Деятельность тьютора в образовательном процессе в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС, ПООП и концепциями преподавания учебных общественно-научных предметов
Таблицу профессиональных действий педагогических позиций «тьютор» и «учитель».
Характеристика профессиональной деятельности | Позиция «Учитель» | Позиция «Тьютор» |
Цель деятельности | Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире. | Тьютор – кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как "ребрендинг" (изменения), "коучинг" (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом. |
Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире. | В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам. |
Роль деятельности | Учитель– кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока. | В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России – в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс. |
| Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача – поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем. - |
Результат деятельности | Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность "тьютор" не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру тьюторского сопровождения образовательной деятельности. | Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор - не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу. |
Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс. | В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам. |
Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их в учебный процесс образовательных учреждений требовало перестройку не только профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, но, в первую очередь, процесса повышения квалификации уже работающего педагога. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме этого необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.
Введение ФГОС НОО сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
С внедрением новых ФГОС меняется деятельность учителей начальных классов.
Главной целью учителя на уроке стала организация деятельности обучающихся:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи;
включение учащихся в информационно-образовательную среду.
Многих из педагогов трудовая деятельность приводит к эмоциональному выгоранию и как следствие от него развивается: хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и повышенная ранимость - снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол. Это был первый шаг на пути подготовки учителей к внедрению ФГОС.
Второй шаг- это прохождения курсов повышения квалификации по новым ФГОС. В целом, значительная часть учителей начальных классов недостаточно осознаёт, что информационно-образовательная среда школы является одним из основных условий реализации ООПНОО. Эффективность педагогической деятельности и уровень подготовки учителей не определяется только количеством часов программ повышения квалификации в условиях ФГОС. Необходимо изменить обучения педагогов, использовать инновационные технологии, направленные на достижение новых результатов.
Третьим шагом для овладения педагогами всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов стала организация тьюторского сопровождения учителей начальной школы. Возник главный вопрос, кто должен быть тьютором в школе, творческий учитель, председатель МО или заместитель директора.
Тьютор — это тот, кто
сопровождает процесс индивидуализации
создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;
инициирует процессы мотивации педагогов;
индивидуализирует процесс повышения квалификации;
осуществляет мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;
Проанализировав всю деятельность учителей начальной школы за последние годы, решение возникло сразу. Это должен быть человек, который хорошо знает все достижения и возможности учителей, их потенциал и недоработки. Таким человеком являлся заместитель директора по УВР в начальной школе.
Каждый учитель (как и каждый ученик)- индивидуален. Поэтому на момент введения ФГОС каждый педагог оказался на индивидуальном уровне готовности.
Предлагаемое нами тьюторское сопровождение предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей и строится на сочетании принципов:
ориентация на достижение "зоны ближайшего развития" каждого педагога;
сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога;
использование методов стимулирования их творческого роста;
непрерывность и преемственность методической деятельности (т.е. внедрение новых форм и сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работ
Основными функциями тьютора являются:
Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.
Проектировочная функция (тьютор-методист, тьютор-член команды разработчиков):
разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);
разработка содержания, включая учебные материалы (курсы),элементы рефлексии и мотивации;
разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и
вариантов маршрутов;
разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.),
информационно-методических материалов, обеспечивающих
образовательный процесс;
Организационно-мотивационная функция (тьютор-координатор, тьютор-администратор):
стимулирующей учебный процесс
осуществлении социальных контактов между педагогами;
организация решения административных и технических вопросов,
возникающих у педагогов
образовательных событий;
Информационно-консультационная функция (тьютор-навигатор, тьютор-
предметный консультант, тьютор-консультант по развитию, тьютор-социальный продюсер):
ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;
консультирование и поддержка педагогов, помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;
оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний
и практических навыков, указание способов трансформации их в профессиональную деятельность;
Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):
наблюдение и фиксация личностных данных, способностей педагогов, их планов и намерений, интересов, склонностей,
мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному
самоопределению;
Рефлексивная функция:
умений.
Этапы тьюторского сопровождения педагогов:
Самоанализ учителей (первичный)
Анкетирования учителей по теме: « Готовность к ФГОС»
Прохождение учителями курсов: « ФГОС. Содержание. Технологии реализации» на базе ИМЦ района, АППО.
Создание творческих групп учителей
Написание индивидуальных образовательных программ, маршрутов учителей
Рефлексия (коррекция профессиональной деятельности через самоанализ)
Принципы тьюторского сопровождения учителей
Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов педагогов.
Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Девиз тьютора-это
открытость: сотрудничество и помощь всем, кто в ней нуждается;
успешность: хочешь знать больше - используй все возможности ;
уникальность: каждый может найти свой путь к вершинам профессионального мастерства. (ИОП)
Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации
Тьютор включает учителей в разные виды деятельности проектную, исследовательскую, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования.
При этом тьютор помогает педагогам в развитии потребности и осознании необходимости изменения своей деятельности и построении новой, в организации поэтапного построения педагогами новой деятельности, в организации ее анализа и рефлексии.
В деятельности педагогов тьютор помогает им анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания педагогами своих достижений, осознания своих проблем, формулировки задач и корректировки своих действий.
Работа организуется в виде информационных семинаров, курсов
повышения квалификации, долгосрочных, проектных, проблемных семинаров,
творческих групп по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по введению ФГОС, в рамках которых переводиться
деятельность учителей начальных классов из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.
Всё это формирует образовательную среду, которая создает условия педагогам для совершенствования профессионального мастерства и развития их творческого потенциала, внедрения нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями и в конечном счете повышения эффективности и качества педагогического процесса. Обучение педагогов обладает наибольшей эффективностью, если ведущая роль в выборе содержания, форм, способов обучения принадлежит самому учителю. Учитель, проектируя свое дальнейшее саморазвитие опирается на проблемы и противоречия, выявленные в ходе самоанализа.
Для построения педагогами собственного профессионального образования тьютор помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные программы, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам его профессиональное позиционирование.
Результатом написания ИОП ( индивидуальной образовательной программы) можно считать следующее:
положительный психологический климат в педагогическом коллективе;
рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
способность и готовность педагогов к профессиональному саморазвитию;
владение педагогами современными образовательными технологиями и методиками;
рост профессиональной компетентности педагогов,
наличие положительной динамики результатов образовательного процесса.
Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса
Алгоритм создания тьютором педагогического ресурса педагога.
«ХОЧУ» - создание информационно-образовательной среды для учителя
«МОГУ»- написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
«ЗНАЮ»- курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
«УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
«ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя
Благодаря тьторству имеются положительные результаты: