СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы: «Система работы по овладению детьми речью как средством общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитию коммуникативных способностей, культуры речи  способ­ствует овладение детьми речью как средством общения.Именно в этом  направлении,   необходимо организовывать разнообразную речевую деятельность с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы: «Система работы по овладению детьми речью как средством общения»»


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звёздочка»









Опыт работы:

«Система работы

по овладению детьми речью

как средством общения»





Подготовил:

ст. воспитатель

Худякова Н.С.







2021-2022уч.год


Развитию общения, коммуникативных способностей ребенка, культуры речи способ­ствует овладение им речью как средством общения, а также активное постижение богатств родного языка. Именно в этом направлении, я осуществляю свою углубленную деятельность.

Речь понимается как система высказываний, которая позво­ляет ребенку выразить свою индивидуальность. Она всегда творческая деятельность. Речь оформляет мысли — знания об окружающем мире и о себе самом. Темп и качество развития речи обусловлены, во-первых, удовлетворением потребности ребенка в общении со взрослым, если педагог владеет мастерством развития данной деятельности; а во-вто­рых, содержанием познавательного материала.

Речевая деятельность по принципам авторов технологии «Детский сад – дом радости» - это системно-структурное образование, состо­ящее, как любая деятельность, из пяти компонентов (замысел, предмет, средства, порядок действий и результат). Выделяют четыре вида кон­текстной связной речи: повествование (замысел — сообщить другому о том, что с тобой случилось, а результат - понимание собесед­ником твоего сообщения); описание (замысел заключается в том, чтобы удивить, испугать, восхитить и т. д. слушателя, а результат — желаемое отношение к сообщению вызвано); доказательство (замысел — убе­дить слушателя в своей позиции, а результат — твою позицию признали верной, ее поддержали); объяснение (замысел — передать другому, спо­соб, опыт предшествующих поколений или собственный, результат — слу­шатель научился, принял опыт другого). Связная речь аккумулирует в себе все стороны речи — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Программа развития речи отражает понимание, что когда воспитан­ник «Детского сада — Дома радости» свободно владеет родным язы­ком, то его речь превращается в средство формулирования целостной системы речевых высказываний — в тексты (повествование, описание, доказательство, объяснение), отражающие дошкольника как индиви­дуальность.

Активную деятельность по внедрению этих принципов я начала с самого младшего возраста, когда у детей преобладала ситуативная связная речь. Я побуждала детей овладевать связной контекстной речью, стимулировала малышей к овладению словарем, грамматикой, звуковой культурой речи.(Индивидуальное общение, подгрупповые «посиделки», ситуации: «Объясни глупому Мишке» и т.д.)

Как уже было сказано, речь оформляет мысли. Учитывая, что мышление у ребенка четвертого жизни преимущественно наглядно-образное, я стимулировала у детей открытие ими разных видов связей в предметах, в дидактиче­ских картинах, в наблюдаемой деятельности взрослого, в собственной разнообразной жизни. Записывала тексты, составляемые малышами («О кошке», «О собаке» и т.д.), что способствовало овладению ими логикой моно­логической речи. Таким образом, у детей появилась тяга к словотворчеству, игре со сло­вом («Доскажи словечко», «назови по-другому») что помогало им успешно овладевать родной речью.

В младшей группе я была заинтересованным слушателем, так как важно было завоевать доверие малыша, дать ему почувствовать себя умным, желанным для меня собеседником. В средней группе я не только слушала воспитанника, но и при­глашала его в совместный поиск ответа на поставленный мною или им же — «почемучкой» — вопрос. В таком совместном поиске четы­рехлетний воспитанник овладевает способом самостоятельного ре­шения задач по аналогии: превратил воробья в мальчишку — те­перь сам могу придумать загадку; научился делать оранжевую крас­ку — могу теперь сам получить любую другую

Расширяя ориентировку в окружающем, я знакомила с новыми предметами быта, объектами при­роды, явлениями общественной жизни и одновременно учила узнавать их назва­ния. Словарь пополнялся наименованиями разных частей речи (суще­ствительными, глаголами, прилагательными), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи), антонимами (словами с противоположным значением в игре «Скажи наоборот»). Я постоянно учу своих воспитанников оперировать словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Благодаря этому мои дети уже с младшего возраста задают многочисленные вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях. В то же время особое значение я придавала активизация глаголов, формированию грам­матического строя речи. Ребенок, усваивая каждое новое слово, учился правильно его изменять, согласовывать с другими словами в предложе­нии, устанавливать между ними словообразовательные связи (у лисы — лисенок, у гуся — гусенок; для чая — чайник, для кофе — кофейник и т. п.).

