СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Описание одежды героев в народном творчестве и художественной литературе”.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование материалов проекта на уроках литературы для описания характеров героев.

Просмотр содержимого документа
«“Описание одежды героев в народном творчестве и художественной литературе”.»

Проект   “Описание одежды героев в народном творчестве и художественной литературе”. Автор проекта: Караганова Татьяна. Руководитель проекта: Угинчене Л. Н.

Проект “Описание одежды героев в народном творчестве и художественной литературе”.

Автор проекта: Караганова Татьяна.

Руководитель проекта: Угинчене Л. Н.

Цель проекта: рассмотреть народные и литературные сказки, в которых присутствуют описания одежды персонажей и выяснить значение этих описаний в повествовании . Задачи проекта: определить круг изучаемых сказок; выявить сходство и различие этих описаний в народных и литературных сказках разных народов; описание одежды героев как художественная деталь в повествовании

Цель проекта:

рассмотреть народные и литературные сказки, в которых присутствуют описания одежды персонажей и выяснить значение этих описаний в повествовании .

Задачи проекта:

определить круг изучаемых сказок;

выявить сходство и различие этих описаний в народных и литературных сказках разных народов;

описание одежды героев как художественная деталь в повествовании

Актуализация работы:  использование материалов проекта при характеристике персонажей на уроках литературы; на уроках по развитию речи; классных часах на тему:”Человек в мире вещей”, “По одежке встречают” и т.д.

Актуализация работы:

  • использование материалов проекта при характеристике персонажей на уроках литературы;
  • на уроках по развитию речи;
  • классных часах на тему:”Человек в мире вещей”, “По одежке встречают” и т.д.
С тех пор, как появился на земле человек, перед ним встал вопрос, как и чем прикрыть наготу. Об этом изначально задумались Адам и Ева, вкусившие запретный плод. И они прикрылись фиговыми листьями.  Но постепенно одежда перестала играть роль средства защиты от холода.

С тех пор, как появился на земле человек, перед ним встал вопрос, как и чем прикрыть наготу. Об этом изначально задумались Адам и Ева, вкусившие запретный плод. И они прикрылись фиговыми листьями. Но постепенно одежда перестала играть роль средства защиты от холода.

Одежда в Древней Руси.  В Древней Руси одежда начинает использоваться для характеристики социального положения, что нашло отражение в пословицах, поговорках:”По одежке встречают, по уму провожают”, “Работать спустя рукава”, “Ходить козырем”, “Работать засучив рукава” и т.д. Но при оценке образа личности одежда рассматривалась как отражение духовного образа.

Одежда в Древней Руси. В Древней Руси одежда начинает использоваться для характеристики социального положения, что нашло отражение в пословицах, поговорках:”По одежке встречают, по уму провожают”, “Работать спустя рукава”, “Ходить козырем”, “Работать засучив рукава” и т.д. Но при оценке образа личности одежда рассматривалась как отражение духовного образа.

Одежда как часть человека.  В эпосе одежда является частью человека, служит ему оберегом и защитой. Негативным воздействием на одежду, как считалось, можно нанести вред лицу, которому она принадлежит. Показывая полную беззащитность героев сказки, народ изображал их либо без одежды, либо в тоненькой рубашонке, лохмотьях. Неслучайно царевна-лягушка страдает из-за потери лягушечьей кожи.

Одежда как часть человека. В эпосе одежда является частью человека, служит ему оберегом и защитой. Негативным воздействием на одежду, как считалось, можно нанести вред лицу, которому она принадлежит. Показывая полную беззащитность героев сказки, народ изображал их либо без одежды, либо в тоненькой рубашонке, лохмотьях. Неслучайно царевна-лягушка страдает из-за потери лягушечьей кожи.

Одежда как средство характеристики персонажа.  Многие женские образы, как в фольклоре, так и в художественной литературе, могут принимать внешне безобразный вид. Но неприглядность внешнего облика положительного персонажа- контрастная оболочка внетренней красоты, душевной силы, благородства. Золушка плохо одета, в золе, но внутренняя красота героини проступает и сквозь убогий наряд.

Одежда как средство характеристики персонажа. Многие женские образы, как в фольклоре, так и в художественной литературе, могут принимать внешне безобразный вид. Но неприглядность внешнего облика положительного персонажа- контрастная оболочка внетренней красоты, душевной силы, благородства. Золушка плохо одета, в золе, но внутренняя красота героини проступает и сквозь убогий наряд.

Одежда отрицательных персонажей.  Почему Баба-Яга так ужасно одета. Она утратила своё женское начало, поэтому все вещи на ней старые, не аккуратные, рваные. Владычица бурь в старинной французской сказке одета в зелёное развевающееся платье. Зелёный цвет-символ духовной закрытости, низких жизненных целей.

Одежда отрицательных персонажей. Почему Баба-Яга так ужасно одета. Она утратила своё женское начало, поэтому все вещи на ней старые, не аккуратные, рваные. Владычица бурь в старинной французской сказке одета в зелёное развевающееся платье. Зелёный цвет-символ духовной закрытости, низких жизненных целей.

 Чудесная женитьба рыцаря Гавейна.  В этой французской народной сказке королю Артуру спасает жизнь уродливая женщина в красном платье.  У хозяйки Медной горы цвет одежды постоянно меняется, сверкает. Это говорит о необычности персонажа, страстности, способности очаровывать. Бабка Синюшка, принимая облик молоденькой девушки, имеет одежду синего цвета-это символ чистоты, неба, непостижимости, загадочности.

