Проект “Описание одежды героев в народном творчестве и художественной литературе”.
Автор проекта: Караганова Татьяна.
Руководитель проекта: Угинчене Л. Н.
Цель проекта:
рассмотреть народные и литературные сказки, в которых присутствуют описания одежды персонажей и выяснить значение этих описаний в повествовании .
Задачи проекта:
определить круг изучаемых сказок;
выявить сходство и различие этих описаний в народных и литературных сказках разных народов;
описание одежды героев как художественная деталь в повествовании
Актуализация работы:
- использование материалов проекта при характеристике персонажей на уроках литературы;
- на уроках по развитию речи;
- классных часах на тему:”Человек в мире вещей”, “По одежке встречают” и т.д.
С тех пор, как появился на земле человек, перед ним встал вопрос, как и чем прикрыть наготу. Об этом изначально задумались Адам и Ева, вкусившие запретный плод. И они прикрылись фиговыми листьями. Но постепенно одежда перестала играть роль средства защиты от холода.
Одежда в Древней Руси. В Древней Руси одежда начинает использоваться для характеристики социального положения, что нашло отражение в пословицах, поговорках:”По одежке встречают, по уму провожают”, “Работать спустя рукава”, “Ходить козырем”, “Работать засучив рукава” и т.д. Но при оценке образа личности одежда рассматривалась как отражение духовного образа.
Одежда как часть человека. В эпосе одежда является частью человека, служит ему оберегом и защитой. Негативным воздействием на одежду, как считалось, можно нанести вред лицу, которому она принадлежит. Показывая полную беззащитность героев сказки, народ изображал их либо без одежды, либо в тоненькой рубашонке, лохмотьях. Неслучайно царевна-лягушка страдает из-за потери лягушечьей кожи.
Одежда как средство характеристики персонажа. Многие женские образы, как в фольклоре, так и в художественной литературе, могут принимать внешне безобразный вид. Но неприглядность внешнего облика положительного персонажа- контрастная оболочка внетренней красоты, душевной силы, благородства. Золушка плохо одета, в золе, но внутренняя красота героини проступает и сквозь убогий наряд.
Одежда отрицательных персонажей. Почему Баба-Яга так ужасно одета. Она утратила своё женское начало, поэтому все вещи на ней старые, не аккуратные, рваные. Владычица бурь в старинной французской сказке одета в зелёное развевающееся платье. Зелёный цвет-символ духовной закрытости, низких жизненных целей.
Чудесная женитьба рыцаря Гавейна. В этой французской народной сказке королю Артуру спасает жизнь уродливая женщина в красном платье. У хозяйки Медной горы цвет одежды постоянно меняется, сверкает. Это говорит о необычности персонажа, страстности, способности очаровывать. Бабка Синюшка, принимая облик молоденькой девушки, имеет одежду синего цвета-это символ чистоты, неба, непостижимости, загадочности.
Одежда как важнейшая художественная деталь в повествовании. В былине “Вольга и Микула Селянинович” простой пахарь одет, как боярин. Почему? Русский народ чтил свято землю-матушку. В “Сказке о рыбаке и рыбке” Пушкина дано подробное описание одежды старухи, ставшей дворянкой. Роскошью наряда старуха демонстрирует власть, богатство. Оставшись при этом такой же невежественной, глупой, злой. Она не соответсвует своему новому образу.
Руслан и Людмила. Три прекрасные девы, видя в героине настоящую русскую княжну приготовили для неё соответствующий наряд: лазурный пышный сарафан, который идеально гармонирует с золотыми волосами, фату прозрачную как туман, жемчужный пояс дополняет наряд, и не “огружает”. И на фоне этой красоты, умело оправленной, безобразной нелепостью выглядит Черномор. Из всей одежды его Пушкин называет только колпак.
Сказки народов мира. В сказках народов мира перевоплощение героев чаще всего- в физическом плане. Меняется одежда-меняется облик. Например в шведской сказке:”Замухрышка” юноша получает от чародея латы-3 раза. Следует отметить мотив блеска и сияния одежды героев в сказках Западной Европы. В русских сказках этого нет.
Сказки народов Севера. Одежда главных героев русского севера. Так как Север-это холод, вьюги, бураны, то и вид одежды героев соответствует суровому климату. И её описание не имеет никакой символики. Назначение-защитить от холода. В сказках народов Севера присутсвует только название одежды героев. И она не является средством выразительности. Её роль чисто информационная.
“ Калевала”. В карело-финском эпосе “Калевала” описанию одежды героев уделяется особое внимание. Она как правило, многослойна, из натуральных тканей, богата вышивками и украшениями. То есть. Тоже много яркости, блеска. В этих описаниях-дань народным обычаям и традициям. Описания одежды тоже не несут почти никакой смысловой нагрузки в качестве художественной детали.
Выводы:
Проанализировав сказки разных народов, следует отметить различные подходы к изображению одежды персонажей. Часто эти описания несут огромную смысловую нагрузку, помогая изобразить внутренний мир героев, их желания, стремления. И здесь описания одежды – важная художественная деталь.
В западных сказках чаще используется цвет одежды, показывается её блеск и сияние.
В русских сказках обилие цветов отсутствует, за исключением белого, синего, золотого.
В сказках народов Севера одежда описывается как средство защиты от холода. Описания очень конкретны и имеют информационное значение. Общим во всех сказках является то, что изображение одежды героев обязательно входит в повествование.
Сколько существует человечество, столько будет идти разговор, как и во что его одеть.