СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по реализации педагогического проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская" в группе №1 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по приобщению старших дошкольников к культурному наследию своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по реализации педагогического проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская" в группе №1 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения»

Опыт работы по реализации педагогического проекта

по приобщению детей старшего дошкольного возраста

к культурному наследию своего народа "Земля русская"

в группе №1 компенсирующего вида

для детей с нарушением зрения

Подготовила воспитатель

Жмуркина Т. Н.


Актуальность

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и развитие у них интереса к народным традициям является актуальной проблемой в наше время. На сегодняшний день редко встретишь в России человека, который знаком и чтит русские народные ценности. Ведь в них заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире.

Поэтому очень важно сейчас возродить русскую духовность в детях, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в них любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мною был разработан проект «Земля русская».

Прежде чем начать работу по реализации проекта, я изучила литературу по данному направлению, был разработан перспективный мероприятий, по приобщению дошкольников к культурному наследию русского народа, подготовлена предметная среда, способствующая развитию у детей патриотических чувств, проведена работа с родителями.

Работа по реализации проекта проходила с середины января по апрель 2022года.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста(5-7лет), педагог, родители.

Для приобщения дошкольников к культурному наследию своего народа была определена цель и намечены основные задачи.

Цель проекта: приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

• Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

• Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного творчества;

• Прививать ребенку интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к традициям славянской культуры.

• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымке). Совершенствовать приёмы лепки игрушек, по мотивам народных промыслов.

• Закреплять навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

• Расширять кругозор и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Приобщать детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры и хороводы;

• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

• Способствовать воспитанию уважения и любови к родному краю, к русской народной культуре и традициям.

• Привлечь родителей к активному участию в работе над проектом.

• Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями русского народа.

Ожидаемые результаты:

Решение задач данного проекта будет способствовать

У детей:

• приобщению детей к истокам русской народной культуры; умению различать изделия разных народных промыслов;

• формированию элементарных представления о русском фольклоре, знанию русских народных сказок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок и народных игр;

• знакомству с особенностями жизнедеятельности людей на Руси, с русским народным костюмом, с некоторыми предметами быта, с народными промыслами;

• умению создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, гжельских узоров, умению лепить из пластилина, применяя декоративный орнамент.

• знанию и пониманию старинных слов, использования их в речи;

• воспитанию уважительного отношения к родному краю, к русской народной культуре и традициям, уважению к труду народных мастеров, гордости за Россию и свой народ.

У родителей:

• знакомству с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.


• расширению сферы участия родителей в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, активному участию в жизни группы и детского сада.

Формы и режим проведения мероприятий по проекту:

Обучение проводилось один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 25-30 мин. Содержание занятий по проекту было составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Работа по приобщению детей к культурному наследию своего народа осуществлялась по четырем направлениям:

1.Историческое прошлое России и русского народа.

2.Народные праздники и традиции.

3.Устное народное творчество.

4.Народные промыслы.

Для развития у детей патриотизма использовались следующие формы работы:

• Совместная образовательная деятельность с детьми, которая включает НОД и режимные моменты.

• Наблюдения в быту и природе.

• Организация конкурсов рисунков и поделок.

  • Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.

  • Самостоятельная деятельность в ПРС.

  • Совместная деятельность дети, родители, педагоги.

Работа по реализации проекта включает 3 этапа.

Этапы реализации проекта:

1 Этап. Подготовительный включает обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта. Диагностическая беседа с детьми по выявлению исходных знаний о народных традициях и обычаях;

• изучение методической литературы;

• составление перспективного плана мероприятий, определение методов работы;

• подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов; разработка презентаций; методических пособий;

• подбор музыкальных и литературных произведений;

• анкетирование родителей;

• привлечение родителей к сбору материалов по теме проекта, предметов быта, познавательного материала.

2 Этап. Основной включает - планирование, организация деятельности детей в рамках проекта. Система мероприятий по работе с родителями.

Для этого мною были разработаны и проведены конспекты НОД:

«Это русская сторонка, это – Родина моя», «Русь-матушка», «Традиции Россиян», «Путешествие в прошлое одежды», «В гостях у народных мастеров», «Дымковская игрушка», «Потешный игровой фольклор» и т.д., на которых, дети знакомились с обычаями и традициями русского народа, с бытом людей, с предметами обихода. Детям было интересно становиться участниками образовательного процесса, они с радостью применяли полученные знания и делись ими друг с другом.

Работая с детьми, осваивала различные методики и приёмы работы по данной теме. Использовала в работе моделирование по русским народным сказкам, театрализацию, драматизацию, чтение познавательной литературы, разучивали загадки, потешки и заклички. Разученные с детьми русские народные подвижные игры и хороводы («Чай-чай выручай», «Пирог», «Вейся, вейся, капустка моя», «Березка», «Ручеёк») способствовали развитию у детей интереса к культурному наследию русского народа.

Организованные тематические беседы ( «Как раньше жили на Руси», «Обычаи и традиции на Руси», «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше") позволили детям получить новые знания и ответы на интересующие их вопросы.

Дети с удовольствием смотрели презентации виртуальных экскурсий («Русская изба», «Путешествие в прошлое одежды», « Музей народной игрушки», « «Ремёсла и художественное творчество народов России», «Музыкальная гостиная», на которых познакомились с историей предметов быта и искусства.

Проведенные вечера развлечений ( Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?», «Сказка в гостях», посиделки «На завалинке») помогли окунуться детям в атмосферу народных традиций.

Свободная от занятий нерегламентированная деятельность также доставляла детям огромное удовольствие. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, , рассматривали иллюстрации, музицировали на народных музыкальных инструментах, рисовали, лепили, занимались различными видами народно-прикладного искусства.

В группе для этого была создана развивающая среда, имеется:

  • Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).

  • «Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.

  • Детская литература – русские народные сказки, потешки, загадки книжки – раскраски.

  • Театральный уголок – маски, декорации, ширмы, различные виды театра.

В ходе работы по реализации проекта особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Прежде чем организовать работу с семьями воспитанников было проведено анкетирование, которое показало, что несмотря на то, что родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к культурному наследию своего народа», сами не так часто уделяют внимание данной теме. Для этого были подготовлены : рекомендации «Как сохранить семейные традиции», консультации «Фольклор в жизни ребенка», «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания». В уголке для родителей постоянно размещался материал по народному календарю, русской кухне, народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.

В совместной деятельности детей, родителей, педагогов были организованы и проведены : смотры-конкурсы творческих работ: «Осенняя фантазия», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Подарок Деду Морозу»,

«Зимние забавы», «Вот они какие – руки золотые», «Моя любимая сказка». Они являлись активными участниками пополнения развивающей среды, принимают участие в разнообразных мероприятиях – (развлечениях, праздниках).

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по приобщению к культурному наследию своего народа.

3 Этап. Заключительный– обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов.

Продукты реализации проекта:

• Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.

• Выставка детского творчества по теме проекта.

• Оформление книги: «Народные промыслы».

• Картотека «Русский фольклор»

• Показ НОД по рисованию тему: ««Дымковская игрушка»

• Презентация проекта.

Заключение

Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к культурному наследию русского народа показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).

Со стороны родителей произошло расширению сферы их участия в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, активному участию в жизни группы и детского сада.

Таким образом анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: работа по приобщению дошкольников к культурному наследию русского народа необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого, формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

Перспективы развития проекта:

Планирую продолжать работу по приобщению детей к культурному наследию своего народа, развивая личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.