Олимпиада по русскому языку
6 класс
1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает, подчеркните его.
Вьюга, агентство, уменьшить, ясный.
2.Расставьте ударения в словах:
водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит.
3. Обозначьте состав слов, укажите способ образования слов : приход, вызов, полёт, переход?Ответ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
4.Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать?
Ответ______________________________________________________________________
5. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.
… Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт...
Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. По библейскому преданию, когда еврейский народ шёл по пустыне в землю обетованную, Бог каждое утро посылал ему пищу с неба. Это предание породило фразеологизм. Вспомните - какой, его современное значение, составьте с ним предложение.
Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, напишите части речи.
Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.
9. Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (сравнения, эпитеты, олицетворения). Найдите в тексте слова с чередующимися корнями, графически объясните орфограмму. Заголовок_____________________
Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.
Тема________________________________________________________________________
Идея________________________________________________________________________
Стиль текста, типы речи_____________________________________________________
Сравнения____________________________________________________________________
Эпитеты____________________________________________________________________
Олицетворения_______________________________________________________________
Слова с чередующимися корнями_______________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Древнегреческий б...снописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил уг...щение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лу...шего, что есть на свете!» Пр...шли гос(?)ти — Эзоп под...ёт одни только языки жареные, варёные, солёные.
-Что это значит?
- А разве язык не самое лу...шее на свете? … Ничего нет лу...ше языка!
- Ну так на завтра купи нам всего ху...шего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять под...ёт одни только языки.
Рассердился Ксанф, но придра(т,ть )ся (не)мог.
А. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы , которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Б. Запишите 5 выражений, пословиц и поговорок со словом язык. Объясните их значение. В. Составьте предложения со словом ЯЗЫК так, чтобы оно было разными членами предложения.