СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографический анализ на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы работы с разделом "Орфография" на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Орфографический анализ на уроках русского языка.»

Орфографический  анализ на  уроках  русского  языка УЧИТЕЛЬ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ ЧОУ  «ЛИЦЕЙ  ИСТОК»  АЛЕКСЕЕВА  ЛИДИЯ  НИКОЛАЕВНА

Орфографический анализ на уроках русского языка

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЧОУ «ЛИЦЕЙ ИСТОК» АЛЕКСЕЕВА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА

Орфография  –  это  раздел  языкознания,  который  нельзя изучать,  не  опираясь  на  морфемный  состав  слова  и морфологическую  принадлежность  слова Например: растащить  –  орфограмма  проверяемая  безударная  гласная  (рас- приставка,  тащ-  корень) вырастать  –  орфограмма  чередующаяся  гласная  в  корне  слова,  где  написание  гласной  будет зависеть  от  сочетания  согласных  в  корне;  (  вы-  приставка,  раст-  корень) поджог  дома  (  сущ.)  (корень-  жог- ) поджег дом  (глаг.)  (  корень- жег- ) квашеная  капуста  (  - ен-  суффикс)-  отглагольное прилагательное квашенная  с  морковью  капуста(-  енн-  суффикс)  –  причастие  в  полной  форме ресурсы  изысканы  экономистами  (  - н-  суффикс)-  краткое  причастие девушки  грациозны  и  изысканны  (- н-  суффикс,-  нн-  суффикс)-  оба  слова  прилагательные  в краткой  форме;

Орфография – это раздел языкознания, который нельзя изучать, не опираясь на морфемный состав слова и морфологическую принадлежность слова

Например:

растащить – орфограмма проверяемая безударная гласная (рас- приставка, тащ- корень)

вырастать – орфограмма чередующаяся гласная в корне слова, где написание гласной будет зависеть от сочетания согласных в корне; ( вы- приставка, раст- корень)

поджог дома ( сущ.) (корень- жог- )

поджег дом (глаг.) ( корень- жег- )

квашеная капуста ( - ен- суффикс)- отглагольное прилагательное

квашенная с морковью капуста(- енн- суффикс) – причастие в полной форме

ресурсы изысканы экономистами ( - н- суффикс)- краткое причастие

девушки грациозны и изысканны (- н- суффикс,- нн- суффикс)- оба слова прилагательные в краткой форме;

Какие  виды  работ  над  орфограммами использую  на  уроках? Диктант  с комментариями  Серебряный  кубок Ветреный  день Заветренный  хлеб Груженая  кирпичом  машина Рвы  ограничены  рвом Злодеи  тупы  и  ограниченны Лыжи  заброшены  на  чердак Его  лицо  удивленно  и  взволнованно Он  говорил  взволнованно Посаженый отец

Какие виды работ над орфограммами использую на уроках?

Диктант с комментариями Серебряный кубок

Ветреный день

Заветренный хлеб

Груженая кирпичом машина Рвы ограничены рвом Злодеи тупы и ограниченны Лыжи заброшены на чердак

Его лицо удивленно и взволнованно Он говорил взволнованно

Посаженый отец

 Каждый  учащийся  сам  готовит  диктант  на  разные  виды  орфограмм  и  сам диктует  классу. Орфографический  футбол. Класс  делится  на  2  группы.  Каждая  из  групп  готовит  свой орфографический  диктант,  и  по  очереди  каждая  из  них  произносит  свое словосочетание.  Другая  команда  должна  «отразить  удар»,  дав правильное  объяснение. Работа  со  словарной  статьей  электронного  орфографического  словаря «Грамота.ру»
  • Каждый учащийся сам готовит диктант на разные виды орфограмм и сам диктует классу.
  • Орфографический футбол.
  • Класс делится на 2 группы. Каждая из групп готовит свой

орфографический диктант, и по очереди каждая из них произносит свое словосочетание. Другая команда должна «отразить удар», дав

правильное объяснение.

Работа со словарной статьей электронного орфографического словаря

«Грамота.ру»

Литературный  диктант Составить  связный  рассказ  по  биографии  Пушкина  А.С.  (лицейский  период),  используя данные  слова. Александром  Сергеевичем  Пушкин..м,  городом  Пушкин..м,  пр..надлежность  к  стари..ому роду,  не  раз  упоминат..ся,  Ганнибал,  внучка  арапа,  наследстве..ые  вотчины,  неизменно бл..стать  остроумием,  непосредстве..ый  присмотр,  Арина  Родионовна,  неи..черпаемая сокровищница,  поэтические  мес..ные  предания,  разговаривать  по-  французски,  курчавая голова,  излюбленное  времяпрепровождение,  сообщать  (в)последствии,  незаметно подр..стать,  пр..в..легирова..ый,  по  протекции,  природа  Царского  Села,  прекрасное  здание, фонтан,  программа  лицея,  прир..внять  к  университету,  особенности  пр..подавания, обязанности  профессора,  пр..подносить,  быть  любимцем  лицеистов,  поощрять,  юношеский дебют,  подли..ый  триумф.

Литературный диктант

Составить связный рассказ по биографии Пушкина А.С. (лицейский период), используя

данные слова.

Александром Сергеевичем Пушкин..м, городом Пушкин..м, пр..надлежность к стари..ому роду, не раз упоминат..ся, Ганнибал, внучка арапа, наследстве..ые вотчины, неизменно бл..стать остроумием, непосредстве..ый присмотр, Арина Родионовна, неи..черпаемая

сокровищница, поэтические мес..ные предания, разговаривать по- французски, курчавая

голова, излюбленное времяпрепровождение, сообщать (в)последствии, незаметно

подр..стать, пр..в..легирова..ый, по протекции, природа Царского Села, прекрасное здание,

фонтан, программа лицея, прир..внять к университету, особенности пр..подавания,

обязанности профессора, пр..подносить, быть любимцем лицеистов, поощрять, юношеский

дебют, подли..ый триумф.

Литературный  диктант Фольклор Фольклор,  мудрость,  сказки,  в  народном  поэтическом  произведении,  в  истории,  устная народная  поэзия,  письменная  литература,  обычаи,  представления об  окружающем, объяснять  явления  природы,  при  помощи  воображения,  религиозные  воззрения, повседневный  труд,  волшебные  существа,  следующие  поколения,  заклинания,  заговоры, многочисленные  рассказы,  славянские  племена,  родовой  строй,  сельскохозяйственный труд,  государственность, вождь,  Киевское  государство,  загадки,  поговорки,  пословицы, предания,  песни,  выражение,  чувства.

Литературный диктант

Фольклор

Фольклор, мудрость, сказки, в народном поэтическом произведении, в истории, устная народная поэзия, письменная литература, обычаи, представления об окружающем, объяснять явления природы, при помощи воображения, религиозные воззрения,

повседневный труд, волшебные существа, следующие поколения, заклинания, заговоры, многочисленные рассказы, славянские племена, родовой строй, сельскохозяйственный труд, государственность, вождь, Киевское государство, загадки, поговорки, пословицы,

предания, песни, выражение, чувства.

Орфографический  диктант  по  терминам  из других  учебных  предметов Биология Адреналин,  мозжечок,  инсулин,  тироксин,  анемия,  донор,  иммунитет,  аорта,  гипертония, коронарные  артерии,  инфаркт  миокарда,  альвеолы,  кислород,  плевра,  костный  мозг,  плечо, предплечье,  кисть,  сустав,  рахит. Математика Параллелограмм,  гипотенуза,  катет,  биссектриса,  параллельный,  ось  абсцисс,  теорема, аксиома,  косинус,  синус,  котангенс,  радиус,  диаметр,  окружность,  координаты, коэффициент,  вектор,  модуль,  равенство.

Орфографический диктант по терминам из других учебных предметов

Биология

Адреналин, мозжечок, инсулин, тироксин, анемия, донор, иммунитет, аорта, гипертония, коронарные артерии, инфаркт миокарда, альвеолы, кислород, плевра, костный мозг, плечо, предплечье, кисть, сустав, рахит.

Математика

Параллелограмм, гипотенуза, катет, биссектриса, параллельный, ось абсцисс, теорема, аксиома, косинус, синус, котангенс, радиус, диаметр, окружность, координаты,

коэффициент, вектор, модуль, равенство.

Выборочный диктант. Выписать только словарные слова.

«Падчерица, готовя винегрет, чистя линолеум, развешивая сияющую гирлянду и собирая

газеты с карикатурами, увидела силуэт у дома и побежала открывать дверь.

Некий озябший иждивенец, едва шевеля губами, сделал падчерице предложение. Падчерица попросила держать дистанцию, но тем не менее согласилась.

Тем временем мачеха беседовала с военачальником об освобождении корреспондента,

чтобы тот прославил мачеху, а мошенников посадил за решетку. Узнав о свадьбе

падчерицы, она пригласила военачальника и его племянницу- бесприданницу в гости. После предварительной подготовки, увенчанная фатой, падчерица принимала подарки. Мошенник и мошенница подарили акваланг, с которым им было жаль расставаться,

бесприданница- труженица – кассету с комментариями знаменитых критиков, прочитавших произведения русских классиков. Освобожденный корреспондент преподнес программку, а военачальник – канистру бензина, бутыль керосина и кованую подкову на удачу.

Мачеха была довольна и не предъявляла претензий, ожидая статью, корреспондент был готов на все...» – писали смышленые и грамотные семиклассники ответ своему учителю.

Разные  виды  тестов Установи  соответствие  между  словами  в  левой  колонке  и  правилами  в  правой  колонке таблицы. «Корни  с  чередованием»  Чередование  гласной  зависит  от.. 1.  вырастить,  скакать,  скачок, 2.  обмакнуть,  заровнять,  вымокнуть, отрасль,  выращенный от значения 3.  несгораемый,  пригарь,  зарянка, уравнение, непромокаемый от  ударения заревать,  зори от  сочетания  согласных  в  корне 4.прикасаться,  выбирать, блистательный,  стелет,  выжигать от  суффикса  А

Разные виды тестов

Установи соответствие между словами в левой колонке и правилами в правой колонке

таблицы.

