СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы ДОУ по формированию лексического компонента речи в соответствии с ФГОС и ФОП ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи педагога по формированию словаря детей

Просмотр содержимого документа
«Организация работы ДОУ по формированию лексического компонента речи в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»

Семинар   «Организация работы ДОУ по формированию лексического компонента речи в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»

Семинар «Организация работы ДОУ по формированию лексического компонента речи в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»

Что же такое словарь или словарный запас?   Слово – это важнейшая единица языка, в котором отражается содержание речи. Слова обозначают предме­ты и явления, их признаки, качества, отношения, свойства и действия с ними. Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек осознанно использует в своей речи. Словарный запас развивается, пополняется и расширяется с возрастом и служит как фундаментальный инструмент для общения, связной речи и приобретения новых знаний. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка.

Что же такое словарь или словарный запас?

  • Слово – это важнейшая единица языка, в котором отражается содержание речи.

Слова обозначают предме­ты и явления, их признаки, качества, отношения, свойства и действия с ними.

  • Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек осознанно использует в своей речи.

Словарный запас развивается, пополняется и расширяется с возрастом и служит как фундаментальный инструмент для общения, связной речи и приобретения новых знаний.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка.

Количественные изменения  в словаре ребенка Возраст Показатели 1 год Активно владеет 10-12 словами 1,5 -2 года 300-400 слов 3 года 1500 слов 4 года 1900 слов 5 лет 2-2,5 тыс. слов 6-7 лет 3,5-4 тыс. слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных.

Количественные изменения в словаре ребенка

Возраст

Показатели

1 год

Активно владеет 10-12 словами

1,5 -2 года

300-400 слов

3 года

1500 слов

4 года

1900 слов

5 лет

2-2,5 тыс. слов

6-7 лет

3,5-4 тыс. слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных.

Качественные характеристики словаря  (понимание значения слова и осознанное его использование) Вид словаря Содержание Активный словарь Слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. Пассивный словарь Слова, которые свободно используются в устной речи и письме Слова, которые ребенок узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Также может употреблять слова при наводящих или вспомогательных вопросах.   В активный словарь входит общеупотребительная лексика. Пассивный словарный запас всегда больше активного.

Качественные характеристики словаря (понимание значения слова и осознанное его использование)

Вид словаря

Содержание

Активный словарь

Слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет.

Пассивный словарь

Слова, которые свободно используются в устной речи и письме

Слова, которые ребенок узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Также может употреблять слова при наводящих или вспомогательных вопросах.  

В активный словарь входит общеупотребительная лексика.

Пассивный словарный запас всегда больше активного.

Задачи по формированию словаря детей Обогащение словаря новыми словами. Закрепление и уточнение новыми словами. Активизация словаря. Устранение из лексики нелитературных слов

Задачи по формированию словаря детей

  • Обогащение словаря новыми словами.
  • Закрепление и уточнение новыми словами.
  • Активизация словаря.
  • Устранение из лексики нелитературных слов
Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста методы накопления содержания детской речи методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым  содержанием , дидактические игры и упражнения.

Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

методы накопления содержания детской речи

методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны

непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием , дидактические игры и упражнения.

Беседа Показ картин с малознакомым содержанием Чтение и рассказывание ( Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?) Речевые лексические игры Составление текста, рассказа и пересказа Приемы по развитию лексического компонента Экскурсии и осмотры (смотреть, трогать, играть, задавать вопросы) Чтение художественной литературы Методика повторений Речевой образец Восприятие объекта+речь педагога+речь ребенка Наблюдение (за животными, деятельностью, рассматривание предметов)

Беседа

Показ картин с малознакомым содержанием

Чтение и рассказывание

( Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?)

