Урок обществознания в 7 классе
Тема: Опасный путь преступной жизни.
Цель: Образовательная – дать представление об основных понятиях, способствовать формированию у учащихся навыка критического анализа сложных ситуаций
Развивающая - продолжать формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать.
Воспитательная - воспитывать уважение к закону, законопослушность.
1 этап. Организационный момент. Здравствуйте ребята. Очень рада видеть вас. Сегодня у нас урок обществознания, вы покажите свои знания и умения, продемонстрируете то, что вы уже усвоили.
2 этап. Вам даются две минуты на повторение домашнего задания, параграф № 18, основные права подростка.
Проверяю готовность к уроку.
Закрыли тетради и учебники и отложили их на край стола.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Подросток и его права.
Проведем небольшую игру «Закончи предложение», я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Вспомните правила поведения на уроке
Итак, начинаем игру:
1. Самым важным и неотъемлемым правом каждого человека с рождения является право на: жизнь.
2. Права подростка гарантируются: государством.
3. Гражданин не имеет права: нарушать закон.
4. Право на труд входит в группу: экономических прав.
5. Документ, дающий право продолжать образование после окончания школы, называется аттестат.
6. По закону в случае рождения в семье ребёнка оплачиваемый отпуск получают: один из родителей.
Ребята, как вы думаете, это может вам пригодиться в жизни? (Ответы учащихся)
Если у подростка есть права, значит, у него есть и обязанности.
Учитель - всегда ли органы власти правомерны в своих действиях. Мы с вами попробуем разобраться. Каждой группе я раздам карточки, с ситуацией, которая может случиться с каждым из нас. Вы обсудите эту ситуацию.
Один человек от вашей группы выскажет совместную точку зрения.
Заполнить таблицу
«Правомерные и неправомерные действия»
Ситуация | Были соблюдены права или нет? | Почему? |
Во время пожара дверь в квартиру была выбита, и подростка, находившегося в комнате без сознания, вынесли на улицу | | |
16-летний молодой человек не был принят на работу, так как у него не оказалось письменного разрешения от родителей | | |
Восьмилетняя девочка, у которой из-за болезни парализованы ноги, вынуждена была прекратить обучение в школе и, таким образом, осталась без среднего образования | | |
Родители семилетней Кати развелись. У мамы и папы установились плохие отношения. Катя осталась жить с мамой. Она скучала по отцу, но мама решила, что им лучше не видеться | | |
| | |
Начинаем работать, на эту работу отводится пять минут.
Ребята, эти знания вам нужны? Где вы их сможете применить? (Ответы учащихся)
Учитель - совершенно верно, свои права нужно знать, чтобы лучше ориентироваться в жизни.
3 этап. Откройте тетради, запишите число, тему урока:
Опасный путь преступной жизни.
Что мы должны узнать на уроке? (Ответы ребят)
Об ответственности подростков, что такое преступление, какие виды наказаний существуют.
4 этап. Зачем нам это нужно? Узнаем об этом на уроке
На доске записано выражение:
« Закон суров, но это закон», ребята, обратите внимание на это выражение, мы к нему еще вернемся.
Посмотрите на план, который написан на доске,
поставьте цифру 1. Что такое преступление?
Учитель - подростковый возраст – самый активный период в жизни человека. Взрослеющему человеку, который чувствует приток физических сил, кажется, что он все может. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а так же неумение себя контролировать приводит иногда к печальным последствиям. Ребята в этом возрасте могут совершить преступление.
Запишите определение - поступок человека, который является опасным для других людей, общества и государства и записан в Уголовном кодексе. ( Раздать Уголовный кодекс) Спросить, что такое преступление?
2. Поставьте цифру 2. Виды наказаний несовершеннолетних.
Учитель - уголовная ответственность в нашей стране по общему правилу наступает с 16 лет, когда человек совершил преступление. Однако за совершение некоторых из них уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Об этом нам расскажет один обучающийся
Уголовная ответственность с 14 лет наступает за такие виды преступлений:
Убийство
похищение человека
причинение вреда здоровью
изнасилование
кража
грабёж
разбой
вымогательство
угон автомобиля
умышленное уничтожение имущества
терроризм
захват заложника
хищение оружия, боеприпасов, наркотиков или психотропных
средств.
6 этап. Откройте страницу 134, прочитайте и завершите схему №3.
Спросить нескольких учащихся.
Существуют и другие виды ответственности: дисциплинарные взыскания, административная ответственность, материальная ответственность, правонарушение – менее опасный поступок.
Откройте учебник на странице 135 и прочитайте. (Виды наказания несовершеннолетних, кроме лишения свободы) Спросить 1-2 учащихся. Мы разобрали второй пункт плана. Всем все понятно?
3. Запишите следующий пункт: Как вести себя несовершеннолетнему, при задержании сотрудниками милиции.
Учитель - все мы знаем, что правоохранительные органы страны и нашего города призваны обеспечивать защиту права, порядка и безопасности в стране. Любой человек, в том числе и подросток, могут быть задержаны сотрудниками милиции для выяснения личности. Несмотря на то, что подобные встречи с милицией могут не произойти, нужно знать: (обучающийся зачитывает)
При задержании несовершеннолетнего сотрудниками милиции надо знать, что:
1. Следует немедленно сообщить родителям или родственникам, что произошло.
2. Каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право на защиту.
3. Несовершеннолетние дают объяснения только в присутствии родителей или законных представителей.
4. При личном досмотре должны присутствовать посторонние люди – понятые.
5. Нельзя подписывать незаполненный протокол задержания.
6. Подросток имеет право подать жалобу на действия тех, кто провёл задержание.
7. Вести себя вежливо при задержании.
8. Носить с собой документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении, полис).
Откройте учебник на странице 137-138 и составьте памятку, «Правила поведения несовершеннолетних при задержании сотрудниками милиции, это станет итогом урока.
Правила поведения несовершеннолетних при задержании сотрудниками милиции.
Всегда необходимо | Никогда нельзя. |
| |
| |
Спросить 2 учащихся зачитать памятку. Обратите внимание на третий пункт плана. Мы его разобрали, всем все понятно? Что нового вы узнали на уроке? Вам это пригодится в жизни? Каждый человек творец своей судьбы, поэтому, выбирая преступный образ жизни, человек наносит вред окружающим людям и вынужден жить в условиях постоянного страха и ненависти. «Закон суров, но это закон», - говорили римляне, соблюдая его установки.
Учитель - очень хорошо, активно работали, старались во всем разобраться, получили оценки….
Следующий урок будет после каникул, поэтому у вас будет много времени выполнить задания на выбор:
А) Прочитать параграф 19 и ответить на вопросы;
Б) написать мини - сочинение на тему: «Почему люди совершают преступление»;
В) составить кроссворд по двум темам урока;
Г) подготовить презентацию или сообщение по теме.