10
ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ВЫПУСКНИКОВ КРАСНОДАРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Г.И. Дорофеева, методист
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Система наставничества является одной из центральных составляющих в реализации национального проекта «Образование».
Как известно, Целевая модель наставничества разработана для достижения задач, обозначенных в федеральных проектах «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и других, и моделирует отношения, связанные с реализацией наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере образования, в том числе и среднего профессионального образования [1].
Система наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 2
Стратегическими целями корпоративного наставничества в нашем учреждении являются:
адаптация начинающих преподавателей к работе на основе системы передачи опыта,
методическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса,
профессионально-компетентное повышение квалификации,
обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для полного включения преподавателей в образовательные процессы
сохранение постоянного состава педагогических работников и мотивирования преподавателей к установлению длительных трудовых отношений.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает работа по формированию кадрового резерва, предполагающего «профессиональное взращивание» выпускников колледжа, начиная со студенческого периода.
В нашем колледже работа по профессиональному сопровождению становления специалистов, в частности, выпускников, ведется системно в течение ряда лет.
Опыт работы с активными, перспективными студентами, которые проявляют высокие результаты в образовательном процессе, показал, что все методические и психологические механизмы сопровождения их становления в студенческой среде и коллективе, дают положительный результат.
Таких студентов отличает 1) устойчивая положительная мотивация к работе в колледже, 2) стремление к социальной активности, и профессиональной самореализации через участие в чемпионатном движении World Skills Россия, Абилимпикс, олимпиадах профессионального мастерства, конкурсах и конференциях различного уровня.
Достижения студентов являются преимуществом и дополнительным стимулом для дальнейшей самореализации и получения профильного высшего педагогического образования, также их достижения поддерживаются посредством системы мер материального и морального стимулирования сначала в качестве студентов, а далее – как вновь принятых сотрудников.
Слайд №3
Для достижения поставленных профессиональных задач разработан алгоритм реализации модели наставничества, включающей ряд элементов (рис.1).
Рис. 1 – Алгоритм корпоративного наставничества в Краснодарском педагогическом колледже
Модель сопровождения профессионального становления молодых специалистов-выпускников обусловлена, прежде всего, нормативными актами, локальными и распорядительными документами.
После трудоустройства выпускников определяется состав наставляемых и наставников (профессиональные «пары») на основе анализа актуальной потребности и сложившейся кадровой структуры.
Работа осуществляется в соответствии с планирующей документацией на текущий временной период (учебный год).
Каждый наставляемый и наставник получает примерный план, который складывается из ряда направлений взаимодействия и впоследствии может корректироваться при необходимости.
Важным моментом является то, что для выпускника такой формат является максимально понятным и привычным, поскольку в роли профессиональных наставников в новом для них статусе выступают их же педагоги.
В процессе профессионального сопровождения выпускников и начинающих педагогов активно применяется одна из форм поддерживающей коммуникации в наставничестве – консультирование. Для успешного консультирования необходимо как можно более точно определить проблему консультирования. Они могут быть определены как наставником, с целью опережающего информирования, так и наставляемым, при возникновении затруднений. При этом важно найти
- способы решения проблемы
- или уменьшить беспокойство в значимых для наставляемого областях.
Основной формой реализации системы наставничества в колледже является организация деятельности Школы профессионального роста, в рамках которой обеспечивается подгрупповое и коллективное взаимодействие наставляемых и наставников.
Помимо основного содержания, которое предлагается на самих встречах, каждый начинающий педагог получает рекомендации и «домашние задания», которые может самостоятельно освоить в свободном временном регламенте.
С учётом
1) востребованности и возрастающих возможностей дистанционных технологий,
2) удобства и актуальности работы с информацией посредством социальных сетей,
научно-методическим отделом колледжа был создан сайт Школы профессионального роста, обладающий, на наш взгляд, большим потенциалом для преподавателей где размещаются основные разработки и практический инструментарий.
Школа профессионального роста – это образовательно-информационная площадка, посредством которой выпускники и начинающие специалисты могут активно делиться актуальным для них опытом (например, 1) по итогам участия в конкурсах профессионального мастерства, 2) проведения открытых занятий, 3) трансляции своих профессиональных компетенций на конференциях, форумах и других площадках).
В работе Школы испошльзуются различные активные формы (семинары, мастер-классы, тренинги, открытые занятия и др.)
