Организация работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в начальной школе
Кокарева Екатерина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Школа № 21 г.о. Самара
В работе освещены результаты деятельности организации работы по профилактике ДДТП. Представлены основные направления деятельности. Описаны формы работы, которые использует педагог в своей деятельности.
Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного поведения. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат.
Сегодня дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые. Особенно в период, когда имеет место обучение в школах.
К сожалению, никто из нас не застрахован от несчастья на дорогах, тем более дети, но все же, имея определенные навыки безопасного поведения на улице, можно снизить риск несчастного случая.
На современном этапе ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом вызывает особую тревогу. Аналитические данные по ДДТТ свидетельствуют о росте дорожных происшествий с участием детей, о снижении культуры водителей. Детям опасно быть участниками дорожного движения и в качестве пешеходов, и в качестве пассажиров.
Проблема безопасного поведения на дорогах, на наш взгляд, лежит в сфере нравственного выбора человека. Статистика дорожного травматизма снизится только тогда, когда в каждом человеке будет заложена осознанная потребность ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не нарушать правила дорожного движения. То есть, речь прежде всего должна идти о воспитании ответственного гражданина с активной жизненной позицией, не позволяющей ему нарушать закон самому и позволять это делать окружающим.
В нашей школе работа по профилактике ДДТТ строится именно на таком понимании проблемы.
На протяжении более чем 20 лет в школе проводится комплексная систематическая работа по профилактике ДДТТ, целью которой является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Основывается работа на нормативно-правовом обеспечении, постоянном совершенствовании методической базы и системы управления и контроля, а также мониторинга результатов.
Сформировавшаяся за годы программа работы базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики ДДТТ.
Работа с обучающимися строится с учетом возрастных особенностей детей. Обучение ПДД ведется с применением различных форм (индивидуальная работа, фронтальное или групповое обучение) и методов (словесный, наглядный, практический) работы.
Основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах являются классные часы и внеклассная работа.
В течение учебного года учителями начальных классов организуется самостоятельная игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр, а также конкурсы творческих работ по тематике дорожной безопасности «Дорога и мы».
В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.
Перед каникулами в школе проводятся беседы по ПДД, целью которых является воспитание у обучающихся школы и их родителей ответственного отношения к поведению на дороге в каникулярное время.
Одним из важнейших направлений деятельности школы по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. В школе разработан план работы с родителями по теоретическому и практическому направлениям, имеющий целью поддержать у родителей обучающихся интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Организуя учебно-воспитательный процесс с обучающимися, учителя начальной школы и классные руководители среднего звена совместно с учителем ОБЖ методически обеспечивают и работу с родителями. В своей работе мы применяем следующие основные формы занятий:
проведение тематических бесед;
вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности);
индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Для того чтобы научить, самим тоже нужно учиться. В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в школе систематически проводится методическая работа с педагогами по проведению занятий по правилам дорожного движения. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на научно-методическом совете школы, методическом объединении учителей начальной школы.
В нашей школе разработаны методические рекомендации для учителей по проведению профилактических бесед с младшими школьниками перед каникулами и после них.
Согласно общешкольному плану работы с педагогическим коллективом проводятся:
тематические и организационные педагогические советы;
семинары для учителей начального звена по профилактике ДДТТ.
Одна из форм работы с педагогами – индивидуальные беседы. Методическая помощь оказывается при составлении плана работы в классе по ПДДТТ.
Система работы в школе по профилактике ДДТТ. Одним из показателей эффективности работы в этом направлении является отсутствие дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся школы.
Курс внеурочной деятельности по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей - это программа работы на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Каждое занятие внеурочной деятельности помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. Главная задача - научить детей культуре поведения на дорогах и улицах.
В программу курса входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает обучающимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение конкурсов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди обучающихся других классов. Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети могут реализовать себя, как активные участники дорожной ситуации.
Для лучшего усвоения нового материала используются приемы пространственного моделирования. При помощи конструктора предлагается смоделировать дорогу, переезд.
Разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
В качестве основных форм и методов по формированию безопасного поведения младших школьников предпочтительно выбирать игровые методы и приёмы. Но и без словесных методов нельзя обойтись, так как детям объясняется суть правил и норм, даются рекомендации по поведению.
Важно учитывать принцип наглядности в обучении младших школьников, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеоролики, компьютерные игры и т.д.
