Просмотр содержимого документа
«Организация развивающей предметно - пространственной среды для обучающихся с нарушением зрения»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
- ФГОС для обучающихся с ОВЗ
- СанПиН «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ»
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- безопасной
- доступной
- содержательно-насыщенной
- полифункциональной
- трансформируемой
- вариативной
Безопасность среды предполагает:
- определённое наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие порогов и выступающих углов, отсутствие препятствий в коридорах)
Безопасность среды предполагает:
- оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых и слабовидящих специальными зрительными, слуховыми и осязательными ориентирами
Безопасность среды предполагает:
- мебель, игровое оборудование, игрушки, пособия должны быть безвредными для здоровья
Доступность среды предполагает:
- Доступность для обучающихся всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Уровень освещённости.
Для детей с высокой степенью миопии и дальнозоркости – 1000 лк.
Для детей с поражением сетчатки и зрительного нерва – 1000 – 1500 лк.
Для детей со светобоязнью – не более 500 лк.
Доступность среды предполагает:
- обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещённой в образовательной организации для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми и слабовидящими обучающимися.
Доступность среды предполагает:
- Использование тифлотехнических средств
Насыщенность среды предполагает:
- наличие учебных кабинетов – классов, кабинетов для коррекционных занятий, спален, актового зала, библиотеки, компьютерного класса, спортивного зала, помещений для питания, медицинского назначения, гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, участка (территории) с необходимым набором оснащенных зон.
Насыщенность среды предполагает:
- наличие учебно – методического комплекса кабинета и технических средств обучения.
Содержание учебно – методического комплекса:
1. Поурочное планирование, разработки уроков (занятий)и материалы к ним, дидактические материалы.
2. Методическая и справочная литература для учителя, литература для учеников
3. Наглядные пособия
Технические средства обучения:
Компьютер, проекционная техника, принтер, сканер, телевизор, интерактивная доска
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
- от образовательной ситуации
- от меняющихся интересов детей
- от возможностей детей
Полифункциональность предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (маты, мягкие модули и т.д)
Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств
- периодическая сменяемость наглядного материала
Предложения по организации предметно – пространственной среды нашей школы:
1) Составить план мероприятий по созданию предметно – пространственной среды школы (коридоры, территория школы) по дальнейшему её оснащению.
2) Педагогам составить план по созданию предметно – пространственной среды своих кабинетов (отразить его в паспорте кабинета).
3) Необходимо восстановить кабинет птиц и животных, так как это ценнейший материал для развития наших детей.
4) Необходимо создать и оборудовать кабинет СБО.
5) Реализовать проект парка.
6) Разработать проекты: по детской площадке, по организации коррекционно – развивающей среды «Искусство для всех» для участия в грантовых конкурсах.