МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия
Предмет: химия
ТЕМА: «Основные классы неорганических соединений».
Обучающая цель (предметный результат): способствовать формированию знаний студентов об основных классах неорганических соединений, их свойствах и взаимосвязи между ними, создавать условия для применения полученных знаний на практике в целях решения проблемных задач методом проектов.
Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у студентов познавательных общих (интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.
Воспитывающая цель (личностный результат):
вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия познаваемости в природе. Продолжить отработку культуры химического эксперимента.
Планируемые результаты:
Предметные:
Студент будет знать: терминологию «оксиды», «основания», «кислоты», «соли»; свойства основных классов неорганических соединений; качественные реакции на определение различных веществ и ионов, правила техники безопасности при проведении химического эксперимента, технологию проектной деятельности;
Студент будет уметь: применять полученные ранее знания о классах неорганических соединений и их свойствах для решения новых проблемных ситуаций, составлять уравнения реакций, проводить эксперименты в соответствие с правилами техники безопасности, применять технологию проектной деятельности для решения поставленных проблем.
Студент получит возможность научиться: применять знания и умения, полученные на уроках химии, для решения проблем имеющих практическую направленность.
Метапредметные:
У студента будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные: – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
– извлечение из текстов необходимой информации;
– использование знаково-символических средств;
– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);
– подведение под понятие;
– установление причинно-следственных связей;
– выполнение действий по самостоятельно разработанному алгоритму;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Регулятивные:
– целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе познавательной деятельности;
– прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);– выполнение пробного учебного действия;
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Коммуникативные: планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;
– работа индивидуальная, парная, в группах;
– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений, координирование разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;
– разрешение конфликтов.
Личностные: смыслообразование;
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
– осознание ответственности за общее дело;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
самооценка на основе критерия успешности (для себя);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
Методы обучения: проблемно – поискового обучения, метод проектов, эвристический, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Общая биология.
Тема: « Минеральные вещества и их роль в клетке»
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Темы:
«Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей»
«Химия металлов»
«Химия неметаллов»
Оборудование: таблицы “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости”, инструкции по выполнению работ, информационный материал по классам неорганических соединений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия общеметодологической направленности | Деятельность учителя | Деятельность студентов | Формируемые УУД П. – познавательные; Р. – регулятивные; К. – коммуникативные; Л. – личностные; (Перечень УУД, выполняемых студентами на данных этапах) |
1. | Организационный этап. | Подготовка мест для групповой работы, подбор реактивов для проведения эксперимента и исследований, подготовка дидактического материала и информационного материала. Создание психологической атмосферы занятия, подготовка необходимого оборудования, настрой обучающихся на деловой ритм занятия. | Деление обучающихся на группы, подготовка учебных принадлежностей к уроку. Формирование исследовательских групп методом случайного подбора, включение в деловой ритм занятияа. | Р. – волевая саморегуляция; К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л. – действие смыслообразования; – самоопределение; – развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; |
2 | Проверка домашнего задания и коррекция опорных знаний студентов Актуализация знаний. | Устный фронтальный опрос студентовцелью, которого является повторение основных понятий, формул и формулировок законов, изученных на прошлом занятии. основные классы неорганических соединений, электролитическая диссоциация катионы, анионы, электролиты, неэлектролиты. | Повторение основных понятий по теме предыдущего занятия, осмысление задания. | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – структурирование знаний; – использование знаково-символических средств; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – подведение под понятие; Р. –– прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); – выполнение пробного учебного действия; – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – владение устной речью, монологической контекстной речью; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений; – использование критериев для обоснования своего суждения. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Сообщает тему урока, направляет учащихся на формулировку цели, исходя их темы урока, и предлагает им определить пути решения этой цели. Помогает определить объекты исследования и методы исследования | Формулируют цель и пути (задачи) решения данной цели. Каждая группа выбирает свой объект исследования в соответствии с поставленной целью | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – поиск и выделение необходимой информации; – планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований; – использование знаково-символических средств; – моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р. – целеполагание, как постановка учебной задачи; – планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; – выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; – принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений; |
4 | Первичное закрепление. - в знакомой ситуации (типовые) - в измененной ситуации (конструктивные) | Раздает инструктивные карты для осуществления проектной деятельности. Напоминает основные этапы проекта: проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, план и проведение эксперимента, результаты исследования и их презентация | Повторение основных понятий по теме, осмысление задания, уточнение инструкции. Вспоминают основные этапы проектной деятельности. Настраиваются на работу. | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; –– поиск и выделение необходимой информации; – планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований; – прогнозирование; – структурирование знаний; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р. – планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; – выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; – принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; – разрешение конфликтов; Л. – самоопределение; – смыслообразование. |
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). | Контроль за работой исследовательских групп, наблюдение за правильностью постановки и проведения эксперимента обучающимися. Контролирует и оценивает защиту проектов | Работа над исследовательской частью, работа с источниками информации, заполнение проектной карты, выполнение эксперимента, подготовка к выступлению. Защита исследовательских мини- проектов обучающимися, выступление с докладами. Формирование выводов по изученному материалу | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – выбор оснований критериев для классификации; – выдвижение гипотез и их обоснование; – извлечение необходимой информации из текстов; – поиск необходимой информации; - смысловое чтение; – использование знаково-символических средств; – моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы); – установление причинно-следственных связей; – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – построение логической цепи рассуждений, умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; Р. – волевая саморегуляция; – познавательная инициатива; – соотношение своих действий с планируемым результатом; – контроль своей деятельности в процессе достижения результата; – корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией; К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками; – работа индивидуальная, парная, в группах; – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование разных позиций; – использование критериев для обоснования своего суждения. – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; – управление поведением партнера; – достижение договоренностей и согласование общего решения; – разрешение конфликтов. Л. – смыслообразование; – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; – осознание ответственности за общее дело; – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; |
6 | Рефлексия (подведение итогов занятия). | Устанавливает соответствие между поставленными задачами урока и его результатами. Проводит рефлексию обучающихся. | Проведение самоанализа и самооценки обучающимися. | П. – умение структурировать знания; Р. – волевая саморегуляция; – контроль процесса и результатов деятельности; – оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению; – самооценка на основе критерия успешности; – прогнозирование; К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; – использование критериев для обоснования своего суждения; – планирование учебного сотрудничества; Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Объясняет домашнее задание. Дает краткую инструкцию по его выполнению. | Записывают домашнее задание, уточняют особенности его выполнения. | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – извлечение необходимой информации из текстов; – поиск необходимой информации; - смысловое чтение; – использование знаково-символических средств; – моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы); – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; – построение логической цепи рассуждений, умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; Р. – волевая саморегуляция; – познавательная инициатива; – контроль своей деятельности в процессе достижения результата; – корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией; К.– работа индивидуальная,; – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Л. – смыслообразование; – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
Организационный момент.
Проверить готовность кабинета и студентов к занятию. Ознакомить студентов с целью и планом занятия по данной теме.
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в классе и просит сесть
– Обратите внимание на стол, на нем расположены всем вам хорошо известные вещества (минеральная вода, уксусная кислота, сода, поваренная соль, ржавчина (гидроксид железа (III)). Как вы думаете, как эти вещества связаны с темой нашего сегодняшнего урока «Основные классы неорганических соединений и взаимосвязи между ними». (-Все эти вещества относятся к разным классам неорганических соединений, все они по составу сложные)
Исходя из темы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель сегодняшнего нашего занятия (Цель: обобщить материал об основных классах неорганических соединений и установить взаимосвязи между разными классами соединений). Таким образом, вам сегодня предлагается вспомнить ссостав и свойства данных веществ и провести небольшие исследовательские работы, выполнив тем самым мини-проекты.
Объявление темы цели и плана занятия.
Тема занятия: «Основные классы неорганических веществ».
Контроль уровня знаний.
Устный фронтальный опрос студентов целью, которого является повторение основных понятий, формул и формулировок законов, изученных на прошлом занятии.
Используя базовые знания, полученные на предыдущих занятиях, постараемся сделать самостоятельные шаги в познавательном процессе. Вспомним, с чем вы уже знакомы?
(ответы учащихся на поставленные вопросы)
Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?
Что называют электролитической диссоциацией?
Положительно заряженные ионы – это…
Отрицательно заряженные ионы – это…
Что такое электролиты? Почему они проводят электрический ток? Приведите примеры.
Вещества, с какими типами химической связи относятся к электролитам?
Что такое неэлектролиты? Почему они не проводят электрический ток? Приведите примеры.
Запишите в тетради число и выполните самостоятельную работу
Самостоятельная работа
I вариант.
Распределите вещества по классам неорганических соединений:
NO2, CaSO4, Ba(OH)2, H2CO3, CaO, Сr(OH)3, H2SO3, KNO3, LiOH, Na2CO3 (10 баллов).
Запишите уравнения диссоциации оснований(4 балла).
Игра « Крестики – нолики» - выигрышный путь- формулы кислот. (1 балл).
HNO3 | HCl | BaCl2 |
AgNO3 | H2SO4 | ZnSO4 |
NaOH | CuO | H2SiO3 |
Каков состав кислот? (1 балл).
Игра «Третий лишний» HCl, NaOH, HNO3(1 балл).
Игра «крестики-нолики» (соедините прямой линией вещества, являющиеся электролитами) (1 балл).
Этиловый спирт | NaOH | HCl |
H2SO4 | Mg(NO3)2 | FeO |
Са(ОН)2 | CO2 | сахар |
Самостоятельная работа
II вариант.
Распределите вещества по классам неорганических соединений:
H2SO4, Na2CO3, Cl2O7 FeCl2, Zn(OH)2, P2O5, Al(NO3) 3, Fe(OH)3, H3PO4, BaO(10 баллов).
Запишите уравнения диссоциации кислот. (4 балла).
Игра « Крестики – нолики» - выигрышный путь – формулы оснований. (1 балл).
NaOH | KOH | BaCl2 |
AgNO3 | Ba(OH)2 | ZnSO4 |
HNO3 | CuO | LiOH. |
Каков состав оснований? (1 балл).
Игра «Третий лишний» KOH, HNO3, NaOH, (1 балл).
Игра «крестики - нолики» (соедините прямой линией вещества, являющиеся неэлектролитами) (1 балл).
HNO3 | NaCl | CO2 |
сахар | SO2 | ацетон |
Na2SO4 | KOH | CaCl2 |
Оцените работу соседа и поставьте количество баллов
ΙV. Изложение нового материала.
Таким образом, цель нашего занятия: это повторить свойства разных классов неорганических соединений и установить взаимосвязи между ними. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего занятия «Основные классы неорганических соединений». Сегодняшнее занятие мы с вами проведем в виде небольших исследовательских проектов
Сообщает тему урока, направляет учащихся на формулировку цели, исходя их темы урока, и предлагает им определить пути решения этой цели. Помогает определить объекты исследования и методы исследования.
План.
Классификация сложных неорганических веществ.
Кислоты: состав, свойства.
Основания: состав, свойства.
Соли: состав, свойства.
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Сегодня мы продолжим говорить об электролитической диссоциации и выясним, какими свойствами обладают кислоты, основания и соли как электролиты. Кислоты, основания и соли очень важны для человека, поскольку использует их в практической деятельности .
Ребята, если говорят, что театр начинается с вешалки, то кабинет химии с Т. Б.
Давайте вспомним основные правила работы в кабинете.
Не пробовать реактивы на вкус.
Расходовать экономно.
Остатки не возвращать.
Осторожно работать с кислотами и щелочами.
При ожогах кислотами нейтрализовать раствором питьевой соды.
При ожогах щелочами – слабым раствором уксусной кислоты.
Общие химические свойства основных классов неорганических веществ
| Металл | Оксид металла | Основание | Соль |
Оксид неметалла | - | соль | | - |
Кислота | | | | |
Соль | | - | | |
Выпишем формулы азотной и ортофосфорной кислот и составим уравнения их диссоциации.
А теперь сделаем вывод: что общего вы увидели при диссоциации кислот?
Какие можем предположить общие свойства кислот. Чем они обусловлены?
Химические свойства кислот обусловлены образованием общего иона водорода Н+ при их электролитической диссоциации.
Химические свойства кислот |
1.кислота + металл (стоящий до водорода в ЭХР напряжений) | 2HCl + Mg →MgCl2 + H2↑ 2H+ + 2Cl- +Mg →Mg2+ + 2Cl- +H2↑ 2H+ + Mg→Mg2+ + H2↑ |
2.кислота + основный оксид | 2HCl + MgO →MgCl2 + H2O 2H+ + 2Cl- +MgO →Mg2+ + 2Cl-+ H2O 2H+ +MgO →Mg2+ + H2O |
3. кислота + основание | HCl + NaOH →NaCl + H2O H+ + Cl- + Na+ + OH- →Na++ Cl- + H2O H+ +OH- →H2O |
4. кислота + соль | HCl +AgNO3 →AgCl↓ + HNO3 H+ + Cl- + Ag+ + NO3-→AgCl↓ +H+ +NO3- Ag+ + Cl- →AgCl↓ |
Основания являются также электролитами. Но не все. А только щелочи.
Запишем уравнение диссоциации оснований - гидроксидов калия, кальция.
Какой вывод сделаем, какие общие черты для оснований вы можете предположить?
Химические свойства щелочей |
1.щёлочь + кислота | NaOH +HCl →NaCl + H2O Na+ + OH- + H+ + Cl- →Na++ Cl- + H2O H+ +OH- →H2O |
2.щёлочь + кислотный оксид | 2NaOH +CO2→ Na2CO3 + H2O 2Na+ + 2OH- + CO2→2Na+ + CO32- + H2O 2OH- + CO2→ CO32- + H2O |
3.щёлочь + соль | 2NaOH +MgCl2→Mg(OH)2↓ + 2NaCl 2Na+ +2OH+Mg2++2Cl-→Mg(OH)2↓ +2Na++2Cl- 2OH-+ Mg2+→Mg(OH)2↓ |
- Ребята, нам осталось изучить «Соли» .
Запишем диссоциацию следующих солей - FeCl3, K3PO4.
Сформулируем общий вывод о солях.
- Что такое соли согласно теории электролитической диссоциации?
Есть ли у них общие свойства?
Чем обусловлены свойства растворов солей?
Соли диссоциируют на ионы металлов Men+ и кислотные остатки Ann+, чем и объясняются химические свойства солей:
Химические свойства солей |
1.соль + металл | Zn + CuSO4→Zn SO4 + Cu Zn+ Cu2+ +SO42-→ Zn2+ +SO42- + Cu Zn + Cu2+→Zn2++ Cu |
2.соль + щёлочь | ( см. выше) |
3.соль + кислота | (см. выше) |
4.соль + соль | NaCl +AgNO3 →AgCl + NaNO3 Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- →AgCl + Na + +NO3- Ag+ + Cl- →AgCl |
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в так называемых генетических рядах.
Между оксидами, кислотами, основаниями и солями имеется глубокая связь. Зная свойства веществ, можно легко перейти от одного класса соединений к другому.
Генетическим называется ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ или их генезис.
Например:
1 2 3
Ca
CaO
Ca(OH)2
CaSO4.
2Ca +O2
2CaO
CaO+ H2O
Ca(OH)2
Ca(OH)2 + H2SO4
CaSO4+ H2O.
Между бухтами Ме и R прервана связь. Необходимо восстановить её, записав соответствующие уравнения реакций и встретиться в бухте Солевой.
Ме МеО Ме(ОН)2
Ме R O 3
R R О2 Н 2 R O 3
V.Выполнение лабораторного опыта
С целью обобщения химических свойств веществ разных классов проведем экспериментальное решение задач, создадим группы – химиков – исследователей.
Каждая группа получает: информационный материал об объекте проектную карту), поднос с реактивами, а также проблемную задачу, которую необходимо решить с использованием эксперимента.И представить результаты своей работы в виде отчёта. На работу в группах дается 30 минут, далее каждая группа выступает с отчетами по своей проблеме (время выступления 5-7 минут).
Перед началом работы учащиеся повторяют т/б при работе с кислотами и щелочами, с нагреванием
Опыт №1: взаимодействие кислот с металлами.
Налить в пробирку 1 мл соляной кислоты и осторожно опустить металлический цинк. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.
Опыт №2: взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Насыпать в пробирку 0, 2 г оксида меди и добавить 1 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.
Опыт №3: взаимодействие кислот с солями.
Налить в пробирку 1 мл серной кислоты и добавить 1 мл хлорида бария. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.
Опыт №4: взаимодействие оснований с кислотами( реакция нейтрализации).
Налить в пробирку 1 мл гидроксида натрия и добавить индикатор. Затем прилить 1 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.
Опыт №5: взаимодействие оснований с солями.
Налить в пробирку 1 мл гидроксида натрия и добавить 1 мл сульфата меди. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.
Опыт №6: разложение нерастворимых оснований.
Образовавшийся в предыдущем опыте осадок голубого цвета нагреть над пламенем спиртовки. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.
Опыт №7: Взаимодействие солей с металлами.
1. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO3)2 и опустите гранулу цинка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
2. В пробирку поместите 2мл раствора соли CuSO4 и опустите немного железных опилок. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
Опыт №8: Взаимодействие солей с солями.
1. В пробирку поместите 2мл раствора соли ZnSO4 и прилейте раствора соли BaCl2 до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
2. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO3)2 и прилейте раствора соли KI до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
V.Обобщение и систематизация знаний.
Контрольные вопросы по кислотам
1 уровень
1. Какие соединения называются кислотами?
2.Запишите химические формулы следующих кислот: серной, азотной, соляной, фосфорной, угольной, кремниевой.
3. Закончите реакцию: 2HCl + Ca(OH)2 = 2H2О +?
2 уровень
1. Выберите, какие вещества относятся к кислотам: NaCl; Cu (OH) 2; HNO3; Na2SO4; H2CO3.
2. Допишите предложение: Кислоты это электролиты, …
3. Напишите реакцию: Na2S + HNO3 = ? + ?
3 уровень
1. Запишите реакции диссоциации кислот: H2CO3; H2S.
2.Какие индикаторы уазывают на кислую среду раствора?
3. Выполните упражнение: SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4
Контрольные вопросы по основаниям.
1 уровень
1. Какие соединения называются основаниями?
2. Запишите названия следующих оснований: NaOH; Ca(OH)2
3. Закончите реакцию: CuCl2 + NaOH = NaCl +?
2 уровень
1 .Какие основания относятся к растворимым основаниям?
2. Выберите, какие вещества относятся к основаниям: NaCl; Cu(OH)2; HNO3; NaOH; H2CO3.
3.Запишите формулы следующих оснований: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид железа (II), гидроксид железа (III).
3 уровень
1. Запишите реакции диссоциации оснований: Fe (OH)3; Cu(OH)2
2. Какие индикаторы указывают на щелочную среду раствора щелочей
3. Осуществить превращение: Fe → FeO → FeCl2 → Fe (OH)2 → FeSO4
Дополнение
Решите задачу. Найдите массу осадка образовавшегося при взаимодействии 32г сульфата меди с гидроксида меди.
Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ (Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3) с ортофосфорной кислотой. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде.
Ребята, мы сегодня с вами на занятии активно поработали и выполнили намеченный план.
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- Какие трудности вы испытали?
- Какие понятия вы усвоили и можете объяснить другу?
- На сколько процентов из100% вы реализовали свои цели?
VI.Заключительная часть.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
-оценка работы студентов,
-замечания.
учащиеся оценивают свою работу и работу своих товарищей
учитель на основе оценочных листов учащихся подводит итоги урока, дает оценку работы всего класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание.
Учебник: параграфы 22,23,24,25 и материал лекции
Выполнить письменно в тетрадях
С.188упр.4
С.192упр.5
С.199упр.5
С.204упр.7.
«Использование неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей) в быту.
Крокодил Гена взял в столовой стакан чая. Пока ходил за чайной ложкой, старуха Шапокляк подсыпала в чай хлорид бария. Она не знала, что повара для придания плохому чаю хорошего цвета добавляют в него соду – карбонат натрия. Вернувшись, Гена помешал чай и заметил в нем странную муть. Почуяв неладное, Гена отнес чай знакомому химику. Химик, отфильтровав муть, обнаружил в чае лишь хлорид натрия. Объясните, что произошло в стакане чая. Почему там оказалась поваренная соль – хлорид натрия? Напишите уравнение реакции.
Спасибо за Вашу поддержку и понимание! Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!
14