СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация творческой деятельности на уроках чтения

Просмотр содержимого документа
«Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся»

Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся

Уроки развития речи - это уроки творчестваНа них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:

- изложения (подробные и сжатые, полные и выборочные, изложения с творческими заданиями, изложения с элементами сочинения и т.д.);

- сочинения, которые необходимо планировать в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе (от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи);

- работа по развитию речи на основе иллюстративного материалаРечевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от учителя и ученика требуется немалая доля творчества.

Более подробно скажем о следующих видах творческих работ:

1. творческий пересказ, творческое изложение - вид устного или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.

Возможные творческие изменения и дополнения:

- изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола для пересказа от лица одного из персонажей);

- продолжение сюжета, продолжение судьбы героя;

- развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.;

- перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация) или составление киносценария;

- составление рассказа по аналогии с прочитанным.

2. Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ученикам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе:

- Представьте, что вы тоже на воскресной прогулке. Переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку. Подумайте: какие подробности следует опустить; о чем рассказать полнее; как лучше озаглавить сочинение.

Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.

3. Творческий диктант – вид упражнения по развитию самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии.

Под названием творческий диктант подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться, как в исходной, так и в заданной форме.

Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены.

Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом. Он служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию.

Особенно эффективны, на наш взгляд, творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине 

В заключение следует отметить, изучив проблему развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы по развитию речи, мы можем сказать, что наиболее эффективным в формировании творчества является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие познавательных процессов и творческой активности.

При проведении уроков развития речи следует опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой. Особую актуальность в данной работе приобретает принцип индивидуального подхода к обучающимся, обеспечивающий условия для развития их индивидуальных задатков, интересов и творческих способностей.

В целях развития творческих способностей при обучении русскому языку и литературе необходимо соблюдать и такое условие - создание на уроке атмосферы творчества и сотрудничества. Каждый учитель знает, как для успеха необходимо обоюдное понимание “учитель-ученик”, “ученик-учитель”.

Чтобы вникнуть во внутренний мир каждого ученика, раскрыть его способности, развить желание и умение учиться, помочь ощутить радость познания, необходимо самому педагогу быть в постоянном поиске, учиться у других, совершенствоваться.