Колледж управления и сервиса «Стиль»
Педагог-психолог Кондратьева С.А.
Ориентиры профилактитической работы
Новый подход
- первичная профилактика употребления ПАВ носит позитивную направленность
- предполагает парадигму снижения спроса
- ориентирована, прежде всего , на интактную (не употребляющую психоактивных веществ) целевую группу подростков и молодежи
- Профилактические мероприятия позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ , акцент переносится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе.
Принципы позитивной профилактики
- развитие культуры здорового и безопасного
образа жизни
- формирование социально значимых ресурсов личности, включающих систему базовых ценностей – созидания, творчества, ду-ховного и нравственного совершенствования человека.
Nota bene!
Исследователями установлено, что формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый
образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления ПАВ.
Плюс усиление контроля
Также профилактическая деятельность ориентирована и на усиление и ужесточение мер контроля за распространением психоактивных веществ в учреждениях образования.
Цели и задачи профилактики
- Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ
- Главной задачей первичной профилактики в образовательной среде является формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.
- мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений
- исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
ресурсы
Развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления
ПАВ среди обучающихся, воспитанников:
▼ личностных – формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;
▼ социально-средовых – создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;
▼ этико-правовых – утверждение в обществе всех форм контроля
(юридического, социального, медицинского), препятствующих
употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Nota bene!
Профилактические мероприятия должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать защитные факторы и способствовать ликвидации или уменьшению известных факторов риска.
Компоненты профилактической работы с обучающимися
- Просветительская деятельность
- Тренинговые занятия
- Определение степени вовлеченности в проблему зависимости от ПАВ
- Формирование актива и волонтерская деятельность
- Мониторинг программной профилактической деятельности
не рекомендуется
- проводить профилактику с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики
- предоставлять учащимся информацию о:
– действии психоактивных веществ;
– способах приготовления или приобретения ПАВ;
– наркоманской атрибутике;
– названиях наркотических веществ
Не рекомендуется
- обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики
- использовать наркоманский сленг
- приглашать бывших наркозависимых молодых людей для профилактических бесед в рамках первичной профилактической работы
- проводить театрализованные «антирекламные» акции с исполь-зованием атрибутики ПАВ
- в рамках массовых акций осуществлять «суды» над ПАВ с использованием макетов гипертрофированных сигарет, бутылок
- или обменивать сигареты на конфеты.
Не рекомендуется
- использовать психотравмирующую информацию ( сюжеты, связанные со смертью наркозависимых, ритуалы приема наркотиков, сцены насилия)
Следует опираться на:
▼ развитие личностных ресурсов, позволяющих преодолеть социально-психологический стресс;
▼ формирование социальной и персональной компетентности;
▼ развитие адаптивных стратегий поведения;
▼ формирование функциональной семьи;
▼ функционирование социальноподдерживающих систем (социальных служб, клубов, молодежных просоциальных организа-ций и т.д.);
▼ реализация альтернативных употреблению наркотиков программ
детско-подростковой и молодежной активности;
▼ антинаркотические мотивационные акции;
▼ волонтерскую деятельность.
Следует избегать
▼ разового характера профилактических действий;
▼ оправдания употребления ПАВ какими-либо причинами;
▼ преувеличения негативных последствий употребления ПАВ;
▼ ложной информации;
▼ использования тактики запугивания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!