СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разрабока поможет педагогам в организации и проведении двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Организация двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе»

Организация двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе.

Цель: Помочь педагогам в организации и проведении двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.


В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно от чего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его. Рекомендации признаны оказать педагогу посильную помощь в организации двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Это могут быть занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др. Некоторые из предлагаемых ниже упражнений, заданий и игр допустимо использовать на разных видах занятий, так как по своим целям они носят многофункциональный характер

Предлагаемые нетрадиционные формы работы наряду с решением этих задач служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных целей. Среди последних следует особо выделить:

  • развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребёнка, формирование которых осуществляется на данном занятии;

  • обогащение творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения;

  • создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

  • культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.

Таким образом, в рекомендациях реализуются ключевые установки. К таким формам относятся: физкультминутки; упражнения по развитию мелких мышц руки; мимики; элементы психогимнастики. В них раскрывается содержание двигательно-оздоровительных моментов, имеющих место в перерывах между занятиями. На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются так называемые физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (развитие речи, математике, ознакомлению с окружающим и т.п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей спины.

2.Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на дошкольных занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчёркивалось психологами, педагогами, физиологами, медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.п. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук дошкольника будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Исходя из этого, предлагаются следующие упражнения и задачи. Добавляем лишь одно. Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал посредством движений собственных рук те или иные образы, но и еще и эмоционально вживался в них. Эти упражнения можно использовать практически на всех занятиях и в разных дошкольных группах. При этом будут достигаться цели активизации и развития творческого потенциала дошкольника, обогащения его эмоциональной сферы, психофизической релаксации.

Средняя группа: «Мытье рук», Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку», «Пальчики здороваются» и т.п.. Старшая и подготовительная к школе группы: «Встреча друзей», «Угадай, что нарисовано», «Цветы», и т.п..

3. Задание на развитие мимики и артикуляции. К сожалению, в традиционной практике занятий в дошкольных учреждениях им уделяется более чем скромное место. В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту отводится существенная роль (пение, театрализация и т.п.), дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями; их лица эмоционально невыразительные, зачастую словно застывшие. Ниже приводятся задания, направленные на развитие детской мимики на занятиях музыкаль-театрального цикла, а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Также эти задания можно использовать вне занятий - в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам. «Курочка и цыплята», «Облака», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Слоники».

4.Элементы психогимнастики.

Предлагаемые психогимнастические упражнения и игры призваны решать целый комплекс задач. Среди них необходимо выделить следующие:

  • развитие воображения, которое обеспечивает не только создание новых образов, но и специфическое вхождение ребёнка в эти образы, а через них – и в целостное психосоматическое состояние, способствующее успешному решению на занятиях тех или иных задач;

  • психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности;

  • гармонизация отношений с другими людьми (детьми и взрослыми)

  • воспитание способности к самопознанию и самосозиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе и т. д.

«Преодоление трудностей», «Я – доктор 2000 года», «Кто знает больше добрых слов» и т.п. Таким образом, есть различные формы организации двигательной активности детей. Перечисленные выше можно использовать на всех видах занятий, вне занятий, включать в программу занятий. Данные формы имеют большой спектр задач воспитания, обучения и развития в сравнении с традиционными физкультминутками.










Приложение

Задание на развитие мимики и артикуляции.

«Курочка и цыплята» (мимическая гимнастика)

Цель: развитие воображения, способности к сопережива­нию (эмпатии), выразительности движений всего тела.

Пошла курочка гулять,

Сочной травки пощипать.

(Изображение степенной походки мамы-курочки: и. п.— руки слегка раздвинуты в стороны и отведены назад. Наклоны впе­ред всем телом, ноги прямые, сосредоточенный взгляд— ими­тация пощипывания травки клювом.)


А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

(Легкий бег на носочках, руки-крылья слегка-раздвинуты в стороны и назад, выражение любопытства на лице, шея вытя­нута, глаза и рот широко раскрыты.)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите».

(Сосредоточенное выражение на лице мамы-курочки: брови сдвинуты, губы округлые, глаза прищурены; указующий жест пальцем. Курочка показывает, как искать зернышки: имитация разгребания почвы движениями ноги, наклоны головы вперед.)


Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Туловище наклонено вперед, шея вытянута, внимательный взгляд, движения головой вниз-вверх — цыплята клюют насеко­мых и набирают в клюв воду. Изображение глотания воды: голова опрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, плечи опу­щены, выражение удовольствия на расслабленном лице.)


«Облака» (мимическая гимнастика )

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением вни­мания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.)

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку Махал я вслед рукой.

(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.)

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб смор­щен, брови немного сдвинуты.)

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвину­ты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.)

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!»

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.


МИМИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

«Спать хочется» (средняя и старшая группы)

В положении сидя на стуле — дети зевают, глаза по­степенно закрываются (веки тяжелые), брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.

«Вкусное варенье» (средняя и старшая группы)

Движения языком по верхней губе. Губы и нижняя че­люсть неподвижны.

«Почистим зубы» (средняя и старшая группы) Движения языком по внутренней стороне верхних зубов. Рот открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны.

«Дудочка играет» (средняя группа)

Имитация играющей дудочки — губы вытянуты вперед.


Элементы психогимнастики.


«Я — доктор 2000 года»

Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции работы функциональных систем организма. Она может проводиться в подготовительной группе на любых занятиях и вне их.

Каждый ребенок входит в образ доктора — целителя будущего, которому все подвластно. Доктор лечит пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает органам:

  • Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

  • Кровь, будь чистая, здоровая, промой все сосуды организма.

  • Животик, будь мягкий, кишечник мой, работай точ­но и в нужное время.

Далее дети садятся в позу факира, расслабляются; перед ними бокалы с теплой кипяченой водой. Они делают пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе ребята медленно и протяжно произносят: «а-у-м»).

Продолжая делать пассы, они говорят:

— Водичка чистая, здоровая — я никогда не буду болеть, Я всегда буду веселым, милым, красивым.

Этой «заряженной» водой дети затем полощут горло. Страдающие аллергическими заболеваниями могут салфеткой, смоченной в этой воде, протирать участки проявления аллергических реакций (отеки, воспаления, кожные высыпания и др.). Постепенно температуру воды можно понижать, что будет способствовать эффективному закаливанию.

«Кто знает больше добрых слов?»

Данное задание может быть предложено ребятам на заня­тиях по развитию речи (начиная со средней группы). На фоне обогащения словарного запаса в игре формируется доброже­лательное отношение сверстников друг к другу.

Выбирается ребенок, пользующийся авторитетом в груп­пе. Другим детям предлагается перечислить все его положи­тельные качества (милый, добрый, нежный, чудесный, пре­красный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и др.). В ходе игры выбирается и ребенок, не пользующийся авторитетом у детей. Воспитатель предлагает им помечтать, каким хорошим вырастет этот малыш. Под влиянием положительных эмоций, возникающих при оценке качеств первого ребенка, дети позитивно оценивают будущее второго. В результате у второго ребенка возникает стремление соответствовать этим оценкам.