Опыт работы по реализации педагогического проекта
по приобщению детей старшего дошкольного возраста
к культурному наследию своего народа "Земля русская"
в группе №1 компенсирующего вида
для детей с нарушением зрения
Подготовила воспитатель
Жмуркина Т. Н.
Актуальность
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и развитие у них интереса к народным традициям является актуальной проблемой в наше время. На сегодняшний день редко встретишь в России человека, который знаком и чтит русские народные ценности. Ведь в них заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире.
Поэтому очень важно сейчас возродить русскую духовность в детях, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в них любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мною был разработан проект «Земля русская».
Прежде чем начать работу по реализации проекта, я изучила литературу по данному направлению, был разработан перспективный мероприятий, по приобщению дошкольников к культурному наследию русского народа, подготовлена предметная среда, способствующая развитию у детей патриотических чувств, проведена работа с родителями.
Работа по реализации проекта проходила с середины января по апрель 2022года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста(5-7лет), педагог, родители.
Для приобщения дошкольников к культурному наследию своего народа была определена цель и намечены основные задачи.
Цель проекта: приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
• Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
• Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного творчества;
• Прививать ребенку интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к традициям славянской культуры.
• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымке). Совершенствовать приёмы лепки игрушек, по мотивам народных промыслов.
• Закреплять навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
• Расширять кругозор и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
• Приобщать детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры и хороводы;
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.
• Способствовать воспитанию уважения и любови к родному краю, к русской народной культуре и традициям.
• Привлечь родителей к активному участию в работе над проектом.
• Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями русского народа.
Ожидаемые результаты:
Решение задач данного проекта будет способствовать
У детей:
• приобщению детей к истокам русской народной культуры; умению различать изделия разных народных промыслов;
• формированию элементарных представления о русском фольклоре, знанию русских народных сказок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок и народных игр;
• знакомству с особенностями жизнедеятельности людей на Руси, с русским народным костюмом, с некоторыми предметами быта, с народными промыслами;
• умению создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, гжельских узоров, умению лепить из пластилина, применяя декоративный орнамент.
• знанию и пониманию старинных слов, использования их в речи;
• воспитанию уважительного отношения к родному краю, к русской народной культуре и традициям, уважению к труду народных мастеров, гордости за Россию и свой народ.
У родителей:
• знакомству с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
• расширению сферы участия родителей в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, активному участию в жизни группы и детского сада.
Формы и режим проведения мероприятий по проекту:
Обучение проводилось один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 25-30 мин. Содержание занятий по проекту было составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Работа по приобщению детей к культурному наследию своего народа осуществлялась по четырем направлениям:
1.Историческое прошлое России и русского народа.
2.Народные праздники и традиции.
3.Устное народное творчество.
4.Народные промыслы.
Для развития у детей патриотизма использовались следующие формы работы:
• Совместная образовательная деятельность с детьми, которая включает НОД и режимные моменты.
• Наблюдения в быту и природе.
• Организация конкурсов рисунков и поделок.
Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.
Самостоятельная деятельность в ПРС.
Совместная деятельность дети, родители, педагоги.
Работа по реализации проекта включает 3 этапа.
Этапы реализации проекта:
1 Этап. Подготовительный включает обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта. Диагностическая беседа с детьми по выявлению исходных знаний о народных традициях и обычаях;
• изучение методической литературы;
• составление перспективного плана мероприятий, определение методов работы;
• подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов; разработка презентаций; методических пособий;
• подбор музыкальных и литературных произведений;
• анкетирование родителей;
• привлечение родителей к сбору материалов по теме проекта, предметов быта, познавательного материала.
2 Этап. Основной включает - планирование, организация деятельности детей в рамках проекта. Система мероприятий по работе с родителями.
Для этого мною были разработаны и проведены конспекты НОД:
«Это русская сторонка, это – Родина моя», «Русь-матушка», «Традиции Россиян», «Путешествие в прошлое одежды», «В гостях у народных мастеров», «Дымковская игрушка», «Потешный игровой фольклор» и т.д., на которых, дети знакомились с обычаями и традициями русского народа, с бытом людей, с предметами обихода. Детям было интересно становиться участниками образовательного процесса, они с радостью применяли полученные знания и делись ими друг с другом.
Работая с детьми, осваивала различные методики и приёмы работы по данной теме. Использовала в работе моделирование по русским народным сказкам, театрализацию, драматизацию, чтение познавательной литературы, разучивали загадки, потешки и заклички. Разученные с детьми русские народные подвижные игры и хороводы («Чай-чай выручай», «Пирог», «Вейся, вейся, капустка моя», «Березка», «Ручеёк») способствовали развитию у детей интереса к культурному наследию русского народа.
Организованные тематические беседы ( «Как раньше жили на Руси», «Обычаи и традиции на Руси», «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше") позволили детям получить новые знания и ответы на интересующие их вопросы.
Дети с удовольствием смотрели презентации виртуальных экскурсий («Русская изба», «Путешествие в прошлое одежды», « Музей народной игрушки», « «Ремёсла и художественное творчество народов России», «Музыкальная гостиная», на которых познакомились с историей предметов быта и искусства.
Проведенные вечера развлечений ( Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?», «Сказка в гостях», посиделки «На завалинке») помогли окунуться детям в атмосферу народных традиций.
Свободная от занятий нерегламентированная деятельность также доставляла детям огромное удовольствие. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, , рассматривали иллюстрации, музицировали на народных музыкальных инструментах, рисовали, лепили, занимались различными видами народно-прикладного искусства.
В группе для этого была создана развивающая среда, имеется:
Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).
«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.
Детская литература – русские народные сказки, потешки, загадки книжки – раскраски.
Театральный уголок – маски, декорации, ширмы, различные виды театра.
В ходе работы по реализации проекта особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Прежде чем организовать работу с семьями воспитанников было проведено анкетирование, которое показало, что несмотря на то, что родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к культурному наследию своего народа», сами не так часто уделяют внимание данной теме. Для этого были подготовлены : рекомендации «Как сохранить семейные традиции», консультации «Фольклор в жизни ребенка», «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания». В уголке для родителей постоянно размещался материал по народному календарю, русской кухне, народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.
В совместной деятельности детей, родителей, педагогов были организованы и проведены : смотры-конкурсы творческих работ: «Осенняя фантазия», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Подарок Деду Морозу»,
«Зимние забавы», «Вот они какие – руки золотые», «Моя любимая сказка». Они являлись активными участниками пополнения развивающей среды, принимают участие в разнообразных мероприятиях – (развлечениях, праздниках).
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по приобщению к культурному наследию своего народа.
3 Этап. Заключительный– обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов.
Продукты реализации проекта:
• Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.
• Выставка детского творчества по теме проекта.
• Оформление книги: «Народные промыслы».
• Картотека «Русский фольклор»
• Показ НОД по рисованию тему: ««Дымковская игрушка»
• Презентация проекта.
Заключение
Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к культурному наследию русского народа показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
Со стороны родителей произошло расширению сферы их участия в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, активному участию в жизни группы и детского сада.
Таким образом анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: работа по приобщению дошкольников к культурному наследию русского народа необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого, формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!
Перспективы развития проекта:
Планирую продолжать работу по приобщению детей к культурному наследию своего народа, развивая личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.