Семинар «Организация работы ДОУ по формированию лексического компонента речи в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»
Что же такое словарь или словарный запас?
- Слово – это важнейшая единица языка, в котором отражается содержание речи.
Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, отношения, свойства и действия с ними.
- Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек осознанно использует в своей речи.
Словарный запас развивается, пополняется и расширяется с возрастом и служит как фундаментальный инструмент для общения, связной речи и приобретения новых знаний.
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка.
Количественные изменения в словаре ребенка
Возраст
Показатели
1 год
Активно владеет 10-12 словами
1,5 -2 года
300-400 слов
3 года
1500 слов
4 года
1900 слов
5 лет
2-2,5 тыс. слов
6-7 лет
3,5-4 тыс. слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных.
Качественные характеристики словаря (понимание значения слова и осознанное его использование)
Вид словаря
Содержание
Активный словарь
Слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет.
Пассивный словарь
Слова, которые свободно используются в устной речи и письме
Слова, которые ребенок узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Также может употреблять слова при наводящих или вспомогательных вопросах.
В активный словарь входит общеупотребительная лексика.
Пассивный словарный запас всегда больше активного.
Задачи по формированию словаря детей
- Обогащение словаря новыми словами.
- Закрепление и уточнение новыми словами.
- Устранение из лексики нелитературных слов
Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
методы накопления содержания детской речи
методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны
непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря
опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря
рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием , дидактические игры и упражнения.
Беседа
Показ картин с малознакомым содержанием
Чтение и рассказывание
( Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?)
Речевые лексические игры
Составление текста, рассказа и пересказа
Приемы по развитию лексического компонента
Экскурсии и осмотры (смотреть, трогать, играть, задавать вопросы)
Чтение художественной литературы
Методика повторений
Речевой образец
Восприятие объекта+речь педагога+речь ребенка
Наблюдение
(за животными, деятельностью, рассматривание предметов)
Направления по усложнению в содержании программы словарной работы
Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений
Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам
Направления по усложнению в содержании программы словарной работы
1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Расширение и обогащение словаря (активного и пассивного)
Номинативный (имена существительные)
- Правильное, осмысленное употребление слов в речи
- Обобщение и классификация
- Словообразование:
- суффиксальное (уменьш.-ласкат., увелич. )
- приставочное (под, от…)
- сложные слова
- Согласование (употребление предлогов, личных местоимений, числительных);
- Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы);
- образование названий детёнышей животных и птиц
Предикативный и атрибутивный словарь
Прилагательные
Глаголы
- Правильное, осмысленное употребление слов в речи
- Образование и употребление относительных и притяжательных прилагательных
- Употребление синонимов
- Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы);
- Словообразование
- Правильное, осмысленное употребление слов в речи
- Согласование в роде, числе и времени
- Образование и употребление слов с противоположными значениями (антонимы);
- Словообразование
- однокоренные слова
- суффиксальное
- приставочное
- суффиксальное
- приставочное
трудовая деятельность
бытовая деятельность
сюжетно-ролевые игры
Словарная работа в разных видах деятельности
Словарная работа в разных видах деятельности
на всех занятиях по другим разделам программы
творческая и художественная деятельность
свободная деятельность
Осень
Существительные
Словообразование и сложные слова
Называние
Сравнение (синонимы, антонимы)
Обобщающие слова
Многозначные слова
Сравнительные степени
Сравнение (синонимы, антонимы)
Прилагательные
Словообразование и сложные слова
Подбор признаков
Словоизменение
(по лицам, числам, род, спряжение)
Словообразование
(приставка, суффикс)
Подбор действий
Сравнение (синонимы, антонимы)
Глаголы
Другой словарь (местоимения, наречия, числительные)
ОН,ОНА,ОНО,ОНИ
Как? Когда?
Прямой и порядковой счет
МОЕ, МОЯ, МОЙ, МОИ
Куда? Где