Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект по теме "Стихотворные размеры.Рифма".»
Теоретический материал по теме «Стихотворные размеры.Рифма».
Стихотворные размеры начинают изучать в 5-6 классах. Можно предложить ребятам в конце года записать этот материал в тетрадь опорных конспектов и пользоваться им на уроках до 11 класса.
Стихотворные размеры:
Двусложные (хорей 1,3,5,7; ямб 2,4,6,8 )
Трёхсложные (дактиль 1,4,7,10
амфибрахий 2,5,8,11
анапест 3,6,9,12 )
Примеры: Хорей
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна… (С.Есенин)
Ямб
Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры,эскимосы… (В.Ходасевич)
Дактиль
Тучки небесные, вечные странники! (М.Лермонтов)
Амфибрахий
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.. ( К.Симонов)
Анапест
Шаганэ, ты моя, Шаганэ… (С.Есенин)
Рифма:
Парная (смежная) ААББ
Перекрёстная АБАБ
Кольцевая (опоясная) АББА
Примеры: Вот уж вечер волгоградский настаёт, А
А старушка не уходит, ждёт, А
В мирный берег тихо плещется волна, Б
Разговаривает с матерью она. Б
( В.Боков)
И тебя,моё сердце, впервые, А
Может быть , до скончания дней, Б
Волновали цветы неживые А
Сверхъестественной жизнью своей. Б
(М.Алигер)
Знаю я, что подобно звезде, А
Будут живы и подвиги чести, Б
Что о них негасимые вести Б
Мы услышим всегда и везде. А
( Рождественский)