Бланк опросника«Адаптация к стрессу» (Тест Лазаруса)
Инструкция:
Опишите свое поведение/чувства с трудной ситуации. Прочитайте следующие высказывания и оцените их, проставляя баллы от 0 до 3.
№ | Оказавшись в трудной ситуации, я… | Никогда | Редко | Иногда | Часто |
1. | сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2. | начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3. | пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4. | говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5. | критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6. | пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7. | надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8. | смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9. | вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10. | старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11. | пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12. | спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13. | срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14. | искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15. | во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16. | пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17. | обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18. | менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19. | извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20. | составлял план действий | 0 | 1 | 2 | 3 |
21. | старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22. | понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23. | набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24. | говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25. | пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26. | рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27. | старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28. | находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29. | вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31. | в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32. | не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33. | спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34. | старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35. | отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36. | говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37. | стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38. | вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39. | пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40. | знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41. | отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42. | я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43. | находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44. | старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45. | что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46. | хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47. | представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48. | молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49. | прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50. | думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Опросник «Адаптация к стрессу» (Тест Лазаруса)
Интерпретация:
Конфронтационный копинг – разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
Дистанцирование - преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
Самоконтроль - преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
Поиск социальной поддержки - разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
Принятие ответственности - признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
Бегство-избегание - преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
Планирование решения проблемы - преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
Положительная переоценка - преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Обработка и интерпретация результатов:
1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:
никогда – 0 баллов;
редко – 1 балл;
иногда – 2 балла;
часто – 3 балла
конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37;
дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35;
самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50;
поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36;
принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42;
бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47;
планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43;
положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов:
N / 18 * 100%, где N – сумма баллов по субшкале.
Степень предпочтительности для испытуемой стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:
показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;
40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;
показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Можно определить проще, по суммарному баллу:
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
– средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Источник:
Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с.
https://psylist.net/praktikum/00298.htm