СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики»

Организация работы

со слабоуспевающими учащимися

на уроках математики


При самой идеальной постановке учебного процесса, некоторые учащиеся могут столкнуться с трудностями, которые при отсутствии своевременной помощи, способны привести к неуспеваемости. Знакомая многим ситуация: неуспевающего ученика заставляют ходить на дополнительные занятия, а ожидаемого результата нет.

Причиной неуспеваемости может оказаться вовсе не лень ученика или недостаточное внимание к нему со стороны учителя на уроке, а недостаточная устойчивость внимания. Другими словами, ребенок не готов усваивать учебный материал в течение 45 минут урока или соизмеримого по длительности дополнительного занятия. Но он справится с работой, если организовать регулярные дополнительные занятия, на которых подача учебного материала будет осуществляться гораздо меньшими порциями.

Это обстоятельство заставляет меня проводить дополнительные виды индивидуальной работы по предупреждению неуспеваемости отдельных учеников. В своих классах (5,7, 9) в начале учебного года выявляю слабо успевающих учащихся. После этого в середине сентября провожу контрольные работы, тесты составляют с таким расчётом, чтобы охватить основные, наиболее важные темы. Затем провожу анализ допущенных каждым учеником ошибок. Суммарный анализ, обстоятельная беседа по содержанию изучаемого материала, проведение работ по индивидуальным заданиям позволяют установить пробелы в знаниях. От этого зависит индивидуальная работа в течение года. Стараюсь определить и причины отставания – длительная болезнь, не желание учиться, результат педагогической запущенности, отсутствие контроля со стороны родителей Определение причины отставания позволяют наметить пути оказания действенной помощи. Ведутся карточки и тетради по учёту пробелов в знаниях учащихся по каждой изучаемой теме. Для каждой темы определяю виды индивидуальных работ.

При изучении нового материала стараюсь установить, кто из учащихся плохо освоил отдельные темы и вношу это в тетрадь учёта. После установления пробелов в знаниях учащихся,- составляю индивидуальные задания по темам, которые будут выполняться с указанием вида работ. Тесты индивидуальных работ выносятся на карточки с указанием правила или формулы, используя которые учащиеся могут достичь положительных результатов при выполнении задания.

Методы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися, которыми я пользуюсь, можно разделить на 2-е группы, те, что используются на уроке и вне урока.

На уроке используются следующие виды индивидуальной работы:

1. Специальные задания, частично или полностью выключающие учащихся из общей самостоятельной работы класса;

2. Относительно однородные пробелы в знаниях дают возможность учителю проводить с ним краткие, временные групповые занятия на уроках в то время, когда класс работает самостоятельно.

3. Во время контрольной работы, периодически отстающим, даются облегчённые задания с меньшим объемом. По мере успехов учитель усложняет работу, доводя до средней трудности.

4. Использование метода предупреждающих опросов. На уроке сообщается слабому учащемуся вопрос, на который он даст ответ на следующем уроке. Цель такого опроса – создать условия, чтобы учащиеся получили положительные оценки.

Таких учащихся нужно глубоко опрашивать, тогда, когда уверен, что он ответит полно.



Внеурочная работа.

1. Дополнительная работа, через выполнение заданий по индивидуальным карточкам (задания даются на дом, работа проверяется в присутствии ученика).

2. Дополнительные занятия во внеурочное время дифференцированного характера по конкретным темам для каждой группы учащихся.

3. Привлечение хорошо успевающих учащихся для проведения консультаций и проверки выполнения домашних заданий у слабоуспевающих.


Последнее время показания медицинских работников постоянно подчёркивают, что большая часть детей заканчивает учебный день с признаками выраженного утомления за счёт информационной нагрузки. Функциональные резервы организма к концу недели у учащихся 5-11 классов снижаются на 20-25%, что приводит к хроническому утомлению и усталости, нежеланию учиться. Задача меня как педагога - построить систему преподавания, формирующую и укрепляющую психическое здоровье учащихся. Основными компонентами системы обучения в данном направлении считаю:

  1. Учёт индивидуальных характеристик каждого ученика.

