ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №57
Г. УЛАН-УДЭ ИМЕНИ А. ЦЫДЕНЖАПОВА»
Цель проектной и исследовательской деятельности
Создать условия, при которых учащиеся :
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в
различных группах;
- развивают у себя исследовательские
умения(выявление проблемы, сбор
информации, наблюдения, проведение
эксперимента, анализ, построение гипотез,
обобщение);
- развивают системное мышление.
Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности
- Практически значимые цели и задачи.
- Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности:
- анализ актуальности проводимого исследования;
- целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование, определение последовательности и сроков работ;
- проведение проектных работ;
- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
- представление результатов.
3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Алгоритм разграничения проекта и исследования
Цель деятельности – создание модели или объекта?
Учителю нужно знать:
ДА
НЕТ
проект
исследование
моделирование ситуаций
тренинг
анкетирование,
опрос
интервьюирование
рефлексия
сравнение
сбор и изучение информации
Формы и методы
экспери-
мент
экскурсия
анализ
имитационно-деятельност-
ная игра
проблем-
ная беседа
дизайн-анализ
ролевая игра
«мозговой штурм
Результат проектной деятельности
- материальный – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
- действенный – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
- письменный – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Этапы работы над проектом
- I – погружение в проект;
- II – организация деятельности;
- III - осуществление деятельности;
- IV – презентация проектов.
I . Погружение в проект
Шаги
УУД
Выбор темы.
Проблема проекта
Результат
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Цель проекта
Мотивация ( Почему? Интересно ли это для меня?)
Определяет свои потребности.
Внутренняя позиция ( я могу…, я узнаю)
Формулирование проблемы
Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Обсуждает тему.
Регулятивные
Задачи проекта
Методы и способы
Целеполагание
(Зачем делаем проект?)
Регулятивные
Постановка задач
(Что нужно сделать?)
Регулятивные
Результат
Выбор способов и методов (планирование)
Прогнозирование
Планирование (Как мы это можем сделать?)
Регулятивные
Прогнозирование ( Что получится?)
Цель проекта( одна) Это конечный результат , которого вы хотели бы достичь при завершении проекта
Начинайте со слов:
Создание …
Разработка…
Расширение знаний о…
Исследование …
Учителю нужно знать:
Задачи проекта ( не менее трёх ) Что делать для того , чтобы достичь цели
Начинайте со слов:
Организовать …
Создать ….
Провести …
Найти …
Разработать….
II . Организация деятельности
Шаги
УУД
Организация групп
Распределение амплуа в группах
Результат
Коммуникатив-ные
Планирование работы в группе
по решению задач проекта и
возможных форм презентации результатов
Умение учитывать позицию партнера
Умение выполнять выбранную (порученную) роль
Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
Регулятивные
Определение своего места (роли) в проекте.
Участие в процессе выбора и планирования.
Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.
III . Осуществление деятельности
Шаги
УУД
Поиск информации:
подумать;
спросить у другого человека;
получить информацию из книг;
понаблюдать; посмотреть по телевизору;
провести эксперимент.
Результат
Познавательные
Регулятивные
Анализ информации
Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств.
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Оценка ресурсов.
Познавательные
Умение систематизировать и анализировать информацию.
Коммуникативные
Познавательные
Текущий контроль
Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
Регулятивные
Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты.
Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
При необходимости консультироваться с учителем (экспертом).
Умение вносить коррективы.
IV . Презентация
Шаги
Обобщение
Классификация
Сравнение
УУД
Подготовка презентации
Познавательные
Результат
Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
-классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявлять и обозначать все замеченные парадоксы;
- ранжировать основные идеи исследования;
-вырабатывать суждения и умозаключения;
-делать выводы по результатам исследования;
Коммуникативные
Познавательные
Оценка
Умение подготовить текст выступления;
подготовиться к ответам на вопросы.
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
Регулятивные
Самооценка
Оценка действий
Регулятивные
Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта
Демонстрация видео фильмов
Деловая игра
Диалог историч. и литературных героев
Игра
с залом
Инсценировка события
Научная конференция
Иллюстрация фактов, событий
Виды презентаций проектов
Научный доклад
Экскурсия
Пресс- конференция
Телепередача
Спектакль
Путешествие
Реклама
Ролевая игра
Материалы, которые должны быть подготовлены к защите проекта
1 ) продукт проектной деятельности;
2 ) пояснительная записка о работе над проектом
а) исходный замысел, цели и назначения проекта;
б) краткое описание хода выполнения проекта и полученных
результатов;
в) список использованных источников и ресурсов.
Для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта .
3) приложения (схемы, таблицы, буклеты и т.д.)
3 ) краткий отзыв руководителя ,
а) инициативность и самостоятельность;
б) ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Защита проекта: выступление 3-10 мин
В выступлении обязательно должны быть представлены ответы на следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – её актуальность;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненной работы. Если было проведено исследование, то с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
В конце выступления - самооценка
Я считаю мне удалось достичь цели потому что…
Высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы:
-что получилось, чего не получилось , почему,
- какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше),
- что дала работа над проектом;
- указать ресурсы проекта.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций