Особенности организации гражданско-патриотического воспитания в современной школе
Дмитрий Владимирович Кузин – заведующий кафедрой методики обучения истории и
обществознанию, к.пед.н,
доцент
Требования ФГОС по отношению к гражданско-патриотическому воспитанию
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального на рода Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;
- формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли , территориальной целостности, культурном и технологическом развитии , вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее
Требования к программе воспитания
- организацию личностно значимой дея т е л ьно с ти д л я фо р миро в а н и я
и общественно у о б уча ющи х ся
приемле м ой р о ссийс к ой
гражданской идентичности , осознания сопричастности социально
позитивным духовным ценностям и э тниче с к о й и (или) с оци о к у л ь т у р н ой
т р адициям с в о е й с е мь и , г р уппы, р о дн о г о кра я,
уважения к ценностям других культур;
ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :
осознание российской гражданской идентичности;
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
42.1.1. Гражданское воспитание
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :
осознание российской гражданской идентичности;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
42.1.1. Гражданское воспитание
ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :
- осознание российской гражданской идентичности
42.1.2. Патриотическое воспитание
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
42.1.3. Духовно- нравственное воспитание
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :
восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
42.1.4. Эстетическое воспитание
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :
- ориентация на применение знаний из социальных и
42.1.7. Экологическое воспитание
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
ФГОС СОО
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ФГОС СОО
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
Предметные результаты
История Обществознание
5-9 классы
14) приобретение опыта взаимодействия с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-
10- 11 класс
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт;
не прослеживается
взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности,
включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России
- ФГОС делает упор на развитие гражданской идентичности
- Формулировки стандарта носят обобщенный характер – нет понимания, как эти положения должны быть развёрнуты в программах и соответственно на уровне проведения занятий (мероприятий)
- Нет преемственности между уровнями образования ни по содержанию, ни по уровням достижения целевых установок.
Понятийное поле гражданско - патриотического воспитания (ГПВ)
Патриотизм Идентичность Нация Гражданин
Патриотизм
о с о знанна я люб о в ь к р о д ине, с в ое м у на р о д у , е г о
традициям (Большая российская энциклопедия)
- Патриотизм – это чувство, он охватывает не только знания, но и эмоциональное отношение человека к миру.
- П а т ри о тизм м о ж е т бы т ь р а зн ый, о н ис т оричес к и изменчив
Патриотизм
- М е с тн ы й – при в язан н ос т ь к опр е д е л е нн о м у мес т у (п а т р и о тизм колокольни), городу
- Р е с п у б л и к а н ский – при в язан н ос т ь к оп р е д е л е н н о м у общественному устройству
- Монархический – преданность монарху, как выразителю интересов тех, кто живет в данном государстве.
- Р е в о лю ц ион ный – проя в ля е т ся в г о р до с ти за с т р а ну переустраивающую мир
Идентичность
у с т о й чи в о е пр е дс т а в ле н ие ин д ивиду у ма о п рин а д л е жн о с т и к
определенной
социальной ( культурной), национальной, реальной
или воображаемой) общности, которое определяет систему ценностей, социокультурные ориентиры и предпочтения, мотивацию поведения и представления о «чужих» и «своих»
- Человек - осознано самоопределятся. Присваивает какие-либо образцы поведения, социальные роли. Причем он как бы отграничатся от других. Есть Я, а есть Он, Она, Они.
Виды идентичности :
- Естественные – пол, возраст, раса, кровное родство
- Искусственные – национальные, профессиональные, политические, культурные, цивилизационные, социальные, экономические
Идентичность может быть – внешней (та которая присваивается извне, например, стереотипы) и внутренние (вырабатываются человеком самостоятельно)
- Идентичность может быть индивидуальной, а может быть групповой.
- Нет единой идентичности их много, они перекрещиваются
Нация
- Многозначное и сложное понятие.
- Нация = народ (используются как слова синонимы)
- Может употребляться как синоним этническом значении
- Нация - это сообщество, которое связано общей культурой ( формируется по мере развития образования), традициями, определенной общностью происхождения (но в нацию могут входить разные этносы) и даже эмоциональными переживаниями.
- Важен политический аспект – самостоятельное, суверенное государство. Нация во многом политическое сообщество.
Гражданин
лицо принадлежащее к определённому государству и наделенное правами и обязанностями.
Все рассмотренные понятия тесно взаимозависимости. Патриотические чувства нельзя пережить не идентифицируя себя с каким-либо обществом, государством, нацией.
Содержание гражданско-патриотического воспитания
Слова
Идеи (Ценности) Традиции (мифы)
Символы и иные знаки Персоналии (их деятельность и поступки)
Памятники культуры
(все объекты в которых может заключаться память)
Патри о ти з м
- Патриотизм – это чувство, эмоция. Одним из главных и наиболее доступных способов выражения эмоций – слова. Словоупотребление, его контекст – важнейший индикатор проявления чувств.
- Создание условий и ситуаций для разговора на уроках и во внеурочное время для проговаривания чувств, ощущений, оценочных суждений(важное условие для осознания)
- Важное условие – комфортная среда и обстановка. Школьнику должно быть удобно говорить (писать на эти темы)
- Средства: эссе, сочинения, конкурсы ораторов.
Идеи (ценности)
- П а три о т и зм объектом.
– осознанное чувство. Эмоции связаны с каким-либо
- Идеи (ценности) – не прописаны четко в школьных программах по истории. Упор в них сделан на изложении фактов.