  2. Дифференциация обучения.

  3. Использование нетрадиционных, игровых форм проведения уроков, их вариативность.

  4. Создание возможностей для проявления творческой активности.

  5. Создание комфортного окружения для учащихся.

  6. Обучение приёмам саморегуляции и использование их на уроках (Физическая разрядка, расслабление).

  7. Учёт особенностей расписания уроков учебного дня, вариативность формы проведения урока в зависимости от его места в расписании.

Использование такой системы направлено на получение успеха учащимся, занятие его интересным делом, комфортное общение с учителем и со сверстниками, что позволяет добиться более высоких результатов обученности учащихся.

Во время занятий не надо применять никаких карательных мер, даже порицания, если ребенок не мог ответить или неправильно ответил. Не должно быть какого-либо давления, ребенок сам должен принимать решение: если он помнит, то отвечает, или ему еще раз надо посмотреть справочные материалы, и он ответит, когда будет готов. Желательно не переносить выполнение задания на следующий день, за исключением случаев явной усталости.

Стараюсь не сильно урезать свободное время ученика, нельзя переутомлять ученика, надо учитывать особенности его внимания.

А где же стимул? А он состоит в том, что если ребенок правильно ответил, то его хвалят, и количество занятий сокращают. Почему нельзя ругать в случае неудач? Во-первых, у ребенка может появиться отвращение к таким занятиям, во-вторых, страх неправильно ответить и расстроить родителей будет мешать сосредоточиться на учебной задаче.

Скажем честно, что у неуспевающих учеников нет привычки заниматься.

Если мы хотим выработать такую привычку у ребенка, то для этого надо создать определенные условия: занятия должны быть регулярными, не вызывать утомления и отрицательных эмоций.

Регулярно проводимые короткие занятия удовлетворяют таким требованиям, поэтому они могут стать привычными, а после появления первых успехов – даже желанными. Привычка, инициатива родителей и минимальные временные потери – все это снимет необходимость принимать волевое решение «наконец сесть заниматься математикой», которое так трудно дается детям. Из своих наблюдений я выяснила, что на этих занятиях надежно работает естественная для детей мотивация: правильно ответил – быстро освободился. Используя такую мотивацию, легко освоить самые скучные части курса математики, предварительно разбив «длинные» темы на небольшие фрагменты.

Привычка быстро выполнять задание, выработанная на коротких занятиях, со временем поможет снять еще одну проблему слабо успевающих учеников – они тратят много времени на домашние уроки, но мало что успевают сделать. Иной ученик, чтобы избежать скучной предстоящей работы, бывает готов ухватиться за любой предлог, каким бы ничтожным и случайным он ни был.

Следует заметить, что у слабых учеников запаздывает развитие логической памяти-мышления, да и натуральная память обычно не очень хорошая. Предложенные занятия поддерживают знания, полученные с помощью натуральной памяти, дети опытным путем учатся выбирать наиболее оптимальный метод организации процесса самообразования, т.е. когда и сколько раз в день заниматься, определить длительность занятий и перерывов.

Известно, что дети, не обладающие хорошими способностями, но много времени проводящие у телевизора, хорошо запоминают содержание часто повторяющихся рекламных роликов (они обычно звучат несколько секунд). Но эти же дети затрудняются передать содержание понравившегося им фильма.

Получается, что дети лучше запоминают не связанные, но часто звучащие короткие тексты, чем связанное содержание фильма. Таким образом, вышеприведенные факты также говорят о пользе проведения коротких ежедневных занятий.

Если занятия проводить регулярно, то за год получится около 200 индивидуальных занятий по 5–10 минут. Индивидуальность и краткость занятий гарантируют активность работы ученика.

А сколько минут активно работает тот же ученик на уроке? Большая часть занятий в школе – это фронтальная работа. Учитель на уроке не имеет возможности уделить каждому ученику по 10 минут и обычно не дает индивидуальных дополнительных домашних заданий, а если и дает – ученик попробует его сделать вместе с другими домашними заданиями. И, как всегда, он его не сделает или сделает небрежно, потому что не успеет, устанет, отвлечется и т.п.

