Организация двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе.
Цель: Помочь педагогам в организации и проведении двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется
Неизвестно от чего.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.
Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его. Рекомендации признаны оказать педагогу посильную помощь в организации двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Это могут быть занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др. Некоторые из предлагаемых ниже упражнений, заданий и игр допустимо использовать на разных видах занятий, так как по своим целям они носят многофункциональный характер
Предлагаемые нетрадиционные формы работы наряду с решением этих задач служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных целей. Среди последних следует особо выделить:
развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребёнка, формирование которых осуществляется на данном занятии;
обогащение творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения;
создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.
Таким образом, в рекомендациях реализуются ключевые установки. К таким формам относятся: физкультминутки; упражнения по развитию мелких мышц руки; мимики; элементы психогимнастики. В них раскрывается содержание двигательно-оздоровительных моментов, имеющих место в перерывах между занятиями. На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются так называемые физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (развитие речи, математике, ознакомлению с окружающим и т.п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей спины.
2.Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на дошкольных занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчёркивалось психологами, педагогами, физиологами, медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.п. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук дошкольника будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Исходя из этого, предлагаются следующие упражнения и задачи. Добавляем лишь одно. Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал посредством движений собственных рук те или иные образы, но и еще и эмоционально вживался в них. Эти упражнения можно использовать практически на всех занятиях и в разных дошкольных группах. При этом будут достигаться цели активизации и развития творческого потенциала дошкольника, обогащения его эмоциональной сферы, психофизической релаксации.
Средняя группа: «Мытье рук», Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку», «Пальчики здороваются» и т.п.. Старшая и подготовительная к школе группы: «Встреча друзей», «Угадай, что нарисовано», «Цветы», и т.п..
3. Задание на развитие мимики и артикуляции. К сожалению, в традиционной практике занятий в дошкольных учреждениях им уделяется более чем скромное место. В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту отводится существенная роль (пение, театрализация и т.п.), дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями; их лица эмоционально невыразительные, зачастую словно застывшие. Ниже приводятся задания, направленные на развитие детской мимики на занятиях музыкаль-театрального цикла, а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Также эти задания можно использовать вне занятий - в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам. «Курочка и цыплята», «Облака», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Слоники».
4.Элементы психогимнастики.
Предлагаемые психогимнастические упражнения и игры призваны решать целый комплекс задач. Среди них необходимо выделить следующие:
развитие воображения, которое обеспечивает не только создание новых образов, но и специфическое вхождение ребёнка в эти образы, а через них – и в целостное психосоматическое состояние, способствующее успешному решению на занятиях тех или иных задач;
психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности;
гармонизация отношений с другими людьми (детьми и взрослыми)
воспитание способности к самопознанию и самосозиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе и т. д.
«Преодоление трудностей», «Я – доктор 2000 года», «Кто знает больше добрых слов» и т.п. Таким образом, есть различные формы организации двигательной активности детей. Перечисленные выше можно использовать на всех видах занятий, вне занятий, включать в программу занятий. Данные формы имеют большой спектр задач воспитания, обучения и развития в сравнении с традиционными физкультминутками.
Приложение
Задание на развитие мимики и артикуляции.
«Курочка и цыплята» (мимическая гимнастика)
Цель: развитие воображения, способности к сопереживанию (эмпатии), выразительности движений всего тела.
Пошла курочка гулять,
Сочной травки пощипать.
(Изображение степенной походки мамы-курочки: и. п.— руки слегка раздвинуты в стороны и отведены назад. Наклоны вперед всем телом, ноги прямые, сосредоточенный взгляд— имитация пощипывания травки клювом.)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
(Легкий бег на носочках, руки-крылья слегка-раздвинуты в стороны и назад, выражение любопытства на лице, шея вытянута, глаза и рот широко раскрыты.)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите».
(Сосредоточенное выражение на лице мамы-курочки: брови сдвинуты, губы округлые, глаза прищурены; указующий жест пальцем. Курочка показывает, как искать зернышки: имитация разгребания почвы движениями ноги, наклоны головы вперед.)
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Туловище наклонено вперед, шея вытянута, внимательный взгляд, движения головой вниз-вверх — цыплята клюют насекомых и набирают в клюв воду. Изображение глотания воды: голова опрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, плечи опущены, выражение удовольствия на расслабленном лице.)
«Облака» (мимическая гимнастика )
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.)
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку Махал я вслед рукой.
(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.)
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.)
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.)
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
«Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький,
Летим, летим со мной!»
(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
МИМИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
«Спать хочется» (средняя и старшая группы)
В положении сидя на стуле — дети зевают, глаза постепенно закрываются (веки тяжелые), брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.
«Вкусное варенье» (средняя и старшая группы)
Движения языком по верхней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Почистим зубы» (средняя и старшая группы) Движения языком по внутренней стороне верхних зубов. Рот открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны.
«Дудочка играет» (средняя группа)
Имитация играющей дудочки — губы вытянуты вперед.
Элементы психогимнастики.
«Я — доктор 2000 года»
Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции работы функциональных систем организма. Она может проводиться в подготовительной группе на любых занятиях и вне их.
Каждый ребенок входит в образ доктора — целителя будущего, которому все подвластно. Доктор лечит пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает органам:
Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.
Кровь, будь чистая, здоровая, промой все сосуды организма.
Животик, будь мягкий, кишечник мой, работай точно и в нужное время.
Далее дети садятся в позу факира, расслабляются; перед ними бокалы с теплой кипяченой водой. Они делают пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе ребята медленно и протяжно произносят: «а-у-м»).
Продолжая делать пассы, они говорят:
— Водичка чистая, здоровая — я никогда не буду болеть, Я всегда буду веселым, милым, красивым.
Этой «заряженной» водой дети затем полощут горло. Страдающие аллергическими заболеваниями могут салфеткой, смоченной в этой воде, протирать участки проявления аллергических реакций (отеки, воспаления, кожные высыпания и др.). Постепенно температуру воды можно понижать, что будет способствовать эффективному закаливанию.
«Кто знает больше добрых слов?»
Данное задание может быть предложено ребятам на занятиях по развитию речи (начиная со средней группы). На фоне обогащения словарного запаса в игре формируется доброжелательное отношение сверстников друг к другу.
Выбирается ребенок, пользующийся авторитетом в группе. Другим детям предлагается перечислить все его положительные качества (милый, добрый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и др.). В ходе игры выбирается и ребенок, не пользующийся авторитетом у детей. Воспитатель предлагает им помечтать, каким хорошим вырастет этот малыш. Под влиянием положительных эмоций, возникающих при оценке качеств первого ребенка, дети позитивно оценивают будущее второго. В результате у второго ребенка возникает стремление соответствовать этим оценкам.