Слайд №4
Работа Школы осуществляется в соответствии с планом-графиком на учебный год по следующим основным направлениям:
Их условно можно разделить на три блока
- информационный блок
- вопросы организации учебного процесса
- и вопросы, связанные с получением дополнительных компетенций, в том числе и освоение дополнительных профессиональных образовательных программ, а также сопровождение в подготовке к аттестации на присвоение квалификационной категории
Слайд №5
Каждая встреча в рамках Школы профессионального роста тематически организована, что позволяет комплексно решать задачи в наиболее оптимальный период времени.
В качестве примера можно привести несколько программ встреч в рамках Школы профессионального роста, объединяющих сразу ряд направлений. Здесь и ….
Программа встречи № 1
Основные «тренды-векторы» современной системы образования: обзор нормативных документов, федеральных и региональных проектов.
Опыт участия начинающих педагогов в федеральном проекте «Территория смыслов на Клязьме».
Вопросы Ведения учебно-программной документации преподавателя.
Программа встречи № 2
Вопросы, связанные с организацией и проведением учебных занятий Методика и основные подходы к оцениванию результатов образовательной деятельности студентов на учебных занятиях.
Клиповое мышление или как обучать поколение Z.
Диагностическая карта рейтинговой оценки деятельности преподавателя: назначение, методика заполнения.
Представление домашнего задания по итогам первой встречи (начинающие педагоги).
Ответы на актуальные вопросы участников (в том числе, предварительно направленные).
Программа встречи № N
Вопросы участия Об участии в региональных конкурсах профессионального мастерства «Педагогический дебют» или Классная работа и других возможных площадках для участия
Структура учебного занятия: план и содержание.
Методическая поддержка организации и проведения внутренней системы оценки качества: подготовка к процедуре аккредитации.
И Вопросы связанные с организацией им проведением Учебной и производственной практики как части образовательного процесса.
Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
По итогам учебного года осуществляется анализ 1) деятельности Школы профессионального роста, 2) реализации модели наставничества и основных достижений, что находит отражение в отчётной документации и целевых ориентирах на очередной учебный год.
Каждый наставляемый и наставник заполняют предлагаемые рефлексивные дневники, содержание которых и служат основанием для проектирования дальнейшей работы и отбора наставников для новых выпускников и молодых специалистов.
В Положении о наставничестве в качестве ориентиров при отборе потенциальных наставников отражены, помимо закрепленных в Положении характеристик профессиональных компетенций или hard-skills, но и обязательно принимаются во внимание и «мягкие» («гибкие»), так называемые «контекстные (soft skills) навыки» [6]:
социальный интеллект;
способность мыслить проектно;
межкультурная компетентность;
способность мыслить нестандартно и глубоко;
способность понимать смыслы;
универсальные навыки мышления;
способность вычислять;
сотрудничество в виртуальном пространстве;
способность работать с современными СМИ.
И, конечно, как показал опыт текущего года - «цифровая компетентность» как неотъемлемая часть профессиональной компетентности педагога.
Слайд №6
Опыт сопровождения профессионального роста выпускников и начинающих специалистов позволил определить ряд показателей эффективности, среди которых 1) ключевым является уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью наставляемого педагога в соответствии с данными ежегодного анкетирования 2) количество вновь принятых в коллектив преподавателей из числа выпускников и высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы колледжа.
В свою очередь, это оказывает положительное влияние на общий эмоционально-психологический фон в коллективе, качество функционирования образовательной организации в целом, открытость инновационным тенденциям, развитию колледжа с учётом современных трендов в системе образования, государственной политики.
Все студенты знают о перспективе трудоустройства в колледж в качестве сотрудников и многие с удовольствием приходят в коллектив, несмотря на альтернативные траектории трудоустройства.
Слайд №7
Анализ реализации основных форм наставничества, сопровождения начинающих специалистов позволил нам определить перспективы и пути совершенствования модели наставничества. Помимо традиционных форматов взаимодействия планируем использовать такие, как:
ситуативное наставничество, оперативное решение профессиональных задач;
педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций);
тренинги с созданием специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;
элементы реверсивного наставничества, когда опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего (по определенным темам и направлениям), по вопросам современных тенденций, технологий и т.д.
В завершение следует отметить: реализация модели наставничества начинающих специалистов в Краснодарском педагогическом колледже позволяет существенно обогатить профессиональный опыт педагогического коллектива, положительно влияет на качество подготовки специалистов, обеспечивает «удержание» специалистов в образовательной организации.
Слайд №8
Благодарим за внимание и приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в работе по сопровождению в профессиональном становлении начинающих преподавателей.