Для того чтобы научить ребенка безопасному поведению на улице, необходима также систематическая тренировка движений, внимания ребенка. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице. При этом большое значение имеет личный пример взрослых.
Во время проведения профилактических акций обучающиеся совместно с классными руководителями распространяют листовки, памятки, светоотражающие элементы.
Ребята с интересом принимают участие в творческих конкурсах, конкурсах плакатов и рисунков.
Традиционно в школе проводятся различные тематические мероприятия:
конкурсные программы: Азбука пешехода, Безопасный маршрут;
онлайн олимпиады ( Учи.ру);
театрализованные представления.
Профилактические акции – пользуются большой популярностью среди других наиболее значимых форм самостоятельной и творческой работы детей. К ним ребята готовятся заранее: составляют тексты обращений к водителям листовок, памяток пешеходам пишут письма водителям. Весь материал красочно оформляют, широко используя, возможности компьютерной техники, знания, приобретенные на уроках основ безопасности жизнедеятельности по правилам дорожного движения и знания, полученные на уроках информатики. Мы принимаем участие в городских акциях: "Жизнь важнее скорости", "Письмо водителю", "Безопасный Новый год", "Жизнь без ДТП", "Наша мама водит классно, знает правила прекрасно".
С целью закрепления знаний правил дорожного движения и формирования у обучающихся мотивации безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе, согласно плана, регулярно проводятся профилактические беседы. Для создания благоприятной атмосферы во время беседы с обучающимися, мы всегда стараемся дать разъяснения, если у ребят возникают сомнения. В свободном диалоге учитель-ученик, есть много положительных моментов. Педагог узнает, как данную проблему видит ребенок, может ее скорректировать. Важно отметить, что профилактические беседы мы проводим в системе как плановые, так и ситуационные по необходимости.
Педагогический коллектив нашей школы применяет инновационные методы по профилактике ДДТТ. В школе реализуется проектно-исследовательская работа «Безопасная дорога», практикуются встречи с инспектором ГИБДД, распространяются листовки с социальной рекламой по ПДД, проводится реклама и распространение фликеров среди обучающихся.
Широко используются информационно-коммуникационные технологии: мультимедийные презентации, компьютерные игры по ПДД на дисковых носителях и через интернет, обучение и мониторинг обучающихся по ПДД (интернет-тестирование).
Анализ практической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (за последние годы ДТП с обучающимися школы не происходило) показывает, что в школе ведется значительная работа по пропаганде ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Основываясь на имеющийся положительный опыт работы, школа находится в постоянном поиске новых форм и методов работы по данному направлению.
Инновационный характер деятельности по профилактике ДДТТ в последние два года заключается в расширении возможностей использования электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникативных технологий. Все большее количество педагогов использует при проведении занятий и внеклассных мероприятий по изучению ПДД компьютерные презентации, интерактивные доски, ресурсы сети Интернет. Материал приобретает особую наглядность, и его подача больше нравится детям.
Свою работу мы строим в сетевом взаимодействии с дошкольным учреждение, которое относится к нашей школе.
Информация о деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма отражается на школьном сайте.
Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения в школе имеется методический и иллюстрационный художественный материал.
Для успешной реализации программы по ПДД в школе создана специальная предметная среда:
Оборудованный кабинет по изучению правил дорожного движения;
Тренировочная площадка с разметкой дороги на территории школы для отработки навыков безопасного поведения на дорогах;
Методические материалы, учебные фильмы, видеоинформация о правилах поведения на дороге;
Учебный макет «Безопасный путь в школу»;
Предметная среда для обучения ПДД включает в себя оформленные уголки безопасности.
Свои знания по ПДД дети закрепляют не только на практических занятиях и в играх, но и в творческой деятельности. Детские рисунки, плакаты, макеты не только украшают, но и воспитывают.
В рекреации школы расположены стенды – «Безопасная дорога».
Обогащение знаний и осведомленности обучающихся и родителей в вопросах безопасного поведения на проезжей части за счет увеличения количественных и качественных показателей охвата мероприятиями по профилактике ДДТТ за прошедшие два учебных года может создать существенное подспорье в работе по сохранению здоровья и безопасности школьников.
Школа занимается популяризацией работы по профилактике ДДТТ на всех уровнях (на сайтах сети Интернет, в СМИ, на научно-практических конференциях школьников).
Литература
1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.
2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).
3."Издательство АСТ-ЛТД", 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)
4. Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина.