СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку. Задания 7-8 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. 7-8 класс

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку. Задания 7-8 класс.»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2016 – 2017

Школьный этап,

7 – 8 классы


Продолжительность – 90минут


Задание № 1.

Поставьте ударение в следующих словах: августовский, включит, пролог, облегчить, торты, обособленный, газопровод, каталог, иконопись, обеспечение.


Задание № 2.

Укажите термин по его определению, _____________________ это специальное или непредвиденное (следствие речевой небрежности) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.

Приведите примеры, иллюстрирующие следующие речевые приёмы:

1) употребление однокоренных слов (например, в пословицах) ________________

2) употребление форм слова _____________________________

3) повторение смысла ___________________________________

4) повторение звуков ____________________________________

Приведите примеры речевой небрежности (ошибки), приведшей к неоправданному повтору слов ___________________________________________


Задание № 3.

Замените словосочетание фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово «вода».

Имеющий унылый вид; неразлучные друзья; делать бесполезную работу; скрыть следы неблаговидного дела; бесполезно пропасть, исчезнуть; ничем не проймёшь, всё нипочём; разоблачить, уличить кого-либо.


Задание № 4.

Прочитайте словарную статью.

Нелепый. Заимствовано из старославянского, где является префиксальным производным от слова лепый – красивый, родственного глаголу лепити – красить, румянить.

- С помощью приведенной статьи из этимологического словаря установите, как слово нелепый членилось раньше.

- Укажите как оно члениться сейчас.

- какое историческое изменение произошло в морфемном составе слова? Каковы его причины?


Задание № 5.

Ели или кушали древнерусские люди? Разобраться в тонкостях процесса приёма пищи в древности вам помогут фрагменты древнерусских текстов.

«Покушаю пера и чернила» (14 век).

«Покушатиписатиновымьчернилом» (14 век).


Задание № 6.

Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания: орлов, коров, дворов, ковров, основ; батарей, ножей, степей, шей, коржей.


Задание № 7.

Отметьте неверное утверждение. Объясните.

А. Нужно писать «поводок», так как приставки «па» в русском языке не существует.

Б. Нужно писать «расцепить», так как после приставки идёт глухой согласный ц.

В. Нужно писать «сбросить», так как приставки «з» в русском языке нет.


Задание № 8.

Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.


Задание № 9.

Найдите, исправьте, объясните ошибки:

А. Мой младший брат читает более медленнее, чем я.

Б. Приглашаем вас посетить гостеприимное солнечное Сочи.


Задание № 10.

Творческое задание.

Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Слово».


Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена!



И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь

Как вы понимаете смысл строкиэтого поэтического творения. 6Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.





ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2016 – 2017

Школьный этап,

7 – 8 классы

Критерии оценки

Задание № 1.

Поставьте ударение:включАт, Августовский, пролОг, облегчИть, тОрты, обосОбленный, газопровОд, каталОг, обеспЕчение, Иконопись.

(5 баллов)


Задание № 2.

Тавтология – 1 балл

1) употребление однокоренных слов: Время дорого вовремя.

2) употребление форм слова:Дружба дружбой, а служба службой.

3) повторение смысла: Он нас учил всерьёз, не в шутку.

4) повторение звуков: Широка моя Ока.

Речевая небрежность (речевая ошибка): Надо танец станцевать …Закат – это закатывание солнца.

Итого 6 баллов.


Задание № 3.

Имеющий унылый вид – как в воду опущенный;

Неразлучные друзья – водой не разольёшь;

Делать бесполезную работу – воду в ступе толочь;

Скрыть следы неблаговидного дела – спрятать концы в воду;

Бесследно пропасть, исчезнуть – как в воду кануть;

Ничем не проймёшь, всё нипочём - как с гуся вода.

Разоблачить, уличить кого-то – вывести на чистую воду.

(7 баллов)


Задание № 4.

Слово нелепыйчленилось на приставку, корень, окончание (не-леп-ый) – 1 балл.

Сейчас выделяем в нем корень и окончание (нелеп-ый) – 1 балл.

Его морфемный состав подвергся опрощению (1 балл) в результате утраты производящего слова лепый (1 балл).

Итого 4 балла.


Задание № 5.

Глагол «кушати» не означал «есть, принимать пищу». Его значение - «пробовать», «узнавать», «отведывать», «постигать», «воспринимать». Глагол не имел ничего общего с процессом принятия пищи. Когда древнерусский человек испытывал чувство голода, он ел, а не кушал.

(2 балла).


Задание № 6.

По 0,5 б. за правильный ответ.

Орлов, дворов, ковров имеют окончание –ов; коров, основ имеют нулевое окончание; батарей, шейимеют нулевое окончание; ножей, степейкоржей имеют окончание - ей.



Итого 5 баллов.


Задание № 7.

Неверно утверждение А: приставка «па» существует таких словах, как пасынок, падчерица. Её значение – «ненастоящий», «неполный». Существующее в русском языке слово «паводок» как раз подтверждает, что проверить слово «паводок» надо иначе – подбирая близкие по значению слова с ударным «по» (например, пóвод).

За ответ – 1 балл.

За объяснение – 4 балла.

Итого – 5 баллов.


Задание № 8.

Из 5 букв. Полное причастие должно состоять из корня, суффикса и окончания. Минимальное окончание полного причастия – 2 буквы, самый короткий суффикс –т- , он может образовать причастия от глаголов с двухбуквенным корнем, например: мытый, жатый, мятый и др.

За ответ – 1 балл.

За объяснение – 3 балла.

За примеры – 2 балла.

Итого – 6 баллов.


Задание № 9.

А. Мой младший брат читает медленнее, чем я.

Б.Приглашаем вас посетить гостеприимный солнечный Сочи.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Итого – 2балла, за объяснение по 1 б. Всего – 4 б..


Задание № 10.

Всего баллов – 10.

Критерии: связность речи – 2 балла.

стиль и образность – 2 балла

речевое оформление – 2 балла

орфография - 2 балла

пунктуация - 2 балла


Полный вариант с критериями

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Максимальные

баллы

5

6

7

4

2

5

5

6

4

10

54