СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные классы неорганических соединений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные классы неорганических соединений»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия

Предмет: химия

ТЕМА: «Основные классы неорганических соединений».

Обучающая цель (предметный результат): способствовать формированию знаний студентов об основных классах неорганических соединений, их свойствах и взаимосвязи между ними, создавать условия для применения полученных знаний на практике в целях решения проблемных задач методом проектов.

Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у студентов познавательных общих (интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.

Воспитывающая цель (личностный результат):

вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия познаваемости в природе. Продолжить отработку культуры химического эксперимента.

Планируемые результаты:

Предметные:

Студент будет знать: терминологию «оксиды», «основания», «кислоты», «соли»; свойства основных классов неорганических соединений; качественные реакции на определение различных веществ и ионов, правила техники безопасности при проведении химического эксперимента, технологию проектной деятельности;

Студент будет уметь: применять полученные ранее знания о классах неорганических соединений и их свойствах для решения новых проблемных ситуаций, составлять уравнения реакций, проводить эксперименты в соответствие с правилами техники безопасности, применять технологию проектной деятельности для решения поставленных проблем.

Студент получит возможность научиться: применять знания и умения, полученные на уроках химии, для решения проблем имеющих практическую направленность.

Метапредметные:

У студента будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные: – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– подведение под понятие;

– установление причинно-следственных связей;

– выполнение действий по самостоятельно разработанному алгоритму;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Регулятивные:

– целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе познавательной деятельности;

– прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Коммуникативные: планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;

– работа индивидуальная, парная, в группах;

– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– управление поведением партнера;

– достижение договоренностей и согласование общего решения;

– разрешение конфликтов.

Личностные: смыслообразование;

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

– осознание ответственности за общее дело;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

самооценка на основе критерия успешности (для себя);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Методы обучения: проблемно – поискового обучения, метод проектов, эвристический, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Общая биология.

Тема: « Минеральные вещества и их роль в клетке»

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Темы:

  1. «Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей»

  2. «Химия металлов»

  3. «Химия неметаллов»

Оборудование: таблицы “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости”, инструкции по выполнению работ, информационный материал по классам неорганических соединений.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

общеметодологической направленности

Деятельность учителя

Деятельность студентов


Формируемые УУД

П. – познавательные;

Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные; Л. – личностные;

(Перечень УУД, выполняемых студентами

на данных этапах)

1.

Организационный этап.

Подготовка мест для групповой работы, подбор реактивов для проведения эксперимента и исследований, подготовка дидактического материала и информационного материала. Создