СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы тренера по отбору и спортивной ориентации одарённых воспитанников для дальнейшего их спортивного совершенствования.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по отбору детей для занятий спортом

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы тренера по отбору и спортивной ориентации одарённых воспитанников для дальнейшего их спортивного совершенствования.»

2


Заседание городского методического

объединения учителей физической

культуры и тренеров-преподавателей.

25.11.2016 г.

Божко С.А., тренер-преподаватель

по футболу МОАУДО ДЮСШ №3





Тема выступления:

Опыт работы тренера по отбору и спортивной ориентации одарённых воспитанников для дальнейшего их спортивного совершенствования.

Отбор является важной и органической частью учебно-тренировочного процесса, поскольку способствует решению основной задачи спортивной подготовки – достижению высоких спортивных результатов.

Отбор в футболе, как и в других видах спорта, обеспечивает не только должный уровень достижений, но и более однородный состав занимающихся, что положительно сказывается на результатах обучения. Вопрос отбора в футболе, в первую очередь, связан с тем, что он представляет сложную спортивную деятельность, с более вариативными составляющими необходимого комплекса психологических и двигательных функций спортсмена.

Специалисты спортивной науки выделяют три важнейшие подсистемы отбора:

  1. Спортивная о р и е н т а ц и я, являющаяся спортивно-педагогическим процессом, включающим в себя, по меньшей мере, три подраздела:

- открытие т а л а н т о в, их направление в сторону определенного вида спорта и введение их в начальные фазы специализированной спортивной тренировки;

- отбор, который является процессом периодического отбирания лучших спортсменов на различных этапах их спортивного совершенствования;

- формирование команд, представляющее процесс организации комплектования и сплоченности спортивного коллектива.

Спортивная о р и е н т а ц и я и спортивная с п е ц и а л и з а ц и я являются фазами единого процесса, начинающегося открытием (нахождением) талантов и продолжающегося элементарным обучением в ходе специализированных спортивных тренировок.

В спортивной ориентации мы встречаем два основных варианта отбора: с п о н т а н н ы й и о р г а н и з а ц и о н н ы й (плановый).

Спонтанный отбор основан на естественном ходе событий при выборе юными спортсменами-новичками вида спорта, которым они хотят заниматься. При спонтанном отборе талантливые новички, по существу, не открываются, а сами говорят о себе в полный голос. Для того чтобы на них обратили внимание, нет необходимости в особых специальных усилиях тренера. Здесь действует истина, согласно которой крупные таланты просто не могут оставаться не открытыми. Этот факт представляет собой единственную ценность такого отбора.

Подобный отбор в личной практической деятельности имел место быть в период работы с 2013 по 2016 г.г. Среди воспитанников 2000 - 2001 гг. рождения, где подобралась группа ребят с хорошими задатками (Иван Рубан, Алексей Москалев, Евгений Зоркальцев, Дмитрий Катькин, Александр Матюхин и др.). Особняком выделялась фигура юного Сергея Балбалина, талант, одаренность которого не могли быть просто незамеченными, что нашло подтверждение и на дальнейших этапах спортивного совершенствования. Талантливый спортсмен, участвуя в различных соревнованиях вносил весомый вклад в успех команды, был отмечен отдельными призами, отбирался в составы различных сборных команд, где проявлял свои лидерские способности. В составе областной команды становился победителем зональных соревнований на кубок России по футболу (г. Хабаровск). Забегая несколько вперед скажу, что такие «звездочки», в силу своей талантливой исключительности и самобытности, часто бывают капризными. И на этапах спортивного совершенствования за них еще придется побороться. Это, в большей степени, относилось к юному С. Балбалину и в меньшей – к юному Александру Баборико, который, обладая хорошими антропометрическими данными, мог бы преуспеть и в баскетболе.

Спонтанный отбор в отдельных случаях может приобретать форму определенной организованности в силу того, что желание ребят заниматься футболом направляется и поддерживается рекомендациями и наблюдениями учителей физкультуры, ровесниками, родителями и др.

Организованный (плановый) отбор, чаще всего, встречается в двух вариантах.

1 вариант характеризуется коротким периодом от нескольких дней до нескольких недель. На этом этапе решаются задачи «посмотреть» и «оценить» возможности большого числа новичков, а затем тех, кто оценен как перспективный, отобрать и оставить для дальнейшей работы. Однако количество зачисленных должно превышать цифру окончательного набора.

2 вариант решает задачу отбора, цель которой – уточнение степени способности каждого занимающегося, распределение всех кандидатов по подготовительным группам, чтобы дальнейший отбор мог проводиться через соответствующие фазы специализированной тренировки. Как правило, этот период (испытательный отбор) в качестве системы или спортивно-педагогического процесса с характеристиками программной работы. В центре находится подчеркнуто активная роль тренера. Тренеры систематически ищут таланты, а не ожидают, когда же таланты появятся и сами заявят о себе.

У каждого тренера-преподавателя в процессе своей деятельности вырабатывается своя методика отбора для комплектования групп. Но, наверное, многие согласятся со мной, что за последнее время по ряду причин, как объективных, так и субъективных, отбор - как важная и органическая часть учебно-тренировочного процесса спортивной подготовки, подменен естественным набором.

Многое из вышесказанного происходит в силу заорганизованности наших детей. Приведу пример, с чем пришлось мне столкнуться в 2015 – 2016 учебном году. Поскольку набор, как правило, обеспечивается за счет учащихся школ центральной части города (№1, 8, 15). О предстоящем отборе – наборе в группу начальной подготовки отделении футбола сообщаю заблаговременно, вывешиваю объявления, посещаю названные школы, веду переговоры с учителями физкультуры, с которыми нахожу поддержку и взаимопонимание. Однако, в некоторых классах (1 - 2) мое посещение встречают если не в штыки, то с полной прохладой. Дело в том, что в школах с введением ФГОС есть кружки по интересам и больше ничего не надо. В результате упущено время, скудный отбор в рамках минимального набора. Можно только предполагать, сколько было отвергнуто возможных кандидатов.

В новом 2016 – 2017 учебном году в виду того, что учащиеся 1999 – 2000 гг. рождения завершили свое обучение, передо мной вновь встал вопрос о предстоящем отборе в группы начальной подготовки. Здесь так и хочется сказать устами одного из персонажей из кинофильма «Большая перемена»: «Вот ходишь, ходишь в школу, вдруг: бац! Вторая смена!». Еще, наверное, ни одному тренеру-преподавателю, работающему с учащимися 1 – 2 классов не удалось безболезненно решить проблему сохранности группы в связи с переходом учащихся в 3 класс во вторую смену обучения в общеобразовательных школах. Конечно же, на данном этапе неизбежен некоторый отсев. Но к вышесказанному надо быть готовым заранее.

Что предпринималось в этом случае?

  1. Переход одного из дней расписания учебно-тренировочных занятий на субботу, что позволяло соединить две «половинки».

  2. Переход на более позднее время – часы занятий (оптимальное по окончании занятий второй смены в образовательных школах), что не решает многих проблем, впрочем, как и комплектование групп, работающих в утренние часы.

Традиционно в июне месяце, в период начала летних каникул, у нас проходят городские соревнования по мини-футболу среди «дворовых и уличных» команд. Грех было не воспользоваться моментом для просмотра будущих кандидатов для отбора – набора – доукомплектования новой группы. И хотя, предложение заниматься футболом с сентября месяца получили немногие, приход в этом году превысил все ожидания. Для этого даже не пришлось воспользоваться заранее заготовленными объявлениями о предстоящем наборе. Что же касается качества вновь прибывших, то «хотелось бы как лучше, но получилось, как всегда».

Темп прироста начальных способностей и качеств не развивается по линии равномерного подъема; линия такого подъема скачкообразная. Отсюда какой-либо прогноз насколько удачно проведен отбор, из-за короткого промежутка, делать рано. Окончательный отбор будет проведен лишь после достаточно длительного времени проведения специализированных тренировок, которые надо понимать не как педагогический процесс, следующий за отбором, а как его составную часть.

Очень коротко о ранней специализации, которая, как это явствует из ее названия, подразумевает передвижение нижней возрастной границы играющих в футбол в сторону детского возраста. Конечно же, ранняя специализация имеет особое преимущество в связи с тем, что элементы основной спортивной техники она немедленно включает в динамические стереотипы, отвечающие элементам специфической техники. Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в футбольную школу составляет 8 лет (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями). При соблюдении организационно-методических и медицинских требований футбольная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста, начиная с 4 лет. Однако, для этого необходимо соблюдение ряда сложных и хлопотных процедур и, прежде всего, как показывает практика, однородность и необходимое число занимающихся.

