СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии в 8 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках химии в 8 классе. Тема: основные классы неорганических соединений

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии в 8 классе»

Рекомендации по организации проектной деятельности на уроках химии в рамках курса 8-го класса по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» [43]. Ко времени изучения этой темы учащиеся должны уже усвоить основные понятия химии, овладеть некоторыми практическими умениями по выполнению химического эксперимента. Они получили первоначальные сведения об оксидах (в теме «Кислород. Горение»), о кислотах и солях (в темах «Водород» и «Растворы. Вода»), поэтому их уже можно включать в проектную деятельность. Именно на уроках учащиеся должны освоить азы этой деятельности, чтобы затем с большим желанием включаться в более сложные проекты.

Последовательность изучения темы «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» может быть следующей:

  1. Оксиды.

  2. Основания.

  3. Кислоты.

  4. Соли.

  5. Заключительный урок.

Начнем с темы «Оксиды». Предлагаем поделить класс на две группы, первая группа будет представлять кислотные оксиды, вторая – основные (амфотерные оксиды изучаются позже). На подготовительном этапе учитель предлагает учащимся выполнить проект по данной теме, рассказывает о предстоящей работе. Вначале нужно определиться с названием проекта, желательно, чтобы учащиеся сами придумали и выбрали название, а для этого учитель сначала сам может предложить интересные варианты (например, «Брат воды»), показать, как можно подойти к этому вопросу, дать своеобразную «затравку». Оптимальное время на осуществление этого этапа 5-7 минут.

На следующем этапе нужно определиться с тем, как учащиеся должны представить свою группу оксидов, по каким признакам охарактеризовать выбранный тип оксидов, какую информацию о них найти. Для этого предлагаем работу с учебником (можно также с привлечением других источников, различных справочников). Учащиеся должны раскрыть понятие кислотных и основных оксидов, их физико-химические свойства и применение. Оформить результаты деятельности на этом этапе можно в виде опорного конспекта.

Время на выполнение этого этапа – 15 минут.

Представление результатов лучше провести в устной форме, по 7-8 минут на каждую группу. От каждой группы может быть по одному рассказчику или несколько, тогда поочередно участники одной команды излагают характеристику «своих» оксидов.

В завершение урока ( 5-7 минут) необходимо подвести итог работы, выяснить, что нового узнали учащиеся, их впечатления от проделанной работы.

Отметим, что на первых порах не стоит нагружать учащихся сложными объёмными заданиями, требующих значительных усилий и ресурсов, чтобы их освоить. Для реализации подобного мини-проекта достаточно использования учебника. Работа должна проходить в умеренном темпе, спешить или медлить не стоит, но помнить об ограничении времени нужно и постараться максимально эффективно его использовать. Для этого необходимо заранее продумать структуру проекта, какие действия и на каком этапе учащимся предстоит выполнить, обеспечить хорошую организацию работы на уроке. Важно также привлечь внимание учащихся к проектной деятельности, показать каким интересным может быть урок, как увлекательно, и главное самостоятельно, можно получать новые знания и делиться ими с одноклассниками.

Для обобщения знаний по классу оснований можно реализовать проект с выполнением лабораторного опыта. В зависимости от того, какой эксперимент учитель предложит выполнить, можно сформулировать и решить разные проблемы: как распознать основание? Какие физико-химические свойства характерны для оснований? Как получить нерастворимое основание? Для этого можно выполнить опыты 14-17, приведенные в учебнике[43].

Опыт 14 посвящен изучению свойств растворимых и нерастворимых оснований. Проблемный вопрос можно поставить так: как определить растворимо основание или нет? Формулировка проблемы, цели, определение названия, формы представления продукта, обсуждение организационных моментов необходимо провести на первом, подготовительном этапе. Сюда же можно включить планирование работы, после чего можно будет перейти к непосредственной практической деятельности.

Далее проходит основной этап, содержащий экспериментальную работу. Учитель предоставляет необходимые материалы и реактивы. Учащиеся знакомятся с основаниями (NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3), рассматривают их, отмечают цвет и агрегатное состояния вещества в каждой пробирке, проверяют растворимость, изменения после добавления нескольких капель фенолфталеина.

Проектный продукт можно оформить в виде презентации. При этом можно организовать работу так, что кто-то из учащихся занят выполнением опытов, кто-то выполнением презентации. Такая форма работы способствует повышению мотивации учеников, взаимообучению, взаимоконтролю и развитию коммуникативных навыков.

На заключительном этапе можно объединить представление проектного продукта (презентация) и рефлексию. Сначала каждая группа презентует свой проект, после чего подводит итог своей работы. Учитель может также составить список вопросов (что нового вы узнали, какую проблему решали, какова ваша роль в ее решение, какав итог проделанной работы и т. д.) и задавать их участникам группы после того, как они представят свой проект . Если организовать работу так, что на первый этап потребуется 10 минут, на второй – 20, то на представление продукта и рефлексию остается 15 минут, то есть оптимально класс разделить на 2 группы.

