СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по организации дней здоровья и спорта предназначен для учащихся 2 курса по учебному предмету "Теория и методика физического воспитания" и представлен на сайте http://www.sporteducation.by/

Просмотр содержимого документа
«Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(методические рекомендации)

2

Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и

туризма в учреждениях образования» разработали заместитель директора

учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта

учащихся и студентов» Овчаров B.C. и начальник учебно-методического отдела

учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта

учащихся и студентов» Канищев А.Д.

Методические рекомендации адресованы сотрудникам органов

управления образованием, руководителям и педагогическим работникам

общеобразовательных учреждений, руководителям методических объединений

учителей физической культуры для оказания помощи в организации и

проведении ежемесячных дней здоровья с учащимися в рамках

республиканской акции «Здоровый я - здоровая страна!».

3

Введение.

С 2007 года в стране проводится республиканская акция «Здоровый я -

здоровая страна!», которая предполагает многолетнее планирование и

проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику,

сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся,

формирование у них здорового, физически активного образа жизни.

Одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися в указанном

направлении является организация и проведение в течение учебного года в

каждом учреждении образования страны ежемесячных дней здоровья, спорта и

туризма. Перед организаторами данных мероприятий поставлена задача

использования разнообразных активных форм отдыха, снимающих

накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое

утомление, и способствующих улучшению физической и умственной

работоспособности учащихся.

Содержание дней здоровья, спорта и туризма тесно связано с учебно-

воспитательным процессом и является продолжением действующих учебных

программ по физической культуре. В процессе подготовки и проведения дней

здоровья, спорта и туризма происходит закрепление и совершенствование

учебного материала, изученного на уроках физкультуры. Кроме этого, у

учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-

спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется

стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта.

Нельзя не учитывать еще один существенный фактор - привлечение к

участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных

соревнованиях практически всех учащихся, в том числе отнесенных по

состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной

физической культуры. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к

оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов

жюри, судейству спортивных соревнований, а также участию в различных

конкурсах, например, рисунков на спортивную тему, семейных фотографий на

тему «Здоровый образ жизни» и др.

Использование многообразных форм организации и проведения дней

здоровья, спорта и туризма в практике работы учреждений образования

активизирует пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом

среди учащихся, приобщает их к систематическим занятиям в физкультурных

кружках и спортивных секциях.

Одним из важнейших требований, предъявляемым к дням здоровья,

спорта и туризма, является достижение максимального оздоровительного

эффекта для учащихся. Выбор и использование упражнений, подвижных и

народных игр, спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-

половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении

действующих правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в

учреждениях образования.

4

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА

В каждом учреждении образования планируются и проводятся для

учащихся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года дни здоровья,

спорта и туризма. Сроки их проведения определяет администрация учреждения

образования по согласованию с отделом (управлением) образования.

Дни здоровья, спорта и туризма проводятся в качестве физкультурно-

спортивного праздника с участием всех учащихся учреждения образования.

При этом рекомендуется планировать и проводить мероприятия одновременно

со всеми классами по подгруппам - отдельно для учащихся начальной, базовой

и средней школы.

Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать

трех часов для учащихся I - IV классов, четырех часов для учащихся V - IX (X)

классов и пяти часов для учащихся X (XI) - XI (XII) классов.

Тематика дней здоровья, спорта и туризма должна учитывать возраст

учащихся, климатические и погодные условия, традиции учреждения

образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря,

участие родителей, классных руководителей, других педагогических

работников. В организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с

учащимися могут участвовать представители спортивных обществ и

организаций. Большой воспитательный эффект на учащихся оказывает

присутствие и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов,

чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр.

В содержание дней здоровья, спорта и туризма следует включать

подвижные, народные и спортивные игры, игры на местности, туристские

походы (пешие, лыжные и др.), соревнования по смотру уровня физической

подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного

движения «Олимпийские надежды Беларуси», открытые старты (дни рекордов)

на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т.д. Особой популярностью у учащихся

пользуются такие соревнования, как «Олимпийская снежинка», «Золотая

шайба», «Неделя лыжника», «День бегуна», «День метателя», а также

внутришкольные соревнования по гимнастике, баскетболу, волейболу,

гандболу, теннису настольному, туризму.

Для учащихся начальных классов рекомендуется проводить детские

спортивные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Весёлые старты», «Папа,

мама, я - спортивная семья», а в зимний период - различные мероприятия с

катанием на коньках, лыжах, санках, метанием снежков и др.

Подготовка и проведение дней здоровья, спорта и туризма требует

участия не только учителей физической культуры, но и всего педагогического

коллектива, а также членов совета коллектива физкультуры и родительского

актива учреждения образования.

