Конспект
опытно-экспериментальная деятельность c использованием нетрадиционной техники рисования на воде (техника эбру)
в старшей группе.
Тема: «Волшебство на воде»
Воспитатель: Сычёва И.З.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования на воде (техника эрбу).
Задачи:
Актуализировать и систематизировать знания детей о фильтрации воды, очистных сооружениях.
Познакомить детей с техникой рисования на воде.
Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук; развивать у детей исследовательскую активность, умение организовывать эксперимент и получать результат.
Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, аккуратность; воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе.
Материал:
Для опытов: одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, вода, лед, кисть ,гуашь, салфетки бумажные, салфетки влажные.
Для рисования: одноразовые ланч-боксы, шило, стаканы для воды, салфетки бумажные, салфетки влажные, кисти, краски для эбру, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру бокса), палитра, раствор с загустителем.
Предварительная работа: актуализация знаний детей о свойствах воды, наблюдение на улице за снегом и льдом, исследование холодной и горячей воды.
Ход.
Воспитатель: (Организационный момент)
Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, послушайте, а что это шумит?
(Запись звука льющейся воды).
Правильно ребята, это вода. А для чего нам нужна вода? (ответы детей)
Ребята, посмотрите к нам на видеосвязь вышел, кто?... (Под фонограмму песни «Я водяной, я водяной…», на экране ИКТ появляется Водяной)
Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Ребята у меня беда, беда, на моей речке стала грязная вода. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде трубу. Эта труба сливает в реку отходы. Вот и стала вода в реке грязной. Что же делать, как нам быть? Неужели придется с реки уходить?
Воспитатель: Ребята поможем Водяному ответить на его вопрос? (ответы детей)
Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем найти ответ на ваш вопрос. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.
Водяной: А я отправил вам на 3D принтер подарок, чтоб вы побыстрее могли найти ответ на мои вопрос, распечатайте его. (Достаем с принтера ковер самолет)
Воспитатель: Ребята, посмотрим подарок Водяного? (Да). Это же ковер самолет!
Воспитатель: Нам пора отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети садятся на ковер самолет. Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (Глобус). Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом? (Вода). Да ребята, большая часть нашей планеты Земля занята водой, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают).
Воспитатель: Ребята, вы любите экспериментировать? Посмотрите, мы с вами оказались в лаборатории.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, вытирай разлившуюся на стол воду.
Воспитатель: Приглашаю всех пройти за стол.
Эксперимент №1 «Очистка воды»
Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Посмотрите, перед нами стоят три стакана, с грязной водой, с чистой, и один пустой стакан. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – ватные диски. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, но стакан наливайте не полный. Ребята, что у вас получилось? (Ответы детей: фильтр стал грязный, на нем осталась грязь и соринки).
Вывод детей: Фильтр – очищает воду
Эксперимент № 2: «Вода меняет цвет»
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Вывод: вода растворяет разные вещества.
Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Физкультминутка «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились (встряхиваем руками)
Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.
Воспитатель: Мы с вами много узнали о воде. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (Нет) А почему? Конечно, краски растворяются в воде. Ребята на самом деле на воде можно рисовать, но воду необходимо сделать густой специальным загустителем.
Способы рисования на воде – техника эбру. Причем очень древняя. Техника эбру пришла к нам с Востока и переводится именно как рисование на воде. Ребята, как называется техника рисования на воде.
В емкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную кистями. Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок. Вот такой рисунок может получиться. (показ рисунка). Ребята вам нравится? (Да). А хотите попробовать? (Да).
Воспитатель: Внимание, вот мы и прилетели в творческую мастерскую! Приземляемся! Здесь мы и нарисуем волшебную картину на воде. (Дети встают, проходят и садятся за столы).
Прежде чем начать рисовать, что нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их)
Пальчиковая гимнастка
Дождик, дождик, что ты льешь? (Показываем брызги пальчиками)
Погулять нам не даешь? (Шагаем пальчиками)
Я водою дождевою (Складываем ладошки и потираем руки друг о друга)
Землю мою, мою, мою.
Мою крышу и забор, (Показываем крышу)
Мою улицу и двор. (Показываем, какой большой двор)
Воспитатель: Давайте попробуем все вместе порисовать на воде. Берем кисти, обмакиваем в синюю краску и опускаем на воду, сделаем несколько капель. Теперь тоже само проделываем с белой краской. Итак, фон готов. Берем шило, обмакиваем в желтый цвет, делаем точку на воде, протираем шило салфеткой, теперь обмакиваем в красный цвет, делаем точку в центре желтого круга. Затем шилом проводим от внешней стороны круга к центру, тем самым получаем лепестки. Возьмем бумагу, она лежит у вас на столе, опускаем ее в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой.
Дети экспериментируют самостоятельно. Воспитатель помогает тем, у кого трудности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились. На что они похожи? Молодцы! Но нам пора торопиться, нас ждет водяной.
Летим на ковре самолете назад.
Водяной: Ребята я вас очень ждал. Что вы узнали нового? Скажите можно ли остановить загрязнение реки и как? (Ответы детей).
Водяной: Спасибо. Вы нам, жителям реки очень помогли. Вот вам капельки на память об этом путешествии. До свидания!