СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку 4 класс»

Олимпиада по русскому языку

4 класс

Фамилия, имя___________________________


1.Употреби данные слова как прилагательные и как существительные: учёный, часовой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Вставь, где нужно, Ь. Распредели слова в 5 групп. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.

Полноч…, задач…, стереч…, силач…, береч…, говориш…, дрож…, мечтаеш…, передач…, смерч….

    1. ____________________________________________________________

    2. ____________________________________________________________

    3. ____________________________________________________________

    4. ____________________________________________________________

    5. ____________________________________________________________


  1. Ответь одним словом, которое в своём составе обязательно имеет приставку со -.

    1. тот, кто создаёт произведения вместе с кем-либо другим –

    2. тот, кто учится с кем-либо на одном курсе –

    3. тот, кто трудится с кем-либо в одном учреждении –

    4. тот, кто с кем-либо беседует –

    5. тот, кто помогает кому-либо в борьбе-


  1. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.

Горе, горевать, гореть, горемыка.

Солонка, сольный, солить, солёный.

Медяк, медовый, медный, медь.

Осиный, осина, осинник, осиновый.


  1. Как вы понимаете значение слова кнопка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие слова можно составить из букв слова « безграмотный»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Вспомни и запиши пословицы о Родине.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Обозначь первые звуки каждого слова:

Юла [ ] , всё [ ] , счастье [ ] , сжечь [ ] , сдать [ ] .


  1. Укажи, какими частями речи могут быть следующие слова:

а) рублю__________________________

б) печь____________________________

в) косой___________________________


10. Подбери к данным существительным по два прилагательных, подходящих по смыслу.

Фасоль -______________________________________________________

Повидло - _____________________________________________________

Шампунь - ____________________________________________________

Шоссе - _______________________________________________________


11. Объясни значение устойчивых выражений.

При царе Горохе - _____________________________

Медведь на ухо наступил - ______________________

В час по чайной ложке - _________________________


12. Какому литературному герою в городе Курске поставили памятник? Укажи автора и название произведения.

Литературный герой - ___________________

Автор - ______________________

Название произведения - ___________________


13. Укажи, из какого произведения данная цитата. Назови автора.

« Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»

____________________________________________________________________________


14. Ответь на следующие вопросы:

« Бедный поп подставил лоб…» Кому? ________________

Что попало Каю в глаз? ________________

Как звали медведя, обучающего Маугли законам Джунглей? _______________

Имя героя, путешествующего на печи _________________

«Неужели в самом деле все _______________ погорели?»

С каким мудрым насекомым познакомился Буратино в каморке у папы Карло? ___________________________

Ответы на задания олимпиады.



  1. Кот учёный всё ходит по цепи кругом (прил.)

Учёный изобрёл ракету (сущ.)

Часовой механизм испорчен (прил.)

Часовой стоит на посту (сущ.)


( Максимально – 2 балла)


  1. Полночь, задач, стеречь, силач, беречь, говоришь, дрожь, мечтаешь, передач, смерч.

( 2 балла )

1 группа: полночь, дрожь (орфограмма: правописание Ь после шипящих у существительных ж.р.)

2 группа: задач, передач (орфограмма: правописание Ь после шипящих у существительных Р.п., мн.ч.)

3 группа: стеречь, беречь (орфограмма: правописание Ь после шипящих у глаголов в неопределённой форме)

4 группа: говоришь, мечтаешь (орфограмма: правописание Ь после шипящих у глаголов 2 лица, ед.ч.

5 группа: силач, смерч (орфограмма: правописание Ь после шипящих у существительных м.р.)


( 0,5 балла за каждую верно названную группу и указанную орфограмму.

Всего - 2,5 балла.)


  1. 1) соавтор

2) сокурсник

3) сотрудник

4) собеседник

5) соратник


(0,5 балла за каждое подобранное слово. Максимально за задание – 2,5 балла.)


  1. 1) гореть

2) сольный

3) медовый

4) осиный

( 2 балла )


  1. 1) Кнопка – тонкий короткий гвоздик.

    1. Кнопка – застёжка из двух металлических или пластмассовых частей, входящих одна в другую.

    2. Кнопка (когда говорят о маленьком ребёнке).


( 3 балла )

  1. Гроза, роза, нота, торг, зебра, роман и т.д.

( За каждое слово – 0,5 балла)

  1. Жить – Родине служить.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина – мать, умей за неё постоять. И т. д.


( За каждую названную пословицу – 1 балл)


  1. [ Й ], [ Ф ], [ Щ ] [Ж ] [ З ]


( За каждый звук – 0,5 балла )

  1. 1) сущ., глаг.

    1. сущ., глаг.

    2. сущ., прил.

( 1,5 балла )


  1. Фасоль – крупная, белая

Повидло – яблочное, вкусное

Шампунь – новый, ароматный

Шоссе – широкое, скоростное

( 4 балла )


  1. 1) Давным - давно

    1. Нет слуха, плохой слух

    2. Очень медленно

( 3 балла )


  1. 1) Гусь

    1. Е.И. Носов

    2. «Белый гусь»

( 1,5 балла )

13. «Лебедь, Рак и Щука». И.А. Крылов

( 1 балл )


14. 1) Балде

    1. Осколок

    2. Балу

    3. Емеля

    4. Качели

    5. Со сверчком


( 0,5 балла за каждое слово )