На этапе организации и подготовки физкультурно-оздоровительного

мероприятия или соревнований по виду спорта на учителя физической

культуры возлагается организация тренировок и репетиций с учащимися,

5

проведение семинаров для членов жюри и судей по спорту, проведение

совещаний с классными руководителями, физоргами, капитанами команд,

судьями, обсуждение и корректировка содержания cценариев о днях здоровья,

спорта и туризма, соблюдение спортивных ритуалов (парад открытия

соревнований, подъем флага под гимн Республики Беларусь, награждение

победителей и т.д.). При организации и проведении дней здоровья, спорта и

туризма необходимо красочно оформить места проведения соревнований.

Как правило, общее руководство организацией и проведением

общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых

мероприятий осуществляет заместитель директора общеобразовательного

учреждения по воспитательной работе.

При подготовке мест соревнований необходимо соблюдать не только

санитарно-гигиенические нормы, но и действующие «Правила безопасности

проведения занятий физической культурой и спортом» (утверждены

постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от

21.12.2004 №10).

Организаторам внутришкольных спортивных соревнований и

физкультурно-оздоровительных мероприятий следует помнить, что

школьники, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск

врача, заверенный подписью и личной печатью врача или печатью

медицинского учреждения, не допускаются к участию в названных

мероприятиях.

При проведении дней здоровья и спорта, а также различных

соревнований врач или медсестра обязаны присутствовать на месте

соревнований и, при необходимости, оказывать медицинскую помощь.

Успех любого спортивного мероприятия зависит от его правильного и

своевременного планирования. В годовом плане физкультурно-

оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения

образования, который утверждается руководителем общеобразовательного

учреждения, предусматриваются ежемесячные дни здоровья, спорта и туризма,

определяется их тематика, устанавливаются сроки их проведения,

регламентируется участие в них школьников различных классов. С целью

освещения хода подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма

используются школьные стенгазеты, объявления, бюллетени, организуются

радиопередачи на спортивные темы.

Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (ст. 27,

п. 4) определено, что спортивные соревнования проводятся в соответствии с

положениями о проведении (регламентами проведения) соревнований по виду

спорта, утверждаемыми лицами, проводящими соревнования.

Положение о проведении соревнований по видам спорта в учреждении

образования разрабатывается на основании Примерного положения о

проведении спортивного соревнования, утвержденного постановлением

Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 29.12.2004г. №12, и

должно включать в себя следующие главы: общие положения;

6

• субъекты (участники) спортивных соревнований;

• условия участия в спортивном соревновании;

• программа спортивного соревнования;

• условия проведения спортивного соревнования и определения

победителей;

• награждение победителей спортивного соревнования;

• условия финансирования спортивного соревнования;

• протесты.

Для организации и проведения физкультурно-оздоровительных

мероприятий с учащимися разрабатываются сценарные планы, в которых, как

правило, указываются:

• описание организации начала мероприятия, например, торжественное

построение учащихся, подъём флага под гимн Республики Беларусь,

вступительное слово представителя администрации общеобразовательного

учреждения, представление членов жюри, выступления знаменитых

спортсменов, родителей, приглашенных и т.п.;

• перечень участвующих команд, их капитаны и классные руководители;

• порядок участия команд в конкурсах и прохождения этапов эстафет;

• место и время показательных выступлений лучших спортсменов школы,

города, района, номера художественной самодеятельности и т.п.;

• описание организации закрытия мероприятия, т.е. торжественное

построение учащихся, заключительное слово представителя администрации

общеобразовательного учреждения, подведение итогов мероприятия,

награждение победителей, призёров, классных руководителей и т.п.

Накануне дней здоровья, спорта и туризма спортивным активом

общеобразовательного учреждения проводится в каждом классе

организационная и воспитательная работа по максимальному привлечению

всех школьников к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Классный руководитель совместно с учащимися и членами родительского

комитета определяют задачи каждому ученику, разрабатывают и рисуют

эмблему, выбирают девиз, определяют спортивную форму и др. Отдельно

оговариваются условия участия в мероприятии учащихся, отнесенных по

состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной

физической культуры.

Большую помощь в организации и проведении спортивных соревнований

и праздников может оказать физкультурный актив учреждения образования

(физорги классов, учащиеся старших классов, активно занимающиеся

различными видами спорта в детско-юношеских спортивных школах и

внешкольных учреждениях.) Учителя физкультуры проводят с физкультурным

активом семинары, методические занятия, на которых вырабатываются

практические навыки организации и проведения физкультурно-спортивных

мероприятий.

Из сложившейся практики, физкультурный актив может работать в

следующих направлениях:

7

- оказывает помощь администрации учебного заведения, классным

руководителям и учителям физической культуры в организации и проведении

общешкольных дней здоровья, спорта и туризма;

- помогает учителю физической культуры в организации и проведении

внутриклассных дней здоровья, спорта и туризма;

- проводит агитационную работу по вопросам физической культуры,

спорта и туризма, используя для этого стенную печать, радио учебного

заведения, фотовитрину, плакаты, альбомы;

- обеспечивает подготовку физкультурного инвентаря и оформление мест

соревнований.

Большую профессиональную помощь в подготовке учащихся к

предстоящим дням здоровья, спорта и туризма могут оказать тренеры ДЮСШ и

СДЮШОР. Они, при необходимости, разработают положение о спортивном

соревновании или сценарий физкультурно-оздоровительного праздника,

предоставят для судейства соревнований тренеров по видам спорта, проведут

организационно-пропагандистскую работу по широкому привлечению

учащихся и их родителей к участию в соревнованиях.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДНЕЙ

ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА.

Как указывалось выше, в содержание дней здоровья, спорта и туризма

могут быть включены и спортивные соревнования, и физкультурно-

оздоровительные мероприятия. Предлагаем примерный календарь дней

здоровья, спорта и туризма, который может быть положен в основу разработки

аналогичного календаря для каждого общеобразовательного учреждения.

Примерный календарь дней здоровья, спорта и туризма

общеобразовательного учреждения ____________________________________

на 200__- 200__ учебный год для учащихся I-IV и V-XI(XII) классов.

Сроки Классы Мероприятия Примерная программа

Сентябрь I-IV Спортивный праздник,

посвященный началу

учебного года

Народные игры, эстафеты,

подвижные игры «Вас вызывает

Спортландия!»

V-XI Спортивный праздник,

посвященный началу

учебного года «День

бегуна»

Соревнования смотра уровня

физической подготовленности

учащихся «Олимпийские

надежды Беларуси» (беговая

программа). «День рекордов»

по бегу на различные

дистанции.

Октябрь I-IV День туриста «Всем

классом в поход!»

Экскурсии в лесопарковые зоны,

однодневные туристские походы.

8

Ноябрь

Декабрь

Январь

V-XI

I-IV

V-XI

I-IV

V-XI

I-IV

День многоборья

Физкультурный

праздник «Папа, мама,

я - здоровая семья!»

Осенний кросс.

«Стремительный мяч!»

Спортивный праздник

«Я-гимнаст!»

День гимнаста

(акробата, атлета...)

Физкультурный

праздник

«Здравствуй,

зимушка-зима!»

Легкоатлетические многоборья,

подвижные и народные игры и

эстафеты.

Подвижные игры и эстафеты с

участием родителей учащихся.

Классические кроссовые

дистанции в соответствии с

возрастом учащихся.

Соревнования по гандболу.

Соревнования на лучшее

исполнение комплексов

упражнений утренней гимнастики

Соревнования смотра уровня

физической подготовленности

учащихся «Олимпийские

надежды Беларуси».

«День рекордов» по выполнению

гимнастических упражнений на

снарядах и с инвентарем.

Игры и эстафеты на лыжах, с

санками, с метаниями снежков в

цель и др.

V-XI День лыжника,

День биатлониста,

«Снежный снайпер»

Соревнования в лыжных гонках

на классических дистанциях,

биатлон со снежками, игры со

спусками с горки на санках и др.

Февраль

Март

I-IV

V-XI

I-IV

V-XI

Физкультурный

праздник «Папа, мама,

я - здоровая семья!»

День баскетболиста

(волейболиста,

гандболиста...)

«Стремительный мяч!»

«Снежный снайпер».

Физкультурные

праздники:

«Кузнечики!»,

проводы зимы

«Масленица»

День пловца (при

наличии бассейна).

День прыгуна.

Подвижные игры и эстафеты с

участием родителей учащихся.

Соревнования в штрафных

бросках, в передачах и ловле мяча

и др.

Биатлон со снежками.

Соревнования в прыжках в длину

с места, в прыжках через

короткую скакалку и др.

Подвижные игры и эстафеты на

лыжах, катание с гор на санках.

Плавание различными способами

на различных дистанциях.

Прыжки в высоту с разбега, в

9

Соревнования

«Золотая скакалка»

длину с места.

Прыжки через короткую скакалку

Апрель I-IV Физкультурный

праздник «Играй и

побеждай!»

Подвижные игры «Вас вызывает

Спортландия!»

V-XI Весенний кросс

День спортивных игр

«Стремительный мяч!»

Классические кроссовые

дистанции в соответствии с

возрастом учащихся.

Соревнования в штрафных

бросках, в передачах и ловле

мяча, игры между классами и др.

Май I-IV

V-XI

Спортивный праздник,

посвященный

окончанию учебного

года

День легкоатлета.

День туриста.

Народные игры, эстафеты,

подвижные игры «Вас вызывает

Спортландия!»

Легкоатлетические соревнования

в беге, метаниях, прыжках.

Туристский слёт, туристские

походы, экскурсии

Соревнования по видам спорта, входящие в программу дней здоровья,

спорта и туризма, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия могут

планироваться и проводиться в рамках внутришкольной круглогодичной

спартакиады.

Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные

мероприятия могут проводиться в следующих формах:

соревнования по видам спорта между классами;

матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;

дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста,

баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные);

первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как

лично-командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся

близлежащих учебных заведений, например, малокомплектных школ);

туристские слёты и соревнования;

комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным

играм, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, допризывной подготовке;

конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей,

броски баскетбольного мяча по кольцу и др.)

10

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Закон Республики Беларусь "Об образовании". Национальный реестр

правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844.

Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте".

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №135,

2/1000.

Закон Республики Беларусь "Об общем среднем образовании".

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №108,

2/1238.

Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики

Беларусь (I-IV ступени, возраст 7-21 год). Минск, 1999.

Программа физкультурно-спортивного молодежного движения

"Олимпийские надежды Беларуси". - Минск, 1999.

Положение о работе плавательных бассейнов. Типовые правила

обеспечения безопасности при проведении занятий в бассейнах Республики

Беларусь. Физкультура и спорт. Выпуск 1, 1997г.

Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в

учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы,

гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ). - Минск, 2000.

Правила безопасности проведения занятий физической культурой и

спортом. Утверждены постановлением Министерства спорта и туризма

Республики Беларусь 21.12.2004г. №10.

Примерное положение о проведении спортивного соревнования.

Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики

Беларусь 29.12.2004г. №12.

Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации

учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. СанПиН

2.4.2.16-33-2006 Минск, 2007.

Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных

сооружений. СанПиН 2.1.2.12-19-2006 Минск, 2006.

Санитарно-гигиенический контроль за устройством и содержанием

физкультурно-спортивных сооружений. Методические рекомендации. Минск,

2002.

Гигиенический контроль за организацией двигательного режима

школьников. Методические указания Министерства здравоохранения

Республики Беларусь. Минск, 2000.

Положение о физкультурно-спортивном прикладном комплексе

«Защитник Отечества». Сборник нормативных документов МО РБ №10, 1998.

Программа по физической культуре для учащихся 5 - 1 1 классов

общеобразовательной школы (переработанная и дополненная). Утверждена

приказом Министерства образования РБ от 11.09.1998г. № 523.

ю

11

Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего

среднего образования, с 12-летним сроком обучения. I-IV классы, (стр. 211-270)

Минск, Национальный институт образования, 2004.

Физическая культура. IV-VI классы. Программа 12-летней

общеобразовательной школы - Минск, НМЦентр, 2001. Утверждена приказом

Министерства образования РБ от 22.08.2003 г. № 239.

Физическая культура. VIII класс. Программа 12-летней

общеобразовательной школы - Минск, Национальный институт образования

Республики Беларусь, 2004 г. Утверждена приказом Министерства образования

РБ от 22.08.2003 г. № 239.

Физическая культура. IX класс. Базовый уровень. Программы для

учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с 12-

летним сроком обучения. — Минск, Национальный институт образования, 2005.

Физическая культура. X класс. Базовый уровень. Программы для

учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с 12-

летним сроком обучения. - Минск, Национальный институт образования, 2006.

Физическая культура и здоровье. XI-XII классы. Учебные программы для

общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск, 2007.

«О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных и

спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ,

гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и средних

специальных учебных заведений». Журнал «Физическая культура и здоровье»

№3, 1999г.

«Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в

состоянии здоровья». Войтехович В.П. и др. Методические рекомендации.

Минск, 1998.

Инструкция по организации и проведению туристских походов и

экскурсий с учащимися. Утверждена приказом Министерства образования

Республики Беларусь 03.12.2002г. № 50.

Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной

физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в

общеобразовательной школе. Гужаловский А.А., Бойченко С.Д. - Минск, 1999.

«Определение медицинской группы учащимся и студентам для

организации проведения занятий по физическому воспитанию». Методические

рекомендации. Минск, 1999.

Канищев А.Д., Овчаров B.C. «О порядке организации и проведения

физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня».

Методические рекомендации. Минск, 2002.

Канищев А.Д., Овчаров B.C. «Организация спортивно-массовых и

физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися». Методические

рекомендации. Минск, 2002.

Овчаров B.C. «Внутришкольный контроль за физическим воспитанием

учащихся». Методические рекомендации. Минск, 2004.__