Новая история. 8 класс
Османская империя.
Персия в XVIII в.
Михайлова Надежда Михайловна
Границы Османской империи в XVIII веке
В начале XVIII века Османская империя владела огромной территорией в Европе
(Юго – Восточная Европа, Крым с прилегающими землями Приазовья и Причерноморья), в Африке (Северная Африка кроме Марокко) и Азии (малая Азия, Аравия, Сирия, Палестина, Ирак, западная и Юго - Западная Армения, включая Килткию и часть грузинских земель.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
Эпоха тюльпанов — период (1718 - 1730) подъёма культуры, который характеризуется приобщением к науке, культуре, экономике и архитектуре Европы.
Своё название получил благодаря моде на разведение тюльпанов.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
Правительство Ахмеда III приняло меры по преодолению становившегося все более очевидным отставания Османской империи от европейских держав.
В 1718 г. великим визирем стал зять султана Ибрагим-паша , который начал проводить реформы, направленные на европеизацию страны.
Султан Ахмед III
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
Реформы Ибрагима - паши:
- Отправлены посольства во Францию, Англию и Австрию.
- Распространилась мода на всё европейское — дворцы, одежды, балы.
- Построено множество дворцов, разбиты парки с фонтанами,
- Начали проводиться пышные праздники.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
Сайидом Эфенди и Ибрагимом Мютеферриком была открыта первая турецкая типография. Это открытие стало результатом работы посольства во Франции.
Идея книгопечатания появилась у Ибрагима Мютеферрика много раньше.
Уже в 1719 и 1724 годах он изготовил клише и отпечатал карты Мраморного и Чёрного морей, которые подарил великому визирю.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
Широко развивалось строительство и садово-парковое искусство. В Стамбуле появились многочисленные дворцы султана, визиря и прочих министров Порты. В окрестностях города были разбиты новые парки и сады с мраморными бассейнами и фонтанами.
Фонтан Ахмеда III — классический пример архитектуры эпохи тюльпанов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
Повсеместно устраивались пышные праздники, включавшие в себя развлечения европейцев: загородные прогулки, катание на лодках, пиры. Модными стали и праздники цветов, особенно популярны были тюльпаны. Их клубни ввозились в страну в огромном количестве из Голландии. Тюльпан воспевался в поэзии, его мотивы использовались в живописи. По сей день в современной Турции тюльпан считается воплощением совершенства и красоты.
Праздник тюльпанов в Турции
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
Эпоха тюльпанов требовала огромных затрат, вследствие этого постоянно повышались налоги и цены. Среди ремесленников и торговцев возникло недовольство, перешедшее в бунт. К рядам недовольных примкнули и янычары, которых не радовала обстановка в начавшейся в 1730 году войне против персов. Произвол властей лишь накалял обстановку. Бунт вылился в восстание, возглавляемое албанцем Халилом . Великий визирь был свергнут и убит; султан Ахмед III низложен; введённые ими налоги и пошлины были отменены. Восстание Патрона Халила положило конец Эпохе тюльпанов.
Портрет Патрона Халила кисти Жана-Батиста ван Мура.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Эпоха тюльпанов (1718 -1730)
На этом закончилась «эпоха тюльпанов».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Русско -турецкие войны второй половины XVIII в.
Задание: стр. 202, заполните таблицу.
Война
Даты
Итоги
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Русско -турецкие войны второй половины XVIII в.
Война
Дата
Русско-турецкая
Итоги
1768-1774
Русско-турецкая
1774 г. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Крым обрел независимость. Россия получила земли между Днепром и Бугом. Черное море и проливы открылись для русской торговли. Турция должна была выплачивать контрибуцию.
1787-1791
1791 г. Ясский мирный договор. Граница была отодвинута к Днестру. Турция подтвердила покровительство России над Молдавией и Валахией.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Восточный вопрос
Причины возникновения восточного вопроса
Усиление на Ближнем Востоке колониальной экспансии европейских государств
Национально-освободительное движение балканских народов
Кризис Османской империи
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Восточный вопрос
Восточный вопрос – международные противоречия, связанные с распадом Османской империи и борьбой великих держав (Англии, Франции, Австрии, Пруссии и России) за раздел ее владений
Карикатура 1878 года: Дизраэли, Горчаков и Андраши решают восточный вопрос.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Восточный вопрос
Содержание Восточного вопроса
3
2
1
Отношения России и европейских держав с Турцией
Национально-освободительное движение нетурецких народов Османских народов
по поводу османского господства на Балканах и в Черноморских проливах
Политика России и других великих держав в отношении турецких владений (Греции, Сербии, Дунайских княжеств), которые соприкасались с владениями великих держав
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально-экономическое развитие Османской империи
1. Деревня и сельское хозяйство
Развитие торговых связей между Османской империей и Европой
Крупные турецкие феодалы пытались насильственными методами отнимать с/х продукцию у крестьян
Развитие товарно-денежных отношений в с/х
Крестьянские волнения по всей территории империи
Система сдачи государственных земель в пожизненную аренду
Увеличение налогов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально-экономическое развитие Османской империи
2. Развитие городов
Множество жизней уносили эпидемии чумы
Большой урон городам наносили пожары
Рост населения городов (скопление людей, не имевших средств к существованию)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально - экономическое развитие Османской империи
3. Промышленность
Применение разных мер длины и веса
Существование внутренней таможни
Опасности для жизни и имущества купцов
Конкуренция иностранных товаров
Отставание и упадок турецкой промышленности
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально - экономическое развитие Османской империи
4. Государственный аппарат
Коррупция
Продажа государственных должностей
Налоги оседали в карманах чиновников
Взяточничество
Разложение государственного аппарата
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально - экономическое развитие Османской империи
5. Армия и флот
Огромные расходы на содержание многочисленной армии
Отставание турецкой армии и флота от европейских
В артиллерии использовали мраморные ядра
Своеволие янычар
Общий кризис Османской империи
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Реформы Селима III
В период правления султана Селима III (1789–1807) была предпринята ещё одна попытка проведения реформ.
Эти реформы принято называть «низам-и джедид», что значит «обновлённое устройство».
Султан Селим III. Посмертный портрет 1850 года
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Реформы Селима III
1. Издал указ об изъятии земельных владений у лиц, уклоняющихся от военной службы и обеспечения армии султана солдатами
2. Издал указ о создании нового корпуса регулярных войск по европейскому образцу
3. Было открыто военно-инженерное училище и начались преобразования на флоте
Султан Селим III
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Реформы Селима III
4. Подчинил деятельность великого визиря контролю неофициального «совета двенадцати», состоявшего из приближенных султана
5. Учредил постоянные посольства Турции за границей
Селим III принимает сановников во дворе Дворца Топкапы
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Реформы Селима III
«Низам-и джедид» - «обновлённое устройство»:
- Расширялись связи с Европой через постоянные посольства.
- Ограничивалась власть великого визиря «советом двенадцати» из приближённых султана.
- Отобрали земли у солдат, которые не выполняли свои военные обязанности.
- Реформа армии по европейскому образцу.
- Открыты военные школы
- Перевооружение армии и флота.
- Строительство новых мануфактур и верфей (для производства оружия, строительства флота)
5. Реформы Селима III
Все новшества финансировались из « кассы новых доходов », в которую поступали доходы от отобранных у военных земель, а также новые налоги с населения.
Реформы Селима III поддерживала только небольшая группа населения — просвещённые, образованные знатные люди.
5. Реформы Селима III
Низам-и джедид (новая система)
При помощи иностранцев был построен новый военный флот
(23 линейных корабля)
Артиллерийские части стали получать орудия современного образца
На офицерские должности приглашались инструкторы-иностранцы из Европы
Недовольство янычар
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Реформы Селима III
Реформы Селима III вызвали недовольство
Янычары
Крупные феодалы
Духовенство
Крестьяне
Ремесленники
Увеличение налогов
Потеря привилегий
Янычары подняли восстание, взяли Стамбул и возвели нового правителя. Селим III был задушен, реформы отменялись
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вывод
Таким образом, тяжёлое экономическое и политическое положение Османской империи в XVIII в., ослабление армии, сокращение торговых оборотов, поражение в Русско – турецкой войне, привело к краху, когда – то сильнейшей державы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Персия в XVIII в.
Надир-шах , выходец из семьи пастуха, проведя детство в глубочайшей бедности, благодаря своему полководческому таланту и энергичности поднялся до самых вершин власти, создав одну из крупнейших империй в истории Востока. Его в дальнейшем часто называли Наполеоном Востока , сам же Наполеон Бонапарт восхищался им, восхваляя Надира в письме Фатх-Али-шаху Каджару, считал себя новым Надиром. Иосиф Сталин называл Надира, наряду с Иваном Грозным, своим учителем.
Надир-шах
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Персия в XVIII в.
Завоевательные войны Надир-шаха привели к созданию обширной империи, в которую, кроме Ирана и Азербайджана были включены (в качестве провинций или вассальных территорий) Армения, Грузия, часть Дагестана, Афганистан, Белуджистан, Хивинское и Бухарское ханства. В 1737—1738 гг. Надир-шах начал поход в Северную Индию и в 1739 году захватил Дели — столицу Великих Моголов.
Надир-шах
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Персия в XVIII в.
Реформы Надир-шаха:
2. Постройка крупных военных предприятий.
3. Ограничение привилегий крупных феодалов и духовенства.
4. Объединение двух направлений в исламе – суннитов и шиитов.
Надир-шах
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Персия в XVIII в.
Увеличение налогов
Подозрения в заговоре
Массовые казни
Надир-шах в последние годы жизни в окружении сановников и сыновей
Свержение и убийство Надир-шаха
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Персия в XVIII в.
Керим-хан Зенд Мохаммад — правитель Ирана (с 1763 по 1779 год.) По поводу своей персоны он не употреблял никогда титула «шах» и отказывался принять царский титул, а использовал выражение «Уполномоченный государства». Он правил как регент от имени Сефевида Исмаила III, которого держал в крепости в почётном плену.
Керим-хан
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Персия в XVIII в.
Деятельность Керим-хана:
- Восстановил единство страны.
2. Добился подъема сельского хозяйства и ремесла.
3. Снизил налоги.
4. В городах были установлены твердые цены на продуктовые товары.
5. Создавались ночные патрули.
6. Покровительствовал поэтам и ученым.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Персия в XVIII в.
После смерти Керим=хана начались междоусобные войны, которые завершились в 1796 г. установлением новой династии Каджаров
Ага-Мухаммед-хан Каджар (1741–1797) — шах Ирана с 1796 года , основатель династии Каджаров.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
1. Заполните пропуск
______________- регулярная пехота вооружённых сил Османской империи в 1365 –1826 годах.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
2. Выбери верный вариант .
Чем в Турции известен Патрона Халиль?
1. Строил дворцы
2. Проводил реформы
3. Поднял бунт против Ахмеда III
4. Открыл первую арабскую типографию
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
3. Отметь 3 правильных предложения .
(Баллы будут засчитаны, только если будут выбраны все верные варианты.)
- Реформы Селима III носили название «эпоха тюльпанов»
- В период правления Селима III были построены новые мануфактуры и верфи
- Селим III успешно подавил восстание янычар
- Селим III начал править в конце XVIII века
- Селим III запретил иностранцам въезд в Турцию
- «Совет двенадцати» — это орган, ограничивающий власть великого визиря
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
4. Прочитай приведённые ниже предложения . Каждое из них обозначено определённой буквой . Укажи, какие из приведённых утверждений: 1) отражают факты; 2) выражают мнения.
А) В 1719 г. была открыта библиотека Ахмеда III.
Б) Реформы Ахмеда III пошли на пользу Турции.
В) В 1730 г. Ахмед III был свергнут.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
5. Кого из правителей Персии называли «Наполеоном Востока»? Укажи, какие из приведённых утверждений:
1) Керим-хана
2) Надир-шаха
3) Ага-Мухаммед-хана
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
1. Прочитать § 17 учебника.
2. Ответить на вопросы к параграфу (устно)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»