СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть полезен студентам, обучающимся в педагогических училищ и университетов

Просмотр содержимого документа
«Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ  Введение в научно – исследовательскую работу  Подготовила: Рыбкина С. Г .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Введение в научно – исследовательскую работу

Подготовила: Рыбкина С. Г .

Актуальность исследования . Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Она должна соответствовать реализации всех компонентов образования, развития и воспитания детей, соответствовать требованиям ФГОС. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе в дальнейшем.
  • Актуальность исследования . Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Она должна соответствовать реализации всех компонентов образования, развития и воспитания детей, соответствовать требованиям ФГОС. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе в дальнейшем.
Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении, на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада, занимались такие ученые как Ю.С.Мануйлов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова Л.П.Стрелкова, и др. На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.
  • Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении, на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада, занимались такие ученые как Ю.С.Мануйлов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова Л.П.Стрелкова, и др. На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.
Под развивающей предметно – пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
  • Под развивающей предметно – пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Проблема развития детей дошкольного возраста — одна из актуальных. Очень важно в развитие ребенка создать условия для активной деятельности получения знаний об окружающем мире, о труде и жизни людей. Необходимо побуждать будущего члена общества к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, накапливанию социального опыта. Грамотная организация развивающей предметно – пространственной среды делает дошкольника более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях, помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, способствует творческому подходу ребенка в своей повседневной специально – организованной или самостоятельной деятельности .
  • Проблема развития детей дошкольного возраста — одна из актуальных. Очень важно в развитие ребенка создать условия для активной деятельности получения знаний об окружающем мире, о труде и жизни людей. Необходимо побуждать будущего члена общества к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, накапливанию социального опыта. Грамотная организация развивающей предметно – пространственной среды делает дошкольника более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях, помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, способствует творческому подходу ребенка в своей повседневной специально – организованной или самостоятельной деятельности .
Работая над изучением состояния предметно-развивающей среды в современном детском саду, можно сделать вывод об ее однообразии и ограниченности содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении окружающей действительности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников. Оснащение групповых комнат зачастую не соответствуют современным требованиям для расширения игровой деятельности, экспериментирования, занимательный материал для интеллектуального и творческого развития представлен в недостаточном разнообразии и количестве.
  • Работая над изучением состояния предметно-развивающей среды в современном детском саду, можно сделать вывод об ее однообразии и ограниченности содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении окружающей действительности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников. Оснащение групповых комнат зачастую не соответствуют современным требованиям для расширения игровой деятельности, экспериментирования, занимательный материал для интеллектуального и творческого развития представлен в недостаточном разнообразии и количестве.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Объект исследования : развитие дошкольника. Предмет исследования : особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития дошкольника. Цель исследования : изучить особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для развитии дошкольника .
  • Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
  • Объект исследования : развитие дошкольника.
  • Предмет исследования : особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития дошкольника.
  • Цель исследования : изучить особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для развитии дошкольника .
В соответствии с целью, объектом и предметом  задачами исследования  являются: 1. Проанализировать теоретические подходы в отечественной и зарубежной психологии по вопросам изучения особенностей развития дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов. 2. Изучить специфику понятия «развивающая предметно-пространственная среда» в ДОУ. 3. Определить особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для повышения уровня развитии дошкольника. 4. Исследовать практически организацию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО в качестве фактора развития дошкольников.
  • В соответствии с целью, объектом и предметом  задачами исследования  являются:
  • 1. Проанализировать теоретические подходы в отечественной и зарубежной психологии по вопросам изучения особенностей развития дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов.
  • 2. Изучить специфику понятия «развивающая предметно-пространственная среда» в ДОУ.
  • 3. Определить особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для повышения уровня развитии дошкольника.
  • 4. Исследовать практически организацию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО в качестве фактора развития дошкольников.
Гипотеза исследования : мы предполагаем, что организованная в соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающей предметно-пространственной среды будет способствовать более результативному развитию дошкольников .
  • Гипотеза исследования : мы предполагаем, что организованная в соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающей предметно-пространственной среды будет способствовать более результативному развитию дошкольников .

Методологической основой исследования  теории А.К. Бондаренко, Т.Н. Дороновой, Л.М.Клариной, В.И.Логиновой, С.Л.Новоселовой, Л.А.Парамоновой о построении развивающей предметно-пространственной среды и влияние ее на развитие дошкольников. Методы исследования : сравнительный метод, наблюдение, беседу, анкетирование, качественный и количественный анализ полученного фактического материала. Методики исследования:  Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды (Авторы: Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович), анкета для педагогов.
  • Методологической основой исследования  теории А.К. Бондаренко, Т.Н. Дороновой, Л.М.Клариной, В.И.Логиновой, С.Л.Новоселовой, Л.А.Парамоновой о построении развивающей предметно-пространственной среды и влияние ее на развитие дошкольников.
  • Методы исследования : сравнительный метод, наблюдение, беседу, анкетирование, качественный и количественный анализ полученного фактического материала.
  • Методики исследования:  Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды (Авторы: Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович), анкета для педагогов.
Экспериментальная база:  базой исследования явилась МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №77» г. Курск. Практическая значимость исследования  данной работы заключается в том, что результаты исследования могут представлять интерес для работников дошкольных учреждений. Структура курсовой работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
  • Экспериментальная база:  базой исследования явилась МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №77» г. Курск.
  • Практическая значимость исследования  данной работы заключается в том, что результаты исследования могут представлять интерес для работников дошкольных учреждений.
  • Структура курсовой работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.