ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: русский язык
Урок № _________
Тема урока: Орфоэпические нормы русского языка
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: совершенствовать владение обучающимися орфоэпическими нормами
Задачи:
повторить и обобщить сведения о предмете изучения орфоэпии; особенностях русского ударения;
ввести понятие орфоэпической нормы;
обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуков и звуковых сочетаний;
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о постановке ударения в некоторых словах и формах слов (заимствованных именах существительных, прилагательных, глаголах, некоторых причастиях и др.);
развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);
развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;
развивать коммуникативные качества речи; умения контролировать и корректировать собственную речь; развивать артикуляционную четкость речи;
формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока:
Орг. момент.
-Здравствуйте, дорогие учащиеся! Рада приветствовать Вас на уроке.
Постановка проблемы. Фронтальная беседа с классом.
- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:
Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее, как крестьянская девушка?
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали…
А как же по речи богатыри смогли догадаться, что перед ними царская дочь?
/Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. /
- А как называется наука, изучающая нормы произношения и ударения? Соответственно, нормы постановки ударения – это… Тема нашего урока… Запишите, пожалуйста, тему.
/Изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Познакомимся с некоторыми особенностями русского ударения.
Лекция учителя с элементами эвристической беседы
Орфоэпические (греч. оrthos – правильный + греч. еpos – речь) нормы – нормы произношения и ударения. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются акцентологией (лат. accentus – ударение).
- Как вы думаете, чем вызваны трудности в постановке ударения в русском языке?
Во многих известных нам языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, потому что ударение там фиксированное. Например, в польском языке, в латыни ударение всегда падает на предпоследний слог; в чешском, латышском – на первый; во французском – на последний.
А в русском языке ударение усвоить трудно, так как оно свободное, то есть разноместно иподвижно. Разноместно, потому что может падать на любой слог: на первый – домик, на второй – телега, на третий – сторожил, на четвертый – нормировать. Подвижно, потому что при изменении слова может меняться и ударение: стрела (ед. ч.) – стрелы (мн.ч.).
Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
Нормы образцового произношения складывались на Руси в процессе становления и развития национального языка. В XVIII веке единой произносительной нормы еще не было. В послепушкинскую эпоху с утверждением норм русского литературного языка возросла и роль единообразного, нормативного произношения. Московские произносительные нормы были признаны не только общерусскими, но и образцовыми.
Встречаются слова, где ударение играет смыслоразличительную роль – мука- мука, пили – пили. В многосложных словах, кроме основного ударения, появляется и второстепенное (побочное): лавинообразный, четырехэтажный.
Кроме того, ударение может меняться с течением времени. Например, сейчас прилагательное «дневное» мы произносим с ударением на окончании (лампа дневного света), а в ХIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дневное светило», - писал А.С.Пушкин).
Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Например, в одной из телепередач демонстрировались произведения испанских художников. Показали картину, на которой был изображен берег реки, дерево с богатой кроной, сквозь листья которой просматривалось голубое небо и зелень различных растений. Под деревом сидел монах. Ведущий передачи сказал: «Эта картина называется «Отшельник в пустыне». Каждый, кто смотрел передачу, вероятно, удивился и подумал: какая же это пустыня? Все дело в том, что на картине изображена не пустыня, а уединенное, безлюдное место, где живет отшельник, которое называется пустынь или пустыня. Неправильно произнесенное слово создало впечатление о несоответствии названия картины ее содержанию.
Систематизация и обобщение знаний
Ударения в самостоятельных частях речи
Имя существительное
При всей прихотливости и сложности русского ударения в языке можно обнаружить определенные модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны отклонения, колебания внутри одной модели.
Нормы ударения |
Правила и приемы, помогающие избежать ошибки | Примеры |
Существительное |
1. Установите аналогию с однокоренным словом | а) Договор или договор? Дог…в…р – приговор, поговорка, наговор, уговор и т.д. (Исключение: заговор). Следовательно, договор. б) Нефтепровод или нефтепровод? Нефтепр…в…д – водопровод, проводит (воду, нефть, газ, бензин), газопровод, воздухопровод и т.д. Значит, нефтепровод. в) Протокол или протокол? Орехокол, дырокол. Значит, протокол. |
2. Правильно склоняйте существительное. | Нет (чего?) простынь (не простыней!), грабель (не граблей!). |
3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании | Бинта, блина, жезла, ломтя, фитиля. |
4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. | Квартал, коклюш, эксперт, жалюзи, партер. |
Имя прилагательное |
Многие краткие формы прилагательных имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании) | прав, право, правы, права; вреден, вредно, вредны, вредна. |
Глагол | |
Глаголы имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании) | дал, дала, дало, дали; понял, поняла, поняло, поняли. |
Обратим особое внимание на глагол звонит. Слово звонит всегда произносите с ударением на втором слоге и никак иначе. В русском языке все очень сложно, но все-таки попробуем разобраться, почему звонит, а не звонит. Существуют глаголы на –ить. Они разделились на две группы, с подвижным ударением и неподвижным ударением. Примеры глаголов с неподвижным ударением: звонить – звоню – звонишь – звонит – звоните – позвоните – звонят; говорить – говорю – говоришь – говорит – говорите – поговорите – говорят. Как видите, ударение падает на окончание. И при изменении слова, оно остается неподвижным, то есть окончание остается ударным. Примеры глаголов с подвижным ударением: любить – люблю – любишь – любит – любите – полюбите – полюбят; кормить – кормлю - кормишь – кормит – кормите – покормят. В этих примерах ударение при изменении формы слова перемещается.
Нормы ударения
Причастие |
Полные причастия с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределенной формы –о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдет на один слог вперед | полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завёрнутый. |
Деепричастие |
Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределенной форме соответствующего глагола | вложИв, задАв, залИв, занЯв, исчЕрпав, начАв, понЯв, создАв. |
Заключительное слово учителя. Рефлексия.
- В чем смысл соблюдения орфоэпических норм литературного языка?
- Какие открытия и выводы для себя вы сделали сегодня на уроке?
«Заговори, чтоб я тебя увидел», - сказал когда-то Сократ. Действительно, голос – первое, что доносится до слушателя после зрительного восприятия собеседника. И то, как мы говорим, во многом определяет отношение к нам собеседника. Поэтому современный образованный, культурный человек должен говорить правильно. Хотите быть успешными? Учитесь говорить правильно!
Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Нормы языка можно сравнить со стрелкой компаса. Хотя эта стрелка и не всегда бывает в устойчивом состоянии (полного покоя), хотя она и подвержена некоторым колебаниям, однако, только ориентируясь на нее, можно выбрать правильный путь. Таковы и орфоэпические нормы: они не абсолютно неподвижны, но все же правильно ориентируют в безбрежном море речевой деятельности.
.Домашнее задание:
1. п.15 (выучить теоретические сведения)
2. Задание по карточке.
Карточка №
Спишите, поставьте ударение в словах
Августовский включить, включим, включат газопровод диалог договор досуг звонить, звонят, звонишь, позвонит изобретение иконопись иначе инструмент каталог красивее кухонный легче ляг, лягте мельком начать, начал, начала обеспечение облегчить обособленный односоставное (предложение) повторить, повторим, повторит прав, права, правы претензия пролог развитой язык развитый ребенок собрать, собрал, собрала средства столяр тенденция термин торт, торты хозяева шинель щавель экспресс эстакада эстафета языковой барьер
Карточка №
Спишите, поставьте ударение в словах
Августовский включить, включим, включат газопровод диалог договор досуг звонить, звонят, звонишь, позвонит изобретение иконопись иначе инструмент каталог красивее кухонный легче ляг, лягте мельком начать, начал, начала обеспечение облегчить обособленный односоставное (предложение) повторить, повторим, повторит прав, права, правы претензия пролог развитой язык развитый ребенок собрать, собрал, собрала средства столяр тенденция термин торт, торты хозяева шинель щавель экспресс эстакада эстафета языковой барьер