Уже в среднем возрасте речь детей стала ведущим средством об­щения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Воспитанники моей группы овладели умением составлять монологи на основе модели последовательности рассказов описания, повествования, брали на себя роль участни­ков беседы, которая предполагает не только умение самому говорить, но главное — слушать другого. («Когда я вырасту большой…», ) Это умение помогает им строить посред­ством речи взаимоотношения в совместной игре, труде, конструирова­нии и т. д.( «Планируем город будущего»)

Необходимость быть понятым побуждает ребенка выражать свои мысли разными видами предложений, овладевать грамматически пра­вильными формами слов. У него совершенствуется структура простого предложения, он активно использует сложносочиненные и сложнопод­чиненные предложения разных типов, предложения с прямой и косвен­ной речью («Какой сегодня день?», «Мой лучший друг»)

Пятилетний ребенок открывает интонацию как обозначение отноше­ния говорящего к содержанию высказывания. Он с удовольствием целе­направленно учится вариантам интонаций. («А как скажет трусливый зайчик», «Скажи как смелый петушок»)

Благодаря этому у детей словарь все энергичнее пополняется наименованиями разных час­тей речи, обобщающими словами, антонимами, расширился круг вопросов о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Активное использова­ние глаголов, прилагательных придает речи красочность, динамизм, что организует предложения и создает основу коротких текстов повествовательного характера.(« Сварим борщ для медвежат», «Сказание о корове»)

В этом году в старшей группе мы с детьми овладеваем разны­ми видами текстов — творческой формой проявления каждого как индиви­дуальности.

На занятиях в виде посиделок, бесед, ребенок все больше осваивает повествовательный вид речи: может пересказывать литературные произведения (близко к тексту «Репка», по ролям «Заюшкина избушка», по частям «Как отдыхала Аленка летом», от лица литературного героя «Косточка»), правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; понимает и за­поминает авторские средства выразительности, использует их в соб­ственном пересказе, замечает в рассказах сверстников. Уже сейчас в первой половине года дети с удовольстви­ем сочиняют сюжетные рассказы (по картине, из опыта, по игрушкам) на основе модели структуры сюжетного повествования: обрисовка времени (1 - когда?), места действия (2 - где?), действующих лиц и их деятельности (3-е кем?); завязка — причина события, развитие собы­тий и кульминация — момент наивысшего напряжения (4 — что случи­лось?), развязка (5 — окончание).

Качественный скачок происходит в овладении речью-описанием, ре­чью-доказательством и речью-планированием. Я побуждаю детей проявлять творчество в описательном виде речи. Они с удоволь­ствием сочиняют рассказы-описания по модели (1 — название предмета, 2 — его назначение, 3 — строение, 4 — материал, 5 — особенности по­верхности, цвет, запах, другие особенности). Это умение помогает уже сейчас сочинять загадки (описательные, метафорические).

На основе опыта предыдущих групп ребенок приобретает очень важ­ные умения слушателя (партнера по общению): внимательно выслуши­вает рассказы сверстников, анализирует соответствие логики рассказа плану повествовательного (описательного) рассказа. Я учу оценивать ориги­нальность сюжета; замечать речевые и логические ошибки. Показываю, как надо доброжелательно, конструктивно исправлять их; задавать вопросы.

Много внимания я уделяю развитию речи-доказательства. Предлагаю детям темы для интересных бе­сед, диалогов, в процессе которых дети стараются обобщать и систематизировать ранее приобретенные знания, тем самым у них получается подниматься до откры­тия нравственных категорий.

В повседневной жизни я предлагаю детям обсуждать проблемы взаимоот­ношений, нравственные стороны поступков людей. Дети моей группы пытаются аргумен­тировать свои суждения, начиная формулировку высказывания со слов «я думаю», «я считаю», «мне кажется» («Я думаю, что ты, Незнайка, не прав. Морковь овощ, потому что…», «Я считаю, что курица домашняя птица, так как …»

Участвуя в беседах, «посидел­ках», старшие дошкольники сознательно овладевают принятыми нормами вежливого ре­чевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно зада­вать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения, выстраивая форму со слов «я думаю», «я считаю»). Он уже хочет учиться разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументировано исправлять оши­бочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства). Я откры­ваю им способы установления речевых контактов со взрослыми и деть­ми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном).

