СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"»

Доклад – презентация.

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников».



«Человек,

который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство»- писал английский философ Ричард Уэйтли.

Воспитатель: Луговец Л. А.

1 квалификационной категории.

СЛАЙД 1

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизни. Финансовая грамотность представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека.

В послании Федеральному собранию на 2017 год Президент РФ подчеркнул, что «для хорошего образования нужны прорывные новые обучающие технологии»

СЛАЙД 2

25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации.

Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.

СЛАЙД 3

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

В дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание.

Меня эта тема заинтересовала и вот уже второй год я работаю в этом направлении.

Сегодня хочу представить вам опыт работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

СЛАЙД 4

Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:

- Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

- Заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними,

- Воспитывать стимулирование интереса к изучению мира финансов;

- Обеспечить поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

СЛАЙД 5

Т. к. семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, то работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей!!!
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду может дать хороший результат в области их экономического воспитания.

СЛАЙД 6 (родительское собрание)

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с родительского собрания, на котором провела опрос родителей.

СЛАЙД 7

По результатам анкетирования родителей воспитанников можно сделать вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но не все компетентны в этом вопросе и нуждаются в помощи.

СЛАЙД 8

Изучив «Программу азы финансовой культуры для дошкольников», а также особенности основ экономического воспитания в дошкольном возрасте, мною была  разработана рабочая программа по данному направлению, которую успешно внедряю в свою работу с детьми.

СЛАЙД 9

Работая по данной теме, я прошла курсы повышения квалификации по теме «Финансовая грамотность в условиях реализации ФГОС».

СЛАЙД 10

Создана развивающая предметно-пространственная среда. Совместно с родителями была собрана небольшая коллекция монет, которую в дальнейшем планируем пополнять, изготовлен толковый словарь терминов по финансовой грамотности, разработана картотека игр и сказок, рабочая тетрадь, сборник задач и ребусов и многое другое. Всё находится в свободном доступе для детей.

У ребят появился новый друг - сказочный персонаж гном- Эконом, который поселился в нашей группе.

СЛАЙД 11

В целях финансового просвещения воспитанников был подготовлен дидактический материал и наглядные пособия.

Был изготовлен многофункциональный Лэпбук – банкомат «Юный финансист» . В нем собран материал об истории появления денег, о монетах и банкнотах других стран, финансовые сказки, загадки, пословицы и многое другое. Используем банкомат в сюжетных играх, для того, чтобы оплачивать свои покупки и услуги. С помощью данной игры у ребенка сформируется нужная последовательность действий с банкоматом: вставить пластиковую карту в окошко, набрать код, взять деньги.

СЛАЙД 12

В ожидании Нового года воспитанники работали над проектом «Адвент – календарь», в котором тоже были задания, формирующие у детей первичные экономические представления об экономии семейного бюджета.

СЛАИД 13

Необходимо заинтересовать ребенка, и только играя, мы это можем сделать.

В свободное время дети любят играть в настольные и дидактические игры. Например: «Монополия», «Гипермаркет» - где дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. В образовательной деятельности так же используем игры «Найди пару»«Подбери монетки», «Размен», «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить.

СЛАЙД 14 (пазлы)

Собирают пазлы

СЛАЙД 15(интерактивные игры)

Детям очень нравятся интерактивные игры.

СЛАЙД 16 (сюжетно-ролевая игра)

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра.

СЛАЙД 17

Ребята с удовольствием играют в «Кафе», воспроизводя действия взрослых.

СЛАЙД 18

Также экономическую направленность имеют игры «Салон красоты». При этом я беру на себя ведущую роль, проговариваю все манипуляции.

СЛАЙД 19

Каждый раз я предлагаю ребятам новые игры – «Аптека», «Больница»

СЛАЙД 20

 С помощью сюжетно – ролевой игры «Банк», обогащаю словарный запас детей экономическими терминами. В игре используем условные деньги.

СЛАЙД 21

Игру в «Магазин» усложнила до «Супермаркета»: ассортимент продуктов расширился, их уже нужно взвешивать, ввела роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки.

В ходе игр создавала для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

СЛАЙД 22

В подвижных играх также заложен потенциал для развития основ финансовой грамотности. Разучили с детьми подвижные игры, например «Монетка в кошельке»«Кто быстрее?»«Заработай и купи», различные игры-соревнования.

СЛАЙД 23

Игры малой подвижности «Передай монетку», «Кто быстрее» – это прекрасный тренажер для пальчиков, т. к. необходимо быстро передать товарищу монетку или купюру.

