Авторская игровая методика обучения детей чтению «Словолодочки» Юлии Пчелинцевой.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по обучению детей чтению с использованием методики Юлии Пчелинцевой «Словолодочки».
Юлия Александровна разработала свои пособия, свой алфавит, свою последовательность обучения чтению. Эта методика рассчитана на детей дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста. Я решила попробовать использовать её элементы в своей работе. Содержание методики позволяет в игровой форме усвоить такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из навыков в обучении – чтению. В ФОП ДО есть пункт 20.7.1, в котором говорится «учить детей (6-7 лет) чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов, ...печатать слова различного слогового состава».
Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка (эталон звука и его звучание). Изучение звука базируется на запоминании образа буквы русского алфавита, акцент делается именно на звуках, понятие буквы даем тогда, когда дети будут владеть умением сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком. Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки.
Особенности подготовки ребенка к обучению чтению
Выделим 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки». Звуки – слоги – слова - смысл. Прежде чем приступить к изучению звуков, нужно проверить, готов ли ребёнок к обучению.
Этап 1 – это интерес ребенка. Листает книжки с увлечением? Просит почитать ему сказки? Сам выбирает книжки? Интересуется буквами и пробует писать сам? А может просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов.
Этап 2 – отсутствие возможных нарушений развития, способных помешать формированию навыка, отсутствие проблем речевого спектра (консультация логопеда обязательна).
Этап 3 — это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать где право, где лево, где верх, где низ. Чтение осуществляется слева направо и сверху вниз, и обучение проводится точно также. Алфавит будет читаться слева направо и сверху вниз, также, как и по слогам будет петься слоговая таблица.
Этап 4 — это фонематический слух. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: "кот-ком", "фата-вата", "кочка-мочка".
Сейчас я вам расскажу об отличии этой системы обучения от других.
При работе с детьми используется капельный алфавит (без опорных картинок), т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные буквы выделены красным цветом,согласные - чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Длинная капелька –под гласными. Это говорит о том, что этот звук можно пропеть, потянуть. Под согласными- короткая капля, это говорит о том, что звук произносится коротко, отрывисто.Такие капли используются потом при прочтении слогов и слов.
Одно из упражнений первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее.
Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков.
В методике используются только открытый слог слияния (это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный). Оформлен он в виде лодочки, в которой на первом месте всегда сидит отважный капитан, а рядом с ним прекрасная принцесса.
Почему именно так?
Потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то он будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно.Для того, чтобы в словах определенной структуры ребёнок не читал следующим образом: УЗ-ЕЛ УЖ-ИН,теряя при этом смысл прочитанного.
Из слогов слияния состоят и слоговые таблицы, используемые при обучении чтению.
Сначала работаем только с твердой позицией согласных звуков. Они разделены на звонкие и глухие. Парные по глухости и звонкости и непарные. А потом только с мягкими. Для этого есть отдельная таблица.
Все занятия проводятся в игровой форме в виде приключения или квеста с множеством различных заданий.
Используется определенная последовательность в изучении: начало с (АОУЫЭ) плюс 3 согласных. Это позволяет уже после нескольких занятий работать над процессом слияния звуков в слоги и ускоряет отработку навыков чтения.
Работа по слиянию слогов может быть следующей: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (например, но каждое занятие – новая гласная). Получается педагог говорит ЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ, он ММММАААА и процесс запущен.
С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это- м, р, с, л, н, ж, ш, в.Эти звуки необходимы только на начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок будет сливать звуки таким образом, то будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить.
Возможны различные способы работы с таблицей. Это чтение слогов с определенной согласной и отработка ритмики речи МА-МО-МУ-МЫ-МЭ.
Можно попросить ребенка найти и обвести определенные буквы (на ламинированном листе).
Или поиграть с детьми старшего возраста в игру на развитие фонематического слуха. Используя маленькую пчелку. Посадить на лодочку, прочитать слог и попросить ребенка догадаться кто или что плывет на лодочке. Например, ЛО-(лошадка, ложка и т.д.)
Можно читать слоги по строчкам, например, сегодня мы чиним лодки, стукнем Ы, эти лодки будут…….. Стукнем мы вторую у, эти лодки будут……
Можно собирать слова, состоящие из двух слогов, и т.д.
Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным.
Используя свой опыт работы с детьми, я сформировала определенную структуру, которая дала прекрасный результат.
В начале каждого занятия, отправляясь в очередное путешествие я даю детям задание на внимание. В них нужно найти предметы, спрятанные на большой картинке.
Например:
Далее мы повторяем изученные буквы. Кроме таблицы использую следующие задания:
При знакомстве с новой буквой для запоминания образа лепим её из пластилина, процарапываем, украшаем блестками, пишем на песке, муке и т.д. Можно собрать пазл из буквы, нарисовать картину из одинаковых букв, пройти дорожку, собрать из танграма.
Обязательно даю задания на развитие фонематического слуха.
Например: найди все слова, в которых слышна песенка звука «М».
Игра Магазин
Капитан и принцесса приплывают на остров, где есть необычный магазин, в котором можно купить только ту игрушку, в слове которой есть эта «лодочка».
Игра с использованием пуговиц: воспитатель просит закрыть букву, с которой начинается заданное слово. Закрываются все буквы
алфавита или часть его. Затем дети называют придуманные ими слова и отдают пуговицы или закрывают определённый набор букв и составляют слова. Кто большеназовет слов, томуприз.
А также нас всегда ждут увлекательные путешествия с персонажами любимых героев сказок и мультфильмов, где нужно помочь друзьям, преодолеть препятствия и трудности, выполняя определенные задания с чтением слогов и слов.
Упражнения и игры со слоговымитаблицами
1. «Перекличка»
Перекличка капитанов только звонкого холодного моря или глухого теплого.
Перекличка между братьями-капитанами звонкого и глухого морей (найти
пару по звонкости/глухости)
2.«Найди лишнюю лодку» - воспитатель произносит (или показывает) ряд
лодок с одной и той же гласной и одну лодку с другой гласной. (ма, па,
ра, ла, бе, ва, за). Или - ма, мо, му, мя, мы. Дети определяют лишнюю лодку.
3. Ребенок кидает на таблицу снежинку. На какую лодку она упадет, на
такой слог придумывает слово.
4. «Придумай историю» – Ищем лодку, в которой плывут ко(тики). За ними
гонятся пираты на ло(дке). Все они плывут к острову, который называется
За (колдованный).Там зарыты сокровища: зо(лото), бу(сы), ра(кушки).
5. «Задуманное слово»: я задумала слово, которое начинается на ба (ждем,
пока дети не назовут несколько слов).
Упражнения и игры с алфавитом
1. «Прокапываем» алфавит:
• все жители дома здороваются;
• поют песню только принцессы (гласные);
• отдают команду капитаны (согласные), например, первогоряда;
• назвать соседей капитана Ж или принцессы У
• назвать принцессу, которая поссорилась с буквами Ш и Ж(ы) и принцессу, которая ее заменила (и).
2. Дети получают набор букв (принцесс или капитанов), ихнадо наклеить на предметы, которые их окружают. У когоостанется меньше ненаклеенных букв, тот выиграл.