СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку»»

«Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный и сложный процесс.

Прошедший 2021-2022 учебный год стал первым в моей практике годом подготовки учащихся к ГИА. У меня сложилась определённая система подготовки к итоговой аттестации, и этим опытом я хочу поделиться.

В экзамене в форме ОГЭ по русскому языку приняли участие 44 ученика. Один ученик сдавал экзамен повторно.7 человек смогли сдать экзамен на «5», 12 человек сдали экзамен на «4», 23 человека получили оценку «3», 2 человека, один из которых сдавал экзамен повторно, получили «2». Максимальное количество баллов за работу –32, минимальное – 12. Ученик, сдававший экзамен повторно, получил всего 3 балла. Эти баллы были получены за выполнение заданий с кратким ответом. К заданиям с развернутым ответом мальчик не приступал.

Средний балл по школе -23, средняя оценка- «4».

Работать с ребятами, которые сдавали ОГЭ, я начала с 6 класса. И уже с 6 класса плавно началась подготовка к экзамену.

Остановлюсь на этапах подготовки к написанию сжатого изложения. Хочу отметить, что в 6 класс дети пришли уже знакомыми со способами сжатия текста: упрощение, исключение, обобщение. В 5 классе велась работа с повествовательными текстами, текстами с элементами описания.

В 6 классе работали с текстами разных стилей речи. Было дано понятие авторский замысел. Учащиеся были нацелены на сжатие текста с необходимостью соблюдения стиля, манеры письма автора.

В 7 классе работа была усложнена. Она велась преимущественно над текстами - рассуждениями.

В 8-9 классах изложение писали, используя аудиотексты из открытого банка ФГБНУ «ФИПИ». Работа велась с публицистическими текстами и текстами — описаниями. На мой взгляд, тексты такого рода вызывают затруднения у обучающихся, потому что, как правило, имеют достаточно сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.

Подготовка к написанию сжатого изложения велась не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. В течение четырех лет обучения учащиеся систематически выполняли разнообразные задания: прочти текст, озаглавь его, выдели главную мысль, перескажи сжато, найди ключевые слова, фразы, раздели на абзацы, микротемы и тому подобные.

Благодаря проделанной работе все 43 ученика, сдававшие экзамен, смогли справиться с первой частью ОГЭ. 14 человек смогли получить за написание сжатого изложения максимальное количество баллов (7).





Каковы же результаты выполнения второй части ОГЭ?

С заданием № 2 (Синтаксический анализ) и с заданием № 3 (Пунктуационный анализ из 44 человек справилось по 18 человек (41 %);

задание №4 ( Синтаксический анализ) было выполнено 20-ю учащимися, что составило 45 % от общего числа экзаменуемых;

задание №5 (Орфографический анализ) было выполнено 35-ю учащимися, что составило 79,5% от общего числа экзаменуемых;

правильное выполнение задание №6 (Анализ содержания текста) принесло балл 17-ти учащимся (39 %);

задание № 7 (Анализ средств выразительности) было выполнено 34-мя учащимися, что составило 77 % от общего числа экзаменуемых.

Делаю вывод, что хуже всего учащиеся справились с заданием №6 (Анализ содержания текста). Данное задание связано с работой по тексту. Я думаю, что ошибки, которые возникают при выполнении данного задания, связаны исключительно с нежеланием лишний раз себя проверить и убедиться в правильности выбора того или иного варианта ответа.

Трудности возникли при выполнении синтаксического анализа (задание № 2) и пунктуационного анализа (задание №3). Практика многих педагогов показывает, что именно эти задания являются проблемными у достаточно большого числа экзаменуемых.

Лучше всего экзаменуемые справились с заданием № 5 (Орфографический анализ). Хороший результат показали при выполнении задания №7 (Анализ средств выразительности).

Подготовка к тестовой части ОГЭ ( задания с кратким ответом) велась также на протяжении четырех лет.

Практически на каждом уроке русского языка проводились орфографические, объяснительные, выборочные диктанты на те правила, знание которых проверяется в ОГЭ.

В уроки были включены синтаксические пятиминутки, поскольку, как отмечено выше, у учеников возникают трудности при выполнении заданий, связанных с пунктуационным и синтаксическим анализом.

На уроках русского языка и литературы проводилась работа по опознаванию и употреблению в речи художественно-выразительных средств языка. Например, на уроках литературы художественно-выразительные средства можно отрабатывать во время изучения лирических произведений, произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII века.

В 9 классе для отработки заданий ОГЭ были составлены тематические карточки. Материал был взят из открытого банка заданий ОГЭ (ФГБНУ «ФИПИ»), из сборников типовых вариантов экзаменационных заданий под редакцией Галины Тимофеевны Егораевой, Ирины Петровны Цыбулько.

Каждое выполненное задание анализировалось. Для успешного выполнения заданий ученикам необходимо было владеть теоретической базой. Отличным помощником послужила «Настольная папка девятиклассника» (https://vk.com/wall-167177161_5058 ),

которая была рекомендована преподавателями кафедры филологического образования и эффективной коммуникации ИРООО (Института развития образования Омской области).

Многие ученики распечатали материал и обращались к нему на протяжении всего учебного года

Папка содержит в себе теоретический материал ко всем заданиям ОГЭ, ряд алгоритмов по выполнению заданий.

Я считаю, что использование готовых алгоритмов учащимися и умение самостоятельно их составлять является важным условием повышения качества выполнения заданий ОГЭ по русскому языку.

Совместно с учениками мы составили ряд алгоритмов, которыми ребята могли пользоваться при выполнении тренировочных заданий ОГЭ.

Тренировочные и диагностические работы ребята выполняли не только в стенах школы, но и в домашних условиях в режиме онлайн.

Для выполнения работ мною были рекомендованы следующие официальные сайты: ФГБНУ «ФИПИ» ( https://fipi.ru/), «Решу ОГЭ» (https://reshu-oge.ru/) , «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» (Образовательный блог Крюковой Марины Анатольевны в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку http://po-ushi.ru ), Онлайн-школа «Фоксфорд» ( https://oge.foxford.ru/ ).

Кроме вышеперечисленных сайтов использовалась интерактивная рабочая тетрадь «Skysmart» (https://skysmart.ru/distant/guide/ ), на онлайн-платформе «Учи.ру» ( https://uchi.ru/ )некоторые учащиеся ежедневно выполняли задания. На данной платформе в течение года проводилось 2 мониторинга по русскому языку, в одном из которых все учащиеся приняли участие. Анализ результатов помог скорректировать дальнейшую работу с классами.

При подготовке к ОГЭ пользовалась сама и рекомендовала ученикам материалы сайтов коллег.

На сайте Елены Алексеевны Захарьиной (http://www.saharina.ru/ )можно найти удобные таблицы и памятки для повторения теории, коллекцию текстов для изложения, авторские интерактивные варианты ГИА. 

Блог Кропачевой Яны Николаевны «Школьный винегрет»

( https://vinegretis.blogspot.com/ ) содержит большое количество материалов для подготовки к ОГЭ.

С третьей частью экзамена справились 43 учащихся. Все экзаменуемые выполняли задание 9.3 (сочинение-рассуждение). 17 человек смогли получить за написание сочинения-рассуждения максимальное количество баллов (9).

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемых и фактическая точность письменной речи оценивались отдельно по пяти критериям: соблюдение орфографических норм (ГК1), соблюдение пунктуационных норм (ГК2), соблюдение грамматических норм (ГК3), соблюдение речевых норм (ГК4), фактическая точность письменной речи (ФК1).Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по данным критериям равно 10. Такое количество баллов набрано у 3-х человек. Минимальное количество баллов набрали два учащихся - по 2.

19 (44%) экзаменуемых не набрали ни одного балла по критерию ГК1 (соблюдение орфографических норм), 29 (67%) по критерию ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), 6 (14%) по критерию ГК3 (соблюдение грамматических норм), 4 (9%) по критерию ГК4 ( соблюдение речевых норм). По критерию ФК1 (фактическая точность письменной речи) 41-м (95%) экзаменуемым набрано максимальное количество баллов-2.

При подготовке к написанию сочинения ОГЭ помощником послужил сборник «Методический конструктор по написанию сочинения-рассуждения по русскому языку за курс основного общего образования (ОГЭ- 9 класс)», автором которого является Фиалковская Вероника Петровна

( https://prooge.ru/oge/russkij-yazyk/1225-sbornik-po-napisaniyu-sochineniya-oge-po-russkomu-yazyku-zadanie-9 ).

Неоценимую помощь при подготовке учеников к сдаче ОГЭ мне оказала замечательная коллега Макухина Татьяна Викторовна (https://nsportal.ru/tatyana-viktorovna-makuhina ).

Татьяна Викторовна имеет богатый педагогический опыт. На протяжении многих лет она достойно и результативно готовит своих учеников к ГИА. Все её советы я принимаю с огромной благодарностью! На мой взгляд, получение опыта от мудрых и опытных коллег является необходимым условием профессионального роста молодого педагога.

В новом 2022-2023 учебном году мне вновь предстоит подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку.














5