СЛАЙД 24

Игры –драматизации, например по сказке «Муха - Цокотуха», знакомила детей с экономическими понятиями.

СЛАЙД 25

В сказке «Теремок» ребята научились правилам ведения домашнего хозяйства, бережливости, чувству взаимопонимания и взаимоуважения.



СЛАЙД 26

Использовала художественную литературу, т.к. именно она является источником в познании финансовой грамотности, многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике и формировании нравственных качеств.

СЛАЙД 27

Был разработан список художественной литературы, по которому осуществлялась работа.

СЛАЙД 28

Применяла в работе с детьми авторские сказки « Первый бизнес поросёнка Феди», - Федя не умел даже считать сдачу, но на помощь ему пришел опытный и надёжный бизнес-партнёр — Корова. Она научила поросёнка основам бизнес-планирования, свободе и ответственности предпринимателя. Вместе они стали настоящей легендой лесной ярмарки! «Сказки, игры, загадки, задачки по финансовой грамотности», «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», где ребята узнали, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить,

СЛАЙД 29

Т. к у детей очень развита зрительная память, поэтому часто применяю в работе над финансовой грамотностью просмотр видеороликов, мультфильмов и презентаций.

СЛАЙД 30

Также был разработан список интернет ресурсов.

Благодаря, приобретению нового телевизора с Алисой, найти нужный мультфильм или видеоролик не составляет большого труда.

Показываю, как работает телевизор.

СЛАЙД 31

Рассматривали коллекцию денег, чтобы дети имели представление о том из какого материала сделаны монеты, а из какого купюры, какую они имеют форму.

СЛАЙД 32

В художественно-эстетической деятельности с ребятами проводила лепку «Монетки», рисовали современные деньги.

СЛАЙД 33

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как бережливость, ответственность, хозяйственность. Ребята очень любят помогать взрослым и всегда доводят поручения до конца.

Я постоянно обращаю внимание детей на испорченные вещи – сломанные игрушки, порванные книги, показываю, как можно починить и совместно с ребятами исправляем.

Внедряю понятие экономики в быту, ребята осваивали полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде и обуви).

СЛАЙД 34

Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. В работе с детьми использую такую форму организации, как интервью. Ставила перед детьми чёткие вопросы, например «Что будет, если в городе закроют все магазины одежды?»«Откуда берутся деньги?». В ходе обсуждения ребята учились высказывать своё мнение.

Ребята научились правильно воспринимать рекламу, разбираться в ней, научились рекламировать разные предметы .

СЛАЙД 35

В ходе экскурсии в магазин ребята наблюдали за работой продавца, рассматривали оборудование и ассортимент товаров. Также были проведены виртуальные экскурсии в банк, аптеку, супермаркет.

СЛАЙД 36

Приглашали родителя одного из воспитанников, которая рассказала о своей профессии - почтальон и показала презентацию по теме «Профессия почтальон». Она принесла с собой атрибуты и корреспонденцию, которую воспитанники с интересом рассматривали.

СЛАЙД 37

Конечно же, работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников. Поэтому был создан информационный уголок, в котором размещаю консультации, памятки, буклеты, папки - передвижки. Для ознакомления родителей воспитанников с экономическими понятиями средствами художественной литературы оформила список литературы. Активно использую в работе родительский чат, куда также направляю интересные материалы по теме.

СЛАЙД 38

Интересно прошел конкурс «Лучшее фото копилки», где родители и дети с удовольствием поделились фотографиями своих копилок и рассказали о том, на что потратят накопленные деньги.

СЛАЙД 39

Воспитанники приняли участие в выставке «Чудо кошелёк», затем эти кошельки мы использовали для создания «Коллекции кошельков».

СЛАЙД 40

Воспитанники вместе с родителями участвовали в конкурсе рисунков по финансовой грамотности. Лучшие участники были отмечены грамотами.

СЛАЙД 41

В связи с тем, что инфраструктура нашего посёлка не позволяет провести некоторые экскурсии, мы обратились с просьбой к родителям, чтобы они провели совместные экскурсии и совершили покупки в магазинах и аптеках.

СЛАЙД 42

С одной из моих воспитанниц приняли участие в всероссийской викторине «Время знаний» по теме «Основы финансовой грамотности» и заняли 1 место. Считаю, это достойный результат моей работы по данному направлению.

Работа в нашей группе по воспитанию финансовой грамотности с детьми не заканчивается, мы будем продолжать вести работу с детьми.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность с использованием современных игровых технологий положительно воздействуют на формирование основ финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились
взаимоотношения в детском коллективе.

СЛАЙД 43

Спасибо за внимание.