Чудесная женитьба рыцаря Гавейна. В этой французской народной сказке королю Артуру спасает жизнь уродливая женщина в красном платье. У хозяйки Медной горы цвет одежды постоянно меняется, сверкает. Это говорит о необычности персонажа, страстности, способности очаровывать. Бабка Синюшка, принимая облик молоденькой девушки, имеет одежду синего цвета-это символ чистоты, неба, непостижимости, загадочности.

Одежда как важнейшая художественная деталь в повествовании.  В былине “Вольга и Микула Селянинович” простой пахарь одет, как боярин. Почему? Русский народ чтил свято землю-матушку.  В “Сказке о рыбаке и рыбке” Пушкина дано подробное описание одежды старухи, ставшей дворянкой. Роскошью наряда старуха демонстрирует власть, богатство. Оставшись при этом такой же невежественной, глупой, злой. Она не соответсвует своему новому образу.

Одежда как важнейшая художественная деталь в повествовании. В былине “Вольга и Микула Селянинович” простой пахарь одет, как боярин. Почему? Русский народ чтил свято землю-матушку. В “Сказке о рыбаке и рыбке” Пушкина дано подробное описание одежды старухи, ставшей дворянкой. Роскошью наряда старуха демонстрирует власть, богатство. Оставшись при этом такой же невежественной, глупой, злой. Она не соответсвует своему новому образу.

Руслан и Людмила.   Три прекрасные девы, видя в героине настоящую русскую княжну приготовили для неё соответствующий наряд: лазурный пышный сарафан, который идеально гармонирует с золотыми волосами, фату прозрачную как туман, жемчужный пояс дополняет наряд, и не “огружает”. И на фоне этой красоты, умело оправленной, безобразной нелепостью выглядит Черномор. Из всей одежды его Пушкин называет только колпак.

Руслан и Людмила. Три прекрасные девы, видя в героине настоящую русскую княжну приготовили для неё соответствующий наряд: лазурный пышный сарафан, который идеально гармонирует с золотыми волосами, фату прозрачную как туман, жемчужный пояс дополняет наряд, и не “огружает”. И на фоне этой красоты, умело оправленной, безобразной нелепостью выглядит Черномор. Из всей одежды его Пушкин называет только колпак.

Сказки народов мира.  В сказках народов мира перевоплощение героев чаще всего- в физическом плане. Меняется одежда-меняется облик. Например в шведской сказке:”Замухрышка” юноша получает от чародея латы-3 раза.  Следует отметить мотив блеска и сияния одежды героев в сказках Западной Европы. В русских сказках этого нет.

Сказки народов мира. В сказках народов мира перевоплощение героев чаще всего- в физическом плане. Меняется одежда-меняется облик. Например в шведской сказке:”Замухрышка” юноша получает от чародея латы-3 раза. Следует отметить мотив блеска и сияния одежды героев в сказках Западной Европы. В русских сказках этого нет.

Сказки народов Севера.  Одежда главных героев русского севера.  Так как Север-это холод, вьюги, бураны, то и вид одежды героев соответствует суровому климату. И её описание не имеет никакой символики. Назначение-защитить от холода.  В сказках народов Севера присутсвует только название одежды героев. И она не является средством выразительности. Её роль чисто информационная.

Сказки народов Севера. Одежда главных героев русского севера. Так как Север-это холод, вьюги, бураны, то и вид одежды героев соответствует суровому климату. И её описание не имеет никакой символики. Назначение-защитить от холода. В сказках народов Севера присутсвует только название одежды героев. И она не является средством выразительности. Её роль чисто информационная.

“ Калевала”.  В карело-финском эпосе “Калевала” описанию одежды героев уделяется особое внимание. Она как правило, многослойна, из натуральных тканей, богата вышивками и украшениями. То есть. Тоже много яркости, блеска. В этих описаниях-дань народным обычаям и традициям. Описания одежды тоже не несут почти никакой смысловой нагрузки в качестве художественной детали.

Калевала”. В карело-финском эпосе “Калевала” описанию одежды героев уделяется особое внимание. Она как правило, многослойна, из натуральных тканей, богата вышивками и украшениями. То есть. Тоже много яркости, блеска. В этих описаниях-дань народным обычаям и традициям. Описания одежды тоже не несут почти никакой смысловой нагрузки в качестве художественной детали.

Выводы: Проанализировав сказки разных народов, следует отметить различные подходы к изображению одежды персонажей. Часто эти описания несут огромную смысловую нагрузку, помогая изобразить внутренний мир героев, их желания, стремления. И здесь описания одежды – важная художественная деталь. В западных сказках чаще используется цвет одежды, показывается её блеск и сияние. В русских сказках обилие цветов отсутствует, за исключением белого, синего, золотого. В сказках народов Севера одежда описывается как средство защиты от холода. Описания очень конкретны и имеют информационное значение. Общим во всех сказках является то, что изображение одежды героев обязательно входит в повествование. Сколько существует человечество, столько будет идти разговор, как и во что его одеть.

Выводы:

Проанализировав сказки разных народов, следует отметить различные подходы к изображению одежды персонажей. Часто эти описания несут огромную смысловую нагрузку, помогая изобразить внутренний мир героев, их желания, стремления. И здесь описания одежды – важная художественная деталь.

В западных сказках чаще используется цвет одежды, показывается её блеск и сияние.

В русских сказках обилие цветов отсутствует, за исключением белого, синего, золотого.

В сказках народов Севера одежда описывается как средство защиты от холода. Описания очень конкретны и имеют информационное значение. Общим во всех сказках является то, что изображение одежды героев обязательно входит в повествование.

Сколько существует человечество, столько будет идти разговор, как и во что его одеть.