Именно в старшей группе возникает особый вид речевого общения между детьми — споры, вызываемые разными впечатлениями, раз­ным отношением к тому, что видели и слышали. Каждому в таком споре хочется быть победителем, но аргументов и доказательств нет, псе кончается так: «И да!... И не нет!... А мой папа лучше знает!»

Чтобы удовлетворить потребность детей утвердить своё мнение, доказать свою правоту, я даю возможность спорить, доказы­вать, выслушивать мнение другого. Начинаю с того, чем дети владеют, по какому вопросу могут привести доказательства.

Стремление ребенка привлечь к себе внимание собеседников выра­жается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. Ребенка интересуют звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. В этом возрасте он не только мо­жет пользоваться речевыми интонационными средствами, но и спосо­бен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Он с удовольствием слушает сказки - пере­вертыши (К. Чуковского, С. Маршака, Г. Остера, И. Токмаковой и др.). Он активно экспериментирует со словом, видоизменяя его и придумы­вая новые слова, с удовольствием включается в творческую деятельность: сочиняет загадки, сказки, стихи, ищет интонацию, обозначающую то слово, которое включил автор в литературном произведении. Его память хранит огромное богатство авторских текстов, особенно шуток, рече­вых игр. Ребенок увлекается игрой с использованием языка: поговорка­ми, загадками, метафорами, сравнениями, омонимами, антонимами, си­нонимами («Поспешишь - людей насмешишь», «Загадки о птицах и овощах»)

У детей проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи. Речь каждого воспитанника этого возраста может суще­ственно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связно­сти и грамматической правильности, по способности к творческим речевым проявлениям, т. е. и в этом виде деятельности обязательно обнаружатся одаренные воспитанники. Отставание же в развитии речи у кого-то из детей - временное явление. Терпение и настойчивость обучения в индивидуальной форме позволит достичь успешного разви­тия речи ребенка в подготовительной группе.

Опыт, который мои воспитанники приобретают через разные каналы по­знания, им хочется передать другим. Более продвинутые активные дети с удовольствием обучают свер­стника новой настольно-печатной игре, правилам подвижной игры.

В старшей группе больше возможностей для индивидуальных и подгрупповых разговоров взрослого с детьми и между ними. Разгово­ры обычно короткие, интересные для ребенка, превращаю­тся в посиделки. Начало — знакомое, увлекательное, а потом ве­ду ребенка к тому, над чем надо подумать, к открытию неизвестного в хорошо известном. Это могут быть «посиделки», «философские игры», протекающие как проблемные ситуации с развивающейся интригой (автор методики Н.М. Крылова), беседы (Е.И. Тихеева, Н.М. Крылова) — как специальный метод формирования нравствен­ного сознания и связной доказательной речи на заданные взрослым темы, а также беседы с небольшими подгруппами детей на темы личностного или познавательного характера («Доволен ли я тем, как исполнил роль в игре сам», «Мое впечатление об игре других»; «Пра­вила безопасности на воде» и т. п.). Через чтение произведений русских поэтов, писателей детям открыты выразительные средства речи, придающие тексту неповторимость авторского сочинения.

На детских праздниках, утренниках я стараюсь использовать вместо стишков-однодневок, настоящие шедевры русской поэзии (Ф. Тютчева, С.Есенина, А.Пушкина). эти стихи мы заучиваем не специально, просто дети слышат эти поэтические строки каждый день на прогулке, пред сном, во время культурно-гигиенических процедур. При этом я приветствую у детей использование и неречевых средств ком­муникации — жестами, мимикой, движениями.

Старшие дошкольники отличаются тем, что они непредсказуемы в своих вопросах, которые не вписываются в план. Я сама решаю, стоит ли ответ делать достоянием всех, и готова, ли я точно ответить на неожиданный вопрос. Если ответ не так-то прост, тогда я даю ребёнку почувствовать, что мне интересен вопрос. Не допускаю, чтобы у него возникло чувство неудовлетворенности. У воспитанника должна быть уверенность в том, что он обязательно получит ответ на свой вопрос.

Трудно переоценить роль моей увлечённости работой, в ней я получаю огромный заряд эмоциональности, живого творческого отношения к той работе, которую я выполняю; в ней чаще всего проявляется мой жизнерадостный доброжелательный характер, что само по себе оказывает благотворное воздействие на моих воспитанников. Чтобы увлечь и поддержать интерес к знаниям у своих детей, я постоянно расширяю свои знания, интересы, совершенствую педагогическое мастерство. Я, как добросовестный ученик автора реализуемой в ДОУ программы «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой, возлагаю на своих воспитанников большие надежды.