СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт организации профилактики вредных привычек у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества»

                                                                                                                                    Л.Н.Толстой

                     Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем детей, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь детей.

Просмотр содержимого документа
«Опыт организации профилактики вредных привычек у младших школьников»

Выступление в МРИО подготовила учитель начальных классов Запорожец И.А.

МОУ»Атемарская СОШ» по теме:


«Опыт организации работы по профилактике вредных привычек

у младших школьников».

« Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества»

Л.Н.Толстой

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем детей, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь детей.

Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни   и воспитание здорового физически и нравственного молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. Вопросы воспитания  у учащихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной  пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей. 

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями учащихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся. Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием медицинских работников, полиции.

Сегодня возраст начала наркотизма - приобщения к одурманивающим веществам- постоянно снижается. Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие  вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривали на улице. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению.

В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с  изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей - учителями, одноклассниками и т.д. считается, что кризис 7 лет- это рождение социального «Я» ребёнка.

Семья – школа жизни и труда. Семья воспитывает ребенка всем образом своей жизни.Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

(слайд 6) Очень опасно воспитание по  типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями,  и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная- загруженность родителей на работе.

(слайд 7) Но опасна не только гипооопека, но и прямо противоположный тип воспитания-гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок   не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой.

(слайд 8) Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка  становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения - ведь этому их в семье не научили.

Нормальная семья – это лучший залог предупреждения алкоголизма, табакокурения и иных асоциальных явлений. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Главные ошибки современных семей: нехватка семейного общения; безразличность в делах детей; злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизации и употреблению наркотиков имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе, а с другой - психологическими особенностями младших школьников.

Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.

Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.

Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.

Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.

Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодичес­ки делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.

Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.

Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.

Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на "престижность" потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.
Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека. Это обусловливает определенные требования к первичной профилактике вредных привычек. Например, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.

Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.

Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, при условии внесения изменения содержания изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, ОБЖ, классных часов, на родительских собраниях, а также в рамках специальных образовательных программ. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

Практический блок Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, педагогов и родителей:

  • тренинги, практические семинары,

  • родительские собрания и конференции,

  • игровые занятия,

  • ролевые игры,

  • спортивные соревнования,

  • праздники здоровья,

  • выпуск плакатов о здоровом образе жизни,

  • выставки творческого самовыражения: сочинения, рисунки, поделки,

  • использование наглядных пособий,

  • индивидуальные консультации среди детей, педагогов и родителей.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

План мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек в младшем школьном возрасте. 

Дата

проведения

Мероприятие

сентябрь

Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо»

сентябрь

Спортивные состязания. Марафон игр.


октябрь

Тренинг  «Всё в твоих руках»


ноябрь

Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик)


ноябрь

Конкурс рисунков «НЕТ вредным привычкам!»


декабрь

Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать — нет!»


февраль

Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые»


март

Инсценировка  «Вредные привычки – не мои ли вы сестрички»


апрель

Спортивные игры. Веселись играй, да дело знай.


май

Праздник Здоровья. В гостях у витаминов.


Говорить, о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!

Культура здоровья- один из важнейших компонентов  общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровья- уже в младшем школьном возрасте мальчик или девочка должны понимать: здоровье- это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять.

Именно поэтому я разработала курс внеурочной деятельности «Моё здоровье» и веду его 1 час в неделю.