МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(методические рекомендации)
2
Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и
туризма в учреждениях образования» разработали заместитель директора
учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта
учащихся и студентов» Овчаров B.C. и начальник учебно-методического отдела
учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта
учащихся и студентов» Канищев А.Д.
Методические рекомендации адресованы сотрудникам органов
управления образованием, руководителям и педагогическим работникам
общеобразовательных учреждений, руководителям методических объединений
учителей физической культуры для оказания помощи в организации и
проведении ежемесячных дней здоровья с учащимися в рамках
республиканской акции «Здоровый я - здоровая страна!».
3
Введение.
С 2007 года в стране проводится республиканская акция «Здоровый я -
здоровая страна!», которая предполагает многолетнее планирование и
проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику,
сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся,
формирование у них здорового, физически активного образа жизни.
Одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися в указанном
направлении является организация и проведение в течение учебного года в
каждом учреждении образования страны ежемесячных дней здоровья, спорта и
туризма. Перед организаторами данных мероприятий поставлена задача
использования разнообразных активных форм отдыха, снимающих
накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое
утомление, и способствующих улучшению физической и умственной
работоспособности учащихся.
Содержание дней здоровья, спорта и туризма тесно связано с учебно-
воспитательным процессом и является продолжением действующих учебных
программ по физической культуре. В процессе подготовки и проведения дней
здоровья, спорта и туризма происходит закрепление и совершенствование
учебного материала, изученного на уроках физкультуры. Кроме этого, у
учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-
спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется
стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта.
Нельзя не учитывать еще один существенный фактор - привлечение к
участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных
соревнованиях практически всех учащихся, в том числе отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной
физической культуры. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к
оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов
жюри, судейству спортивных соревнований, а также участию в различных
конкурсах, например, рисунков на спортивную тему, семейных фотографий на
тему «Здоровый образ жизни» и др.
Использование многообразных форм организации и проведения дней
здоровья, спорта и туризма в практике работы учреждений образования
активизирует пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом
среди учащихся, приобщает их к систематическим занятиям в физкультурных
кружках и спортивных секциях.
Одним из важнейших требований, предъявляемым к дням здоровья,
спорта и туризма, является достижение максимального оздоровительного
эффекта для учащихся. Выбор и использование упражнений, подвижных и
народных игр, спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-
половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении
действующих правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в
учреждениях образования.
4
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
В каждом учреждении образования планируются и проводятся для
учащихся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года дни здоровья,
спорта и туризма. Сроки их проведения определяет администрация учреждения
образования по согласованию с отделом (управлением) образования.
Дни здоровья, спорта и туризма проводятся в качестве физкультурно-
спортивного праздника с участием всех учащихся учреждения образования.
При этом рекомендуется планировать и проводить мероприятия одновременно
со всеми классами по подгруппам - отдельно для учащихся начальной, базовой
и средней школы.
Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать
трех часов для учащихся I - IV классов, четырех часов для учащихся V - IX (X)
классов и пяти часов для учащихся X (XI) - XI (XII) классов.
Тематика дней здоровья, спорта и туризма должна учитывать возраст
учащихся, климатические и погодные условия, традиции учреждения
образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря,
участие родителей, классных руководителей, других педагогических
работников. В организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с
учащимися могут участвовать представители спортивных обществ и
организаций. Большой воспитательный эффект на учащихся оказывает
присутствие и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов,
чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр.
В содержание дней здоровья, спорта и туризма следует включать
подвижные, народные и спортивные игры, игры на местности, туристские
походы (пешие, лыжные и др.), соревнования по смотру уровня физической
подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного
движения «Олимпийские надежды Беларуси», открытые старты (дни рекордов)
на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т.д. Особой популярностью у учащихся
пользуются такие соревнования, как «Олимпийская снежинка», «Золотая
шайба», «Неделя лыжника», «День бегуна», «День метателя», а также
внутришкольные соревнования по гимнастике, баскетболу, волейболу,
гандболу, теннису настольному, туризму.
Для учащихся начальных классов рекомендуется проводить детские
спортивные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Весёлые старты», «Папа,
мама, я - спортивная семья», а в зимний период - различные мероприятия с
катанием на коньках, лыжах, санках, метанием снежков и др.
Подготовка и проведение дней здоровья, спорта и туризма требует
участия не только учителей физической культуры, но и всего педагогического
коллектива, а также членов совета коллектива физкультуры и родительского
актива учреждения образования.
На этапе организации и подготовки физкультурно-оздоровительного
мероприятия или соревнований по виду спорта на учителя физической
культуры возлагается организация тренировок и репетиций с учащимися,
5
проведение семинаров для членов жюри и судей по спорту, проведение
совещаний с классными руководителями, физоргами, капитанами команд,
судьями, обсуждение и корректировка содержания cценариев о днях здоровья,
спорта и туризма, соблюдение спортивных ритуалов (парад открытия
соревнований, подъем флага под гимн Республики Беларусь, награждение
победителей и т.д.). При организации и проведении дней здоровья, спорта и
туризма необходимо красочно оформить места проведения соревнований.
Как правило, общее руководство организацией и проведением
общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий осуществляет заместитель директора общеобразовательного
учреждения по воспитательной работе.
При подготовке мест соревнований необходимо соблюдать не только
санитарно-гигиенические нормы, но и действующие «Правила безопасности
проведения занятий физической культурой и спортом» (утверждены
постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от
21.12.2004 №10).
Организаторам внутришкольных спортивных соревнований и
физкультурно-оздоровительных мероприятий следует помнить, что
школьники, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск
врача, заверенный подписью и личной печатью врача или печатью
медицинского учреждения, не допускаются к участию в названных
мероприятиях.
При проведении дней здоровья и спорта, а также различных
соревнований врач или медсестра обязаны присутствовать на месте
соревнований и, при необходимости, оказывать медицинскую помощь.
Успех любого спортивного мероприятия зависит от его правильного и
своевременного планирования. В годовом плане физкультурно-
оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения
образования, который утверждается руководителем общеобразовательного
учреждения, предусматриваются ежемесячные дни здоровья, спорта и туризма,
определяется их тематика, устанавливаются сроки их проведения,
регламентируется участие в них школьников различных классов. С целью
освещения хода подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма
используются школьные стенгазеты, объявления, бюллетени, организуются
радиопередачи на спортивные темы.
Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (ст. 27,
п. 4) определено, что спортивные соревнования проводятся в соответствии с
положениями о проведении (регламентами проведения) соревнований по виду
спорта, утверждаемыми лицами, проводящими соревнования.
Положение о проведении соревнований по видам спорта в учреждении
образования разрабатывается на основании Примерного положения о
проведении спортивного соревнования, утвержденного постановлением
Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 29.12.2004г. №12, и
должно включать в себя следующие главы: общие положения;
6
• субъекты (участники) спортивных соревнований;
• условия участия в спортивном соревновании;
• программа спортивного соревнования;
• условия проведения спортивного соревнования и определения
победителей;
• награждение победителей спортивного соревнования;
• условия финансирования спортивного соревнования;
• протесты.
Для организации и проведения физкультурно-оздоровительных
мероприятий с учащимися разрабатываются сценарные планы, в которых, как
правило, указываются:
• описание организации начала мероприятия, например, торжественное
построение учащихся, подъём флага под гимн Республики Беларусь,
вступительное слово представителя администрации общеобразовательного
учреждения, представление членов жюри, выступления знаменитых
спортсменов, родителей, приглашенных и т.п.;
• перечень участвующих команд, их капитаны и классные руководители;
• порядок участия команд в конкурсах и прохождения этапов эстафет;
• место и время показательных выступлений лучших спортсменов школы,
города, района, номера художественной самодеятельности и т.п.;
• описание организации закрытия мероприятия, т.е. торжественное
построение учащихся, заключительное слово представителя администрации
общеобразовательного учреждения, подведение итогов мероприятия,
награждение победителей, призёров, классных руководителей и т.п.
Накануне дней здоровья, спорта и туризма спортивным активом
общеобразовательного учреждения проводится в каждом классе
организационная и воспитательная работа по максимальному привлечению
всех школьников к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Классный руководитель совместно с учащимися и членами родительского
комитета определяют задачи каждому ученику, разрабатывают и рисуют
эмблему, выбирают девиз, определяют спортивную форму и др. Отдельно
оговариваются условия участия в мероприятии учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной
физической культуры.
Большую помощь в организации и проведении спортивных соревнований
и праздников может оказать физкультурный актив учреждения образования
(физорги классов, учащиеся старших классов, активно занимающиеся
различными видами спорта в детско-юношеских спортивных школах и
внешкольных учреждениях.) Учителя физкультуры проводят с физкультурным
активом семинары, методические занятия, на которых вырабатываются
практические навыки организации и проведения физкультурно-спортивных
мероприятий.
Из сложившейся практики, физкультурный актив может работать в
следующих направлениях:
7
- оказывает помощь администрации учебного заведения, классным
руководителям и учителям физической культуры в организации и проведении
общешкольных дней здоровья, спорта и туризма;
- помогает учителю физической культуры в организации и проведении
внутриклассных дней здоровья, спорта и туризма;
- проводит агитационную работу по вопросам физической культуры,
спорта и туризма, используя для этого стенную печать, радио учебного
заведения, фотовитрину, плакаты, альбомы;
- обеспечивает подготовку физкультурного инвентаря и оформление мест
соревнований.
Большую профессиональную помощь в подготовке учащихся к
предстоящим дням здоровья, спорта и туризма могут оказать тренеры ДЮСШ и
СДЮШОР. Они, при необходимости, разработают положение о спортивном
соревновании или сценарий физкультурно-оздоровительного праздника,
предоставят для судейства соревнований тренеров по видам спорта, проведут
организационно-пропагандистскую работу по широкому привлечению
учащихся и их родителей к участию в соревнованиях.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДНЕЙ
ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА.
Как указывалось выше, в содержание дней здоровья, спорта и туризма
могут быть включены и спортивные соревнования, и физкультурно-
оздоровительные мероприятия. Предлагаем примерный календарь дней
здоровья, спорта и туризма, который может быть положен в основу разработки
аналогичного календаря для каждого общеобразовательного учреждения.
Примерный календарь дней здоровья, спорта и туризма
общеобразовательного учреждения ____________________________________
на 200__- 200__ учебный год для учащихся I-IV и V-XI(XII) классов.
Сроки Классы Мероприятия Примерная программа
Сентябрь I-IV Спортивный праздник,
посвященный началу
учебного года
Народные игры, эстафеты,
подвижные игры «Вас вызывает
Спортландия!»
V-XI Спортивный праздник,
посвященный началу
учебного года «День
бегуна»
Соревнования смотра уровня
физической подготовленности
учащихся «Олимпийские
надежды Беларуси» (беговая
программа). «День рекордов»
по бегу на различные
дистанции.
Октябрь I-IV День туриста «Всем
классом в поход!»
Экскурсии в лесопарковые зоны,
однодневные туристские походы.
8
Ноябрь
Декабрь
Январь
V-XI
I-IV
V-XI
I-IV
V-XI
I-IV
День многоборья
Физкультурный
праздник «Папа, мама,
я - здоровая семья!»
Осенний кросс.
«Стремительный мяч!»
Спортивный праздник
«Я-гимнаст!»
День гимнаста
(акробата, атлета...)
Физкультурный
праздник
«Здравствуй,
зимушка-зима!»
Легкоатлетические многоборья,
подвижные и народные игры и
эстафеты.
Подвижные игры и эстафеты с
участием родителей учащихся.
Классические кроссовые
дистанции в соответствии с
возрастом учащихся.
Соревнования по гандболу.
Соревнования на лучшее
исполнение комплексов
упражнений утренней гимнастики
Соревнования смотра уровня
физической подготовленности
учащихся «Олимпийские
надежды Беларуси».
«День рекордов» по выполнению
гимнастических упражнений на
снарядах и с инвентарем.
Игры и эстафеты на лыжах, с
санками, с метаниями снежков в
цель и др.
V-XI День лыжника,
День биатлониста,
«Снежный снайпер»
Соревнования в лыжных гонках
на классических дистанциях,
биатлон со снежками, игры со
спусками с горки на санках и др.
Февраль
Март
I-IV
V-XI
I-IV
V-XI
Физкультурный
праздник «Папа, мама,
я - здоровая семья!»
День баскетболиста
(волейболиста,
гандболиста...)
«Стремительный мяч!»
«Снежный снайпер».
Физкультурные
праздники:
«Кузнечики!»,
проводы зимы
«Масленица»
День пловца (при
наличии бассейна).
День прыгуна.
Подвижные игры и эстафеты с
участием родителей учащихся.
Соревнования в штрафных
бросках, в передачах и ловле мяча
и др.
Биатлон со снежками.
Соревнования в прыжках в длину
с места, в прыжках через
короткую скакалку и др.
Подвижные игры и эстафеты на
лыжах, катание с гор на санках.
Плавание различными способами
на различных дистанциях.
Прыжки в высоту с разбега, в
9
Соревнования
«Золотая скакалка»
длину с места.
Прыжки через короткую скакалку
Апрель I-IV Физкультурный
праздник «Играй и
побеждай!»
Подвижные игры «Вас вызывает
Спортландия!»
V-XI Весенний кросс
День спортивных игр
«Стремительный мяч!»
Классические кроссовые
дистанции в соответствии с
возрастом учащихся.
Соревнования в штрафных
бросках, в передачах и ловле
мяча, игры между классами и др.
Май I-IV
V-XI
Спортивный праздник,
посвященный
окончанию учебного
года
День легкоатлета.
День туриста.
Народные игры, эстафеты,
подвижные игры «Вас вызывает
Спортландия!»
Легкоатлетические соревнования
в беге, метаниях, прыжках.
Туристский слёт, туристские
походы, экскурсии
Соревнования по видам спорта, входящие в программу дней здоровья,
спорта и туризма, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия могут
планироваться и проводиться в рамках внутришкольной круглогодичной
спартакиады.
Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные
мероприятия могут проводиться в следующих формах:
соревнования по видам спорта между классами;
матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста,
баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные);
первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как
лично-командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся
близлежащих учебных заведений, например, малокомплектных школ);
туристские слёты и соревнования;
комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным
играм, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, допризывной подготовке;
конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей,
броски баскетбольного мяча по кольцу и др.)
10
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Закон Республики Беларусь "Об образовании". Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844.
Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте".
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №135,
2/1000.
Закон Республики Беларусь "Об общем среднем образовании".
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №108,
2/1238.
Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики
Беларусь (I-IV ступени, возраст 7-21 год). Минск, 1999.
Программа физкультурно-спортивного молодежного движения
"Олимпийские надежды Беларуси". - Минск, 1999.
Положение о работе плавательных бассейнов. Типовые правила
обеспечения безопасности при проведении занятий в бассейнах Республики
Беларусь. Физкультура и спорт. Выпуск 1, 1997г.
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в
учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы,
гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ). - Минск, 2000.
Правила безопасности проведения занятий физической культурой и
спортом. Утверждены постановлением Министерства спорта и туризма
Республики Беларусь 21.12.2004г. №10.
Примерное положение о проведении спортивного соревнования.
Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики
Беларусь 29.12.2004г. №12.
Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации
учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. СанПиН
2.4.2.16-33-2006 Минск, 2007.
Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных
сооружений. СанПиН 2.1.2.12-19-2006 Минск, 2006.
Санитарно-гигиенический контроль за устройством и содержанием
физкультурно-спортивных сооружений. Методические рекомендации. Минск,
2002.
Гигиенический контроль за организацией двигательного режима
школьников. Методические указания Министерства здравоохранения
Республики Беларусь. Минск, 2000.
Положение о физкультурно-спортивном прикладном комплексе
«Защитник Отечества». Сборник нормативных документов МО РБ №10, 1998.
Программа по физической культуре для учащихся 5 - 1 1 классов
общеобразовательной школы (переработанная и дополненная). Утверждена
приказом Министерства образования РБ от 11.09.1998г. № 523.
ю
11
Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего
среднего образования, с 12-летним сроком обучения. I-IV классы, (стр. 211-270)
Минск, Национальный институт образования, 2004.
Физическая культура. IV-VI классы. Программа 12-летней
общеобразовательной школы - Минск, НМЦентр, 2001. Утверждена приказом
Министерства образования РБ от 22.08.2003 г. № 239.
Физическая культура. VIII класс. Программа 12-летней
общеобразовательной школы - Минск, Национальный институт образования
Республики Беларусь, 2004 г. Утверждена приказом Министерства образования
РБ от 22.08.2003 г. № 239.
Физическая культура. IX класс. Базовый уровень. Программы для
учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с 12-
летним сроком обучения. — Минск, Национальный институт образования, 2005.
Физическая культура. X класс. Базовый уровень. Программы для
учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с 12-
летним сроком обучения. - Минск, Национальный институт образования, 2006.
Физическая культура и здоровье. XI-XII классы. Учебные программы для
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск, 2007.
«О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и средних
специальных учебных заведений». Журнал «Физическая культура и здоровье»
№3, 1999г.
«Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в
состоянии здоровья». Войтехович В.П. и др. Методические рекомендации.
Минск, 1998.
Инструкция по организации и проведению туристских походов и
экскурсий с учащимися. Утверждена приказом Министерства образования
Республики Беларусь 03.12.2002г. № 50.
Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в
общеобразовательной школе. Гужаловский А.А., Бойченко С.Д. - Минск, 1999.
«Определение медицинской группы учащимся и студентам для
организации проведения занятий по физическому воспитанию». Методические
рекомендации. Минск, 1999.
Канищев А.Д., Овчаров B.C. «О порядке организации и проведения
физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня».
Методические рекомендации. Минск, 2002.
Канищев А.Д., Овчаров B.C. «Организация спортивно-массовых и
физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися». Методические
рекомендации. Минск, 2002.
Овчаров B.C. «Внутришкольный контроль за физическим воспитанием
учащихся». Методические рекомендации. Минск, 2004.__