При изучении класса кислот учащимся можно предложить выполнение проекта «Такие разные кислоты». Им предстоит раскрыть классификацию кислот по определенному признаку (кислородсодержащие и бескислородные кислоты, одноосновные, двухосновные и трехосновные), физические и химические свойства, а также представить характеристику некоторых кислот. Для такой работы желательно помимо учебника привлечь другие источники. Проектный продукт можно представить в виде серии иллюстраций, отражающих сходства и различия кислот, их свойства, отличительные признаки, применение.

В этой теме можно выделить общие вопросы (состав кислот,понятие, классификация, структурные формулы, физические и химические свойства) и вопросы, касающиеся характеристики конкретных кислот (соляная, серная, азотная и т. д.). В связи с эти можно предложить работу в группах по 3-4 человека, и тогда каждая группа будет выполнять определенную часть работы (1-2 вопроса в зависимости от их объема). Результат работы группы представлен в виде иллюстрации, раскрывающей конкретный вопрос, результат работы класса – серия иллюстраций.

Время урока в соответсвии со структурой проекта можно распределить так: по 5-7 минут на подготовительный и заключительный этапы, 20-25 минут на этап реализации, 6-15 минут на представление проектного продукта.

При изучении класса солей можно реализовать проект, цель которого – разработка заданий по теме урока. Разработка заданий способствует усвоению и закреплению знаний по теме, раскрытию творческого потенциала. За основу для создания заданий можно взять различные головоломки со словами (филворды, словА из слОва, составление слов из перечня букв), синквейн, классический кроссворд.

Работу можно организовать следующим образом:

1 этап. Подготовительный. Актуализация знаний, постановка проблемы.

2 этап. Планирование. Определение структуры проекта, формы представления проектного продукта, распределение ролей.

4 этап. Реализация. Выполнение необходимых действий для получения проектного продукта.

3 этап. Представление проектного продукта.

4 этап. Рефлексия. Анализ проделанной работы.

Формы представления проектного продукта могут быть разными. В качестве примера учитель может представить несколько вариантов:

  • Составление филворда

    И

    С

    Н

    И

    Т

    Р

    И

    Л

    С

    У

    Л

    Р

    Б

    Т

    И

    Т

    И

    Ь

    О

    М

    И

    К

    А

    О

    Ф

    И

    Д

    Д

    Д

    И

    Д

    О

    Р

    Н

    И

    О

    С

    Х

    Л

    И

    Р

    Т

    Ф

    Ф

    А

    Т

    Д

    А

    Т

  • «Третий лишний»

a) BaCO3, CaCO3, Na2CO3,

б) KHSO4, Ca(NO3)2, NaH2PO4,

в) Сульфид калия, гидроксид кальция, хлорид натрия,

г) NaOH, K2S, Ca(NO3)2

д) KBr, Mg(OH)Cl, Na2SO4

  • Составление слов из перечня букв

а) Ы Р Н А Т А Ш Ь (тривиальное название хлорида аммония),

б) А А Е Т Н Л З И И Я Ц Й ( взаимодействие кислоты и основания, в результате которого образуется соль и вода),

в) О Б Р Е Л Т Е Л(фамилия ученого, впервые получившего хлорат калия)

г) Т О Ш А П (тривиальное название карбоната калия)

д) М А К Л С У (индикатор, приобретающий синюю окраску в кислой среде).

На заключительном этапе изучения темы предлагаем реализовать проект под названием «Мы из класса…». Предполагаемый тип проекта: практико-ориентированный, творческий, групповой, краткосрочный, внутришкольный. Для начала необходимо разделить класс на четыре группы в соответствии с тем, какой класс веществ они выберут: оксиды, кислоты, основания, соли. Можно это сделать по желанию учащихся или методом жеребьевки. Уже на этом этапе проявляются действия, которые включаются в проект: учащиеся решают проблему распределения по группам.

Каждой группе за определенное время необходимо будет представить выбранный класс соединений: охарактеризовать состав веществ, отразить основные свойства. Необходимо обсудить варианты такого представления. Они могут быть самыми разными: от простого – подготовка устного выступления, до более серьезных творческих разработок, например, электронной презентации (в этом случае должно быть доступно соответствующее оборудование). Учащиеся могут также нарисовать плакат, спеть песню, или даже сыграть сценку, тогда проект приобретает оттенки игры.

По данной теме можно также организовать исследовательские проекты. Например, можно выбрать в качестве объекта исследования растения-индикаторы, и выполнить лабораторные опыты, предлагаемые авторами учебника по данной теме в рамках ученического проекта.

6