Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему «Ориентировка во времени»
Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве.
Задачи:
Обучающие: закреплять знания детей частей суток, дней недели, времен года, месяцев года, понятий «Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера».
Развивающие: Закреплять временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.
Развивать смекалку, память.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свой ответ.
Воспитывающие: воспитывать у детей целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Средства обучения:
Демонстрац мат-л: картинки поезда «Неделька»,
Раздаточный мат-л: разрезные картинки «Частей суток»
Мяч, цветок, картинки времен года, дней недели, частей суток.
Интеграция ОО: познавательное,речевое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: дидактические игры, беседы о временных понятиях, чтение рассказов Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», разучивание стихотворения « Неделька», разгадывание загадок, работа с календарем природы.
Содержание ООД:
Дети входят в группу.(проходят на ковер)
Вос-ль: Ребята. Сегодня у нас необычный день, мы с вами отправимся в путешествие во времени. В пути нас ожидает много интересного и увлекательного.
Вос-ль: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да, готовы.
Вос-ль: закрывайте глаза, мы отправляемся.
Порядок свой имеет все на свете
День за днем идет, идет.
Время движется вперед.
За зимой бежит весна,
А за нею лето.
Следом осень к нам идет
В золото одета.
День за днем, из года в год
Время движется вперед.
Вос-ль: Ребята, посмотрите. Мы с вами оказались на необыкновенной планете, которая называется «Времечко».
Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, что привело вас на мою планету?
Дети: Здравствуй, Незнайка.
Вос-ль: Незнайка, мы совершаем путешествие во времени.
Незнайка: Я так рад, как вы вовремя появились здесь. У нас на планете потерялась самая яркая звезда, а на ее месте остался большой красивый цветок с непонятными знаками. (показывает его)
Вос-ль: Незнайка, можно нам посмотреть цветок?
Незнайка: Да, можно. (отдает цветок )
Вос-ль: Ребята, посмотрите, эти знаки нам знакомы, я думаю, мы сможем помочь Незнайке, найти потерявшуюся звезду.
Незнайка: Ой, как хорошо! А я могу помочь вам?
Вос-ль: Да, твоя помощь нам будет необходима. На цветке написаны задания, а для того чтобы их выполнить нам надо попасть на станцию «Времена года».
Незнайка: Я знаю, где находится эта станция, но сначала надо пройти все станции времени.
Вос-ль: Какую первую надо пройти?
Незнайка: Первая станция называется «Части суток». Пойдемте все за мной
( Включить музыку, дети проходят за столы, садятся на стульчики)
Вос-ль: (Смотрю на цветок), На этой станции нам надо выполнить 2 задания.
Первое задание «Отгадай загадки»
Вос-ль: Вы готовы их отгадать?
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь).
Что прогоняет ночь прочь? (утро)
Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют.
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
С зарей родился, чем больше рос,
Тем меньше становился. (день)
Вос-ль: Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?
Ответы: В загадках говориться о частях суток.
Вос-ль: А сколько частей в сутках?
Ответ: В сутках четыре части.
Вос-ль: Кто перечислит части суток.
Ответы: Утро, день, вечер, ночь.
Вос-ль: Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, но у нас есть еще одно задание «Выложи картинку суток»
Вос-ль: У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток, начиная с начала дня
(работа с раздаточным материалом),
Дети выкладывают картинку суток.
Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, перечислить какие части суток они выложили.
Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Незнайка. Справились, ура. Теперь мы найдем звездочку.
Вос-ль: Нет, Незнайка, на твоем цветочке есть еще задания, и чтобы их выполнить, нам надо попасть на станцию «Дней недели». Ты знаешь, где она находится?
Незнайка: Конечно, знаю, это совсем рядом.
Вос-ль: Так, давайте туда отправимся.
Незнайка. Вот, она станция Дней недели.
Воспитатель: читает задание: перечислите дни недели
Незнайка: Ребята, а вы все знаете дни недели?
Ответы детей: да, мы знаем все дни недели.
Вос-ль: Да, ребята знают названия всех дней недели, и знают, каким цветом они обозначаются. Давайте расскажем Незнайке стих-е о днях недели. А чтобы он их тоже запомнил, в этом нам поможет поезд «Неделька». Мы посадим наших пассажиров, дни недели, в вагончики и они отправятся в увлекательное путешествие. Я сейчас прикреплю паровоз, а ребята, рассказывая стихотворение, будут прикреплять вагоны.
Дни недели пролетели,
Что запомнить мы сумели?
Первый день недели -
Это ... (понедельник).
Подметает дворник?
Значит, это ... (вторник).
С кошками беседу
Проведем мы в ... (среду).
Черепаший фейерверк
После дождичка в … (четверг).
Ничего не ладится?
Это, братцы, ... (пятница).
Запрягают бегемота?
Это, видимо, … (суббота).
Много шуток и веселья?
День последний, … (воскресенье).
Мы теперь расскажем всем:
Дней в неделе ровно семь!
Незнайка: Вот это да, как интересно, А что, дни недели всегда друг за другом идут.
Вос-ль: Да, у каждого дня свое место в недели.
Взять Указку
Воспитатель: Ребята, давайте с вами еще раз посчитаем, сколько дней длится неделя.