Речевые лексические игры

Составление текста, рассказа и пересказа

Приемы по развитию лексического компонента

Экскурсии и осмотры (смотреть, трогать, играть, задавать вопросы)

Чтение художественной литературы

Методика повторений

Речевой образец

Восприятие объекта+речь педагога+речь ребенка

Наблюдение

(за животными, деятельностью, рассматривание предметов)

Направления по усложнению в содержании программы  словарной работы   Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Направления по усложнению в содержании программы словарной работы

Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений

Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Направления по усложнению в содержании программы  словарной работы   1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.  2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.  3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Направления по усложнению в содержании программы словарной работы

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Расширение и обогащение словаря  (активного и пассивного) Номинативный (имена существительные) Правильное, осмысленное употребление слов в речи Обобщение и классификация Словообразование: - суффиксальное (уменьш.-ласкат., увелич. ) приставочное (под, от…) сложные слова Согласование (употребление предлогов, личных местоимений, числительных); Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы); образование названий детёнышей животных и птиц

Расширение и обогащение словаря (активного и пассивного)

Номинативный (имена существительные)

  • Правильное, осмысленное употребление слов в речи
  • Обобщение и классификация
  • Словообразование:

- суффиксальное (уменьш.-ласкат., увелич. )

  • приставочное (под, от…)
  • сложные слова
  • Согласование (употребление предлогов, личных местоимений, числительных);
  • Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы);
  • образование названий детёнышей животных и птиц
 Предикативный и атрибутивный словарь Прилагательные Глаголы Правильное, осмысленное употребление слов в речи Образование и употребление относительных и притяжательных прилагательных Употребление синонимов Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы); Словообразование Правильное, осмысленное употребление слов в речи Согласование в роде, числе и времени Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы); Словообразование однокоренные слова суффиксальное приставочное суффиксальное приставочное

Предикативный и атрибутивный словарь

Прилагательные

Глаголы

  • Правильное, осмысленное употребление слов в речи
  • Образование и употребление относительных и притяжательных прилагательных
  • Употребление синонимов
  • Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы);
  • Словообразование
  • Правильное, осмысленное употребление слов в речи
  • Согласование в роде, числе и времени
  • Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы);
  • Словообразование
  • однокоренные слова
  • суффиксальное
  • приставочное
  • суффиксальное
  • приставочное

трудовая деятельность  бытовая деятельность сюжетно-ролевые игры Словарная работа в разных видах деятельности Словарная работа в разных видах деятельности на всех занятиях по другим разделам программы творческая и художественная деятельность свободная деятельность

трудовая деятельность

бытовая деятельность

сюжетно-ролевые игры

Словарная работа в разных видах деятельности

Словарная работа в разных видах деятельности

на всех занятиях по другим разделам программы

творческая и художественная деятельность

свободная деятельность

Осень Существительные Словообразование и сложные слова Называние Сравнение (синонимы, антонимы) Обобщающие слова Многозначные слова Сравнительные степени Сравнение (синонимы, антонимы) Прилагательные Словообразование и сложные слова Подбор признаков Словоизменение (по лицам, числам, род, спряжение) Словообразование (приставка, суффикс) Подбор действий Сравнение (синонимы, антонимы) Глаголы Другой словарь (местоимения, наречия, числительные) ОН,ОНА,ОНО,ОНИ Как? Когда? Прямой и порядковой счет МОЕ, МОЯ, МОЙ, МОИ Куда? Где

Осень

Существительные

Словообразование и сложные слова

Называние

Сравнение (синонимы, антонимы)

Обобщающие слова

Многозначные слова

Сравнительные степени

Сравнение (синонимы, антонимы)

Прилагательные

Словообразование и сложные слова

Подбор признаков

Словоизменение

(по лицам, числам, род, спряжение)

Словообразование

(приставка, суффикс)

Подбор действий

Сравнение (синонимы, антонимы)

Глаголы

Другой словарь (местоимения, наречия, числительные)

ОН,ОНА,ОНО,ОНИ

Как? Когда?

Прямой и порядковой счет

МОЕ, МОЯ, МОЙ, МОИ

Куда? Где