Как правило, каждый родитель считает своего ребенка уникальным, более продвинутым. Вот и в этом году имел место случай, когда один из родителей настойчиво предлагал взять в группу 6-летнего ребенка, утверждая, что он вполне готов и пригоден к обучению. Как показала практика, ребенок был (ни петь, ни рисовать) и приходил заниматься не ради своего удовольствия, а для удовольствия родителей. Естественно, дальнейшее обучение такого ребенка в данной группе было бессмысленным. Очевидность этого, наверно, стала понятна и самим родителям, чего не удалось сделать при первоначальном знакомстве.

ОТБОР КОМАНД.

Выраженный коллективный характер игры в футбол ставит спортивную специализацию в этом виде спорта в особое положение.

Команда, составленная только из одних классных игроков, не обязательно должна быть и самой успешной. Лучшей является команда, в которой проявилось наибольшее положительное взаимодействие индивидуальных ценностей отдельных игроков. «ПОРЯДОК бьет класс!»

Создание команды, способной проявить свои лучшие качества и, в том числе побороться за призовые места, является не только основной, но и конечной целью качественного отбора.

Практический вывод: с первых шагов молодого игрока следует обучать и воспитывать как члена коллектива, так как лишь через сотрудничество с другими игроками команды он получает возможность продемонстрировать свое индивидуальное спортивное мастерство. Уверенность в том, что я – часть одного целого. Быть частью коллектива, и чувствовать себя принятым командой – это очень важно для детей.

Из вышесказанного следует, что отбор игрока в команду является процессом, никогда не приобретающим статической формы и никогда не носящим окончательного характера.

Поскольку в футболе вратарь – одна из центральных фигур, которой приписывают 1/2 успеха любой команды, уделим и ему должное внимание.

Отбор юных вратарей.

Первым и главным критерием отбора является желание ребенка стать вратарем. Антропометрические данные тоже важны, но они не являются определяющими. (Тот же Олег Цема – рост ниже среднего, Александр Баборико – баскетбольного роста, признавались не только надежными, но и лучшими стражами ворот на соревнованиях различного ранга).

Второй критерий – умение будущего вратаря играть в футбол и другие игры. Основная установка для всех на первых порах: в воротах играет лучший! – поднимает статус вратаря. В качестве других критериев можно использовать показатели специальной ловкости, мышления, быстроту овладения двигательными навыками и др.

Как детскому тренеру, работающему в различные годы с различными командами и готовя команды к различным соревнованиям (клубный зачет, чемпионаты и первенства области, спартакиадные турниры, «Кожаный мяч» и др.), мне повезло поработать с командой, в которой были представлены братья-близнецы Евгений и Александр Мамонтовы; «двойняшки» Виктор и Иван Доброумовы. Такой «звездный» состав уже на генетическом уровне создавал определенное преимущество.

На что еще хотелось бы обратить внимание. В настоящее время при отборе различных сборных команд иногда определяющим является не уровень подготовленности того или иного кандидата, скорее всего, возможность родителей отправить ребенка на те или иные соревнования, но таково время, в котором мы живем, и с этим надо смириться.

В прошлом учебном году пришлось вплотную столкнуться с таким явлением, с которым тренер встретится еще не раз. На основные соревнования года – в зачет Областной спартакиады учащейся молодежи – выезжала как на полуфинал, так и на финал недоукомплектованная команда. Подготовка к ЕГЭ – это еще один барьер качественного отбора кандидатов в сборные команды. В нашем случае удачно решить проблему удалось за счет привлечения в команду ребят другой специализации (хоккей).

Заключение.

Какими бы ни были достижения спортивной науки, слепое следование готовым рецептам делает работу тренера ремесленнической, успехов в работе может добиться лишь творчески мыслящий тренер. Подчеркивая ведущую роль генетически обусловленных факторов при отборе (рост, темперамент) отметим, что «генетический фундамент дает только границы, он только лимитирует определенные качества, тогда как тренировочный аспект является решающим фактором их появления и совершенствования». Сам отбор – лишь обязательная составная часть тренировочного процесса и «с помощью упорной и профессионально проводимой работы можно достичь отличных результатов и у менее талантливых спортсменов».