(показать поезд, дети все вместе считают кол-во вагонов)
Вос-ль: Молодцы вы правильно посчитали.
Даня, сколько длится неделя?
Ответы: неделя длится 7 дней.
Вос-ль: Ребята, скажите, какой сегодня день недели?
ответы детей: Сегодня день недели – среда
Вос-ль: Правильно, сегодня у нас среда.
А какой день недели будет завтра? завтра будет день недели четверг.
Какой день недели будет послезавтра? послезавтра будет пятница.
Какой день недели был вчера? Вчера был день недели - вторник,
Какой день недели был позавчера? Позавчера было понедельник.
(Ответы детей, хвалю за правильный ответ)
Вос-ль: Вот видишь Незнайка, ребята знают не только последовательность дней недели, но они могут назвать день сегодняшний, завтрашний, вчерашний.
Незнайка: Ура, мы сейчас найдем звездочку.
Вос-ль: Не спеши Незнайка. У нас есть еще задания, но вы все наверно устали, давайте разомнемся. (приглашаю Незнайку на физкультминутку)
Игра физминутка.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал,
(прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).
Незнайка: Как хорошо мы отдохнули, теперь мы быстро доберемся до нужной нам станции «Времен года». Она совсем близко, вперед друзья (ведет детей)
Вот станция «Времена года»
Вос-ль: Ребята, для того, чтобы выполнить это задание нам надо сыграть в игру «Отгадай и покажи». Давайте с вами вспомним, какие времена года вы знаете?
(ответы детей: весна, зима, осень, лето)
Вос-ль: Ребята, я сейчас буду называть вам признаки времен года, а вы должны сказать к какому времени года они относятся и показать соответствующую картинку, прикрепив ее на доску.
Игра «Отгадай и покажи»
Сюжетные картинки лежат на столе.
Вос-ль: В это время года тает снег, прилетают перелетные птицы, появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки. Когда это бывает?
(ответ детей: это бывает весной)
Найди картинку данного времени года и повесь .(ребенок находит, вешает на доску)
Вос-ль: Почему Даня выбрал эту картинку.
Ответ: На картинке изображены весенние признаки. Перечислить.
Вос-ль: В это время года трещит мороз, дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу, когда это бывает?
ответ детей: это бывает зимой.
Вос-ль: Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Вос-ль: Почему Игорь выбрал эту картинку?
Ответ детей: на картинке дети играют со снегом, катаются на санках и тд.
Вос-ль: В это время года поспевают фрукты и ягоды, ярко и жарко светит солнце.
ответ детей: найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Почему выбрали эту картинку?
Вос-ль: В это время года убирают урожай, на деревьях желтеют и опадают листья, часто идет дождь.
ответы детей: Это бывает осенью. Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Вос-ль: Почему выбрана эта картинка? Ответ детей
Незнайка: Ой, как, интересно. Я теперь запомню все времена года. (перечисляет)
Вос-ль: Молодец Незнайка. Ты правильно их назвал, но ты знаешь, что в каждом времени года три месяца.
Незнайка: Нет, я не знаю, а как они называются?
Вос-ль: Ребята, давайте назовем Незнайке месяцы весны.
(дети называют март, апрель, май)
Вос-ль: Ребята, как называются месяцы лета.
(июнь, июль, август)
Вос-ль: Ребята, скажите, как называются месяцы осени.
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Вос-ль: Ребята, давайте перечислим месяцы зимы
(декабрь, январь, февраль)
Вос-ль: Незнайка, теперь ты запомнил, какие месяцы бывают и как они называются.
Незнайка. Да, я запомнил.
Вос-ль: Незнайка, у нас осталось последнее задание.
Давайте все вместе пройдем на ковер и поиграем в игру, которая называется
Игра с мячом : «Держи, бросай, месяцы года называй»
(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года – весна, ребенок, бросает мяч обратно, называя любой месяц весны)
(Во время игры мы находим звездочку)
Незнайка: Ура, вот она, самая красивая, самая яркая звезда. Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать звездочку. Какие вы молодцы. Давайте вернем ее обратно на небо. (Привязываем к гелевому шарику, отпускаем ее)
Вос-ль: Незнайка, мы рады, что смогли тебе помочь найти звездочку, но наше путешествие подошло к концу, нам надо возвращаться домой. До свидания.
Незнайка: Большое вам спасибо за вашу помощь. На память о нашей планете я хочу подарить вам портрет своих друзей. (дарит портреты) Дети благодарят. До свидания, прилетайте к нам еще.
Звучит музыка, Включается лазер. (Летим обратно в детский сад)
Вос-ль: В добрый путь в страну познаний
Твердой поступью шагайте!
И чему вас научили
Никогда не забывайте!
Вос-ль: Ну вот ребята, мы и дома. Вам понравилось наше путешествие во времени?
Ответы детей.
Вос-ль:А давайте мы сейчас вспомним, как мы помогали искать звездочку, какие задания выполняли.
Ответы детей о временах года, днях недели, частях суток, месяцах зимы, весны, лета, осени, играли в игру «Держи, бросай, месяцы года называй».
Вос-ль: Молодцы ребята. Своими знаниями мы помогли Незнайке найти и вернуть звездочку. На этом наше путешествие заканчивается, давайте попрощаемся.