Другое дело, если это задание разбить на 5–10-минутные занятия и выполнить под контролем родителей за несколько дней. Я рекомендую родителям проводить необходимый цикл занятий по плохо усвоенной теме. Таким образом, на коротких занятиях синхронно с учителем можно заранее подготовить ученика к предстоящей контрольной работе.

Если материал, изложенный в учебнике, кажется ребенку сложным, то ему рекомендую подводящие упражнения.

Например, учеников просят произвести сразу несколько операций в уме, причем с новыми абстрактными понятиями. Для преодоления этих трудностей применяю хитрость: сформулируем задание таким образом, чтобы ученики оперировали не малознакомыми абстрактными понятиями, а знакомым из их опыта конкретным материалом.

Выученная беспомощность – это состояние, которое может возникнуть у детей после ряда неудач, например, при решении задач по математике. Ученик рассуждает примерно так: «Зачем что-то делать, если я неспособный и в конечном итоге все равно будут неприятности». Возникает стойкая ассоциация: решение задачи – неприятность. В таком состоянии ученик перестает выполнять даже те задания, на которые способен.

Чтобы избежать отрицательных эмоций, ученик может прогуливать уроки. Это состояние постепенно распространяет свое влияние и на другие предметы. Выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами. Окружающим надо помнить, что приобретение человеком этого состояния во многом зависит от постоянных напоминаний и взысканий, от подчеркивания того факта, что вот большинство, мол, справилось с полученным заданием, а тебе оно не под силу.

Таким образом, ученик нуждается не только в знаниях по математике, но и в психологической помощи, в создании комфортных условий. Учитель связан необходимостью оценивать учеников, поэтому он обычно воспринимается учениками как источник неприятностей.

Исходя из этого, пытаюсь исправить положение, т.е. связываю изучение математики с положительными эмоциями. В таких ситуациях я объясняю ребенку, что человек не должен быть всегда настроен на быстрый успех. Нет таких людей, у которых все всегда получается хорошо. Часто не лишенные способности люди испытывают трудности при изучении какого-либо предмета. Чтобы вывести ребенка из состояния выученной беспомощности, ставлю ему посильные задачи, причем уровень задач такой, чтобы первые положительные результаты были достигнуты за достаточно короткое время.

Кроме этих основных правил существуют ещё и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не всё могут освоить. Не убивай оценками в них человека.

Подводя итог, выделю основные этапы работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики:

1. Создание положительного эмоционального опыта занятий – самая важная задача.

2. Выработка привычки регулярно заниматься (сначала в облегченных условиях).

3. Запоминание элементарных положений, правил, постепенный переход к повторению все более сложных правил.

4. Подготовка ребенка к более длительным занятиям (урок, курсы), т.е. научить детей учиться.









Приложение 1


Правила работы со слабоуспевающими учащимися

  1. Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.

  2. Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.

  3. Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.

  4. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.

  5. Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.

  6. Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.

  7. Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.

  8. Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.

  9. Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.

  10. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).



Приложение 2


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.


  1. При опросе слабоуспевающих учащихся:

  • больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа

  • выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ

  • чаще задавать вопросы при фронтальных беседах

  • опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.


  1. Объяснение нового материала:

  • применять специальные приемы для поддержания внимания

  • четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим

  • выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители

  • разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации

  • повышать интерес учащихся к теме

  • предупреждать утомление учащихся.

3. Организация самостоятельной работы:

  • задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций

  • поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.


  1. При сообщении домашнего задания:

  • найти конкретный параграф учебника

  • ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…

  • предложить задать вопросы

  • дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении

  • учитывать дозировку домашнего задания /уровень репродуктивный/.


  1. Применение разноуровневых контрольных работ.

  2. Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.

  3. Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.

  4. Ведение тетрадей систематического учета знаний.