6.. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ (по 2 балла).
6.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ. _______________________
6.2. Православие, католицизм, протестантизм _________________
7. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия ( за каждый правильный ответ 2 балла):
7.1. Труд, земля,__________ предпринимательские способности.
7.2. Буржуазия - класс; кшатрии - каста; дворянство - ___________
8. По баллу за аргумент. Всего за задание – 3 балла.
Многие ученые считают, что начальный этап своего образования человек проходит в семье. Приведите любые аргументы, подтверждающие это мнение.
9. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий. (4 балла)
Понятия, категории, идеи Имена мыслителей, ученых
1. Невидимая рука рынка А. Карл Маркс
2. Общественно-экономическая формация Б. Иммануил Кант
3. Золотой закон морали В. Аристотель
4. «Мыслю, следовательно, существую» Г. Адам Смит
Д. Рене Декарт
10. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! (8 баллов)
«С появлением в теории (А) … государства принципа неотъемлемых (Б) … прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим (В)… . Для обеспечения этого принципа необходимо разделение (Г)… , призванное их (Д)… , господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него (Е) … за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на (Ж) … . Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и (З)… ».
1. приоритет 2. Власть 3. Гражданский
4. правовой 5. Ответственность 6. естественный
7. право 8. уравновешивать 9. государство
10. гражданин 11. Разум 12. Примирять
11. Итальянский мыслитель XVI в. Н. Макиавелли полагал, что для пользы и в интересах государства политик должен сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно и «лисой» и «львом». Он вправе не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Н. Макиавелли в качестве высшей ценности выступает государство, перед которым интересы отдельной личности или какие бы то ни было другие соображения должны отступить на второй план.
Как должны на Ваш взгляд соотносится такие понятия как политика и мораль? Обоснуйте свою позицию и подкрепите свои выводы примерами.
12. Заполните третью колонку таблицы: 7 баллов
Спрос | Предложение | Цена |
Остается на прежнем уровне | Растет | |
Уменьшается | Растет | |
Растет | Остается на прежнем уровне | |
Растет | Уменьшается | |
Уменьшается в 2 раза | Уменьшается в 3 раза | |
Остается на прежнем уровне | Уменьшается | |
Растет в 2 раза | Растет в 2 раза | |
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛ. (максимум – 66 баллов)
Ответы: 1. Всего 8 балов
1.1 (1 балл) | 1.2 (1 балл) | 1.3 (2 балла) | 1.4 (1 балл) | 1.5 (3 балла) |
в | в | аг | в | бде |
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):
По баллу выставляется за каждый правильный ответ, всего 9 баллов.
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5. | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 2.9 |
Да | Да | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет |
3.1. Полития, монархия, аристократия (правильные формы правления у Аристотеля).
3.2. Предписанный, смешанный, главный (социальные статусы).
По баллу выставляется за каждый правильный ответ, всего 2 балла.
4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
4.1. Христианство, буддизм, иудаизм, ислам (иудаизм, остальные – мировые религии)
4.2. Зарплата, рента, алименты, гонорар (алименты, остальное - факторные доходы)
4.3. Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы. (сибиряки, остальное – этносы)
По баллу выставляется за определение лишнего элемента и по 1 баллу за пояснение, всего 6 баллов.
5. Заполните пропуски в ряду (По 1 баллу, всего -2).
5.1. Массовая культура, ___________, народная культура. (элитарная)
Спрос | Предложение | Цена |
Остается на прежнем уровне | Растет | Уменьшается |
Уменьшается | Растет | Уменьшается |
Растет | Остается на прежнем уровне | Растет |
Растет | Уменьшается | Растет |
Уменьшается в 2 раза | Уменьшается в 3 раза | Растет |
Остается на прежнем уровне | Уменьшается | Растет |
Растет в 2 раза | Растет в 2 раза | Остается на прежнем уровне |
5.2. Физиологические потребности, __________, духовные (идеальные) потребности. (социальные)
6. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ (по 2 балла, всего – 4 б).
6.1.Проявления демократии
6.2. Мировые религии
7. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия (за каждый правильный ответ 2 балла, всего – 4 балла):
7.1. Капитал.
7.2. дворянство - сословие
8. По баллу за аргумент. Всего за задание – 3 балла.
Многие ученые считают, что начальный этап своего образования человек проходит в семье. Приведите любые аргументы, подтверждающие это мнение.
Ответы и критерии оценки.
В семье человек получает первые знания о добре и зле
Семь дает представление о самых первых обязанностях и правах человека
В семье человек получает начала грамоты (учится читать, считать и т.п.)
Могут быть приведены и другие аргументы.
9. 1Г, 2А, 3Б, 4Д 4 балла, по 1 баллу за каждое верное соответствие
10. . 4 – 6 – 1 – 2 – 8 – 5 – 9 – 10 (по 1 баллу за каждый верный ответ – всего 7 баллов)
11. . Ответ Баллы
1. В ответе указывается, что проблема соотношения политики и морали состоит в возможности применения к сфере политики категорий морали. (2 балла)
2. В ответе обозначены различные аспекты соотношения политики и морали, к примеру, такие как: - в идеале политика должна основываться на понятиях нравственности и морали;
- проблема соотношения цели и средств, которые для этого используются (можно ли достигать высоконравственные цели насильственными методами);
- проблема эффективности работы государства: если строго придерживаться моральных норм, не удастся добиться целей, которые ставит данное государство (правитель, политик) или отстоять свои интересы в отношениях с другими субъектами политики.
- в связи с тем, что моральные нормы пронизывают все сферы жизни человека, потому политика не может существовать вне понятия морали: все поступки могут оцениваются с позиции морали.
- политика и мораль обуславливают друг друга. (5 баллов)
3. В ответе приводятся примеры, которые действительно иллюстрируют выделяемый участником аспект соотношения морали и политики.3 балла.
максимум – 10 б.
12. 7 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