«Корни с чередованием» Чередование гласной зависит от..

1. вырастить, скакать, скачок,

2. обмакнуть, заровнять, вымокнуть,

отрасль, выращенный

от значения

3. несгораемый, пригарь, зарянка,

уравнение, непромокаемый

от ударения

заревать, зори

от сочетания согласных в корне

4.прикасаться, выбирать,

блистательный, стелет, выжигать

от суффикса А

Контрольное  списывание  текста (с  дополнительными  заданиями) списывание  чаще  всего  сочетается  с  выполнением заданий  орфографического, грамматического,  лексического  или  словообразовательного  характера  –  разделить  слова на  слоги;  выделить  корень;  обозначить  части  слова;  обозначить  части  речи;  указать  род, число,  падеж,  склонение,  спряжение;  подчеркнуть  главные  члены  предложений; подчеркнуть  безударные  гласные  в  корнях,  приставках,  суффиксах,  окончаниях;  вставить пропущенные  буквы  и  др.;

Контрольное списывание текста (с дополнительными заданиями)

списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического,

грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений;

подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить

пропущенные буквы и др.;

Орфографический  анализ. Задание  №5  в  ОГЭ. Укажите  варианты  ответов,  в  которых  дано  верное  объяснение  написания  слова. Запишите  номера  этих  ответов. ЦИРКУЛЬ  —  в  корне  слове  буква  И  обозначает  мягкость  предшествующего  согласного. ПРЕГРАДИТЬ (путь)  —  написание  приставки  определяется её  значением,  близким  к значению  приставки  ПЕРЕ - . КОСИТЬ  (траву)  —  написание  чередующейся гласной  в  корне  слова  проверяется наличием/отсутствием  в  слове  суффикса  -А- . РЕЗАНЫЕ  (овощи)  —  в  суффиксе  имени  прилагательного,  образованного  от  имени существительного с  помощью  суффикса  - АН- ,  пишется  Н . ДРУЖОК  —  в  суффиксе  имени  существительного  после  шипящей  под  ударением пишется  буква  О .

Орфографический анализ. Задание №5 в ОГЭ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова.

Запишите номера этих ответов.

  • ЦИРКУЛЬ — в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
  • ПРЕГРАДИТЬ (путь) — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ - .
  • КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А- .
  • РЕЗАНЫЕ (овощи) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса - АН- , пишется Н .
  • ДРУЖОК — в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением

пишется буква О .

Какие  могут  возникнуть  вопросы? Норма  –  понятие  очень  подвижное.  Чаще  всего  мы  это  наблюдаем на  примере  раздела Орфоэпия.  Но  и  в орфографии  происходят изменения. NB!  Зар/зор  ;  зоревать/ заревать Нет  единого  подхода  в  подаче  теоретического  материала. (плав/плов/плыв) На  что  опираться  при  подготовке  к  итоговой  аттестации? Полный  академический  справочник  под  редакцией  В.  В.  Лопатина  –  преемник  Правил русской  орфографии  и  пунктуации  1956  года. Справочные  ресурсы  «Академос»  и  «Орфографическое  комментирование  русского словаря»

Какие могут возникнуть вопросы?

Норма – понятие очень подвижное. Чаще всего мы это наблюдаем на примере раздела

Орфоэпия. Но и в орфографии происходят изменения.

NB! Зар/зор ; зоревать/ заревать

Нет единого подхода в подаче теоретического материала. (плав/плов/плыв)

На что опираться при подготовке к итоговой аттестации?

Полный академический справочник под редакцией В. В. Лопатина – преемник Правил

русской орфографии и пунктуации 1956 года.

Справочные ресурсы «Академос» и «Орфографическое комментирование русского

словаря»

Какие  пособия  могут  реально  помочь учителю  в  подготовке  к  экзаменам? Загоровская  О.В.  Русский  язык.  Готовимся  к  ЕГЭ.  Пособие  для  учащихся.  Ч.А./О.  В. Загоровская,  О.В.  Григоренко.  –  М.:  Просвещение,  2009.  (  в  3- х  частях:  часть  А,  В,  С) Великова  Л.В.  Русский  язык.  Навигатор  для старшеклассников,  абитуриентов  и  всех,  кто хочет  писать  грамотно:  В  3  КН.-  3-  е  издание.-  Москва:  Издательство  «  Грамота»,  2021.- (Грамота.  ПостУроки)

Какие пособия могут реально помочь учителю в подготовке к экзаменам?

Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Ч.А./О. В.

Загоровская, О.В. Григоренко. – М.: Просвещение, 2009. ( в 3- х частях: часть А, В, С)

Великова Л.В. Русский язык. Навигатор для старшеклассников, абитуриентов и всех, кто хочет писать грамотно: В 3 КН.- 3- е издание.- Москва: Издательство « Грамота», 2021.- (Грамота. ПостУроки)