- Пример идеи : освоение огромной территории страны в течении многих веков (Например, труд крестьян и других сословий): идея сохранения памятников старины – они представляю ценность. Памятники не только хранят память о прошлом. Они часто уникальны, неповторимы. В этом их ценность.
- Набор ценностей и идей, на сегодняшний день – задача учителей (УМО)
Т ра д и ц ия
- межпоколенческая передача культурных норм, стандартизированных образцов поведения, идей и ценностей, которым должны следовать все члены некоего сообщества. Традиция является предписанием, которое предыдущие поколения оставляют своим потомкам, и в этом качестве она определяет легитимность действий членов сообщества в тех или иных ситуациях (Эмиль Паин).
- Н е выд е л е н ы в с о д е р ж ани и пр е дм е т а. Не к онкр е т и з и ро в ан о их
содержание
новых традиций – георгиевские ленточки, «Бессмертный
- 4. Символы. В программах и учебниках не акцентированы. Не прослежена их эволюция во времени
- 5. Персоналии – самый традиционный способ обучения – обучение на примерах. Особенность – брать не только примеры известных героев. А людей менее известных или даже не известных.
- 6 . Памя т н и к и – к о н ц е н т р и р ую ог р о м н ый п о т е н ц и а л д л я
развития
- Последние десятилетия изменилось отношение к истории.
Особое внимание уделяется исторической памяти.
- Историческая память не совпадает с исторической наукой и образованием.
- Это некий комплекс представлений о прошлом, который циркулирует в обществе. Он может формировать стихийно – воспоминания, средства массовой информации и др.
- Важное методическое условие: регулярный мониторинг
исторических представлений учеников.
- Люди стремятся сохранить память о прошлом. В исторической науке есть целый направления занимающейся исторической памятью и исторической политикой
- Например, во Франции под руководством историка Пьера Нора был запушен целый проект «Места памяти» (8 томов), были исследованы многочисленные объекты, в которых заключена память о прошлом.
- Они очень разнообразны: Трикулер, Республиканский календарь, Марсельеза, Надгоробные памятники, Книги для детей, Юбилейный даты истории ( например, столетие Вольтера и Руссо), Вандея (область память), Стена коммунаров,
М о н асты р и . Б о льшие францу з с к ие х ро н и к и , П е й з а ж и, И с т орическ и е Границы государства, Музеи (хранение наследия) и др.
- Традиции – земля, колокольня, собор, гербы, профессии и т.д.
т р у ды,
и с т о ри че с к о г о об р а з о в а ния т е с н о с вязан в опр ос
различных интерпретациях истории
в е р сий ис т о рически х с об ы т и й э т о с в ойст в о
исторического познания, его особенность.
- Учени к м о ж е т с т ал к и в а т ься с р а з л и ч н ыми в е р сия м и и
интерпретациями событий.
- Не сформирована единая концепция истории нашей страны. Есть более или менее общепринятая версия, включающая основные исторические факты
- М о ж е т в о зни к нут ь с и т у а ци я, в к о т ор о й уч е ни к у н у ж н о п р е д о с т авить возможность разобраться в различных версиях.
- Вопросы для изучения
- В чем заключается суть версии?
- Почему она могла возникнуть и с какой целью (политической, научной)?
- Какие источники лежат в основе этой версии, есть ли они?
- Какие аргументы автор приводит в поддержку своей версии?
- Можно ли привести другие аргументы или другие версии событий?
На уроках времени на это ,как правило, не хватает. Поэтому возможны формы внеурочной работы. Например, исторические кружки.
Особенности методики гражданско- патриотического воспитания
- Когнитивный – знания. Нельзя любить то, чего не знаешь.
- Оценочно-эмоциональный – знания пропускаются через эмоции, через оценочные суждения.
- Практический - действия – часто они уже внеурочные (проект, волонтёрское движение, конкурсы, создание музейных экспозиций, проведение экскурсий.
Гражданско-патриотическое воспитание эффективно, если :
1. При интеграции соответствующего воспитательного потенциала школьных предметов
- Установлении межпредметных связей. Они часто не прописаны в программах.
- Возможно интеграцию следует проводить не по направлениям ГПВ, а по крупным объектам метапредметного характера. Например, природа- общество- человек.
2.В моделировании ситуаций. которые
п о з в о л ит у в и д е ть к а к о й-ли б о о б ъе к т с вяза н ны й с ГПВ к а к б ы и з нутр и . Пос т а н ов к а с е б я н а мес т о нап р им ер,
исторического персонажа (кейсы, технология погружения в прошлое).
3.Научно-исследовательская деятельность школьников. Проектная деятельность.
Диагностика результатов воспитания
- Личностные результаты по стандарту не оцениваются. Тем не менее каким-то образом мониторить ситуацию нужно. Так или иначе процесс ГПВ имеет свои внешние результаты. По их анализу можно получить более или менее достоверную картину результатов.
- Тестирование не подходит - проверяет только когнитивный компонент.
Неискренность ответов и постоянное изменение ситуации.
- Моделирование ситуаций – конкурс рисунков. Герменевтика результатов. Что нарисовал школьник? Почему он так себе это представляет? Какие средства для этого использовал? Могут привлекаться эксперты для объективизации оценочных суждений?
- Наблюдение, письменные работы ( эссе, сочинения), игры (например, дискуссии, дебаты)
Педагогические риски при реализации ГПВ
1.Излишний пафос 2.Формализм
- Отсутствие комфортной среды для проявления чувств, разговоров на темы ГПВ.
- М а с с о в ост ь мер о п р иятий (в м а ссе с л о жено
переживать эмоции)
5. Работа только с активом. одни и те же люди.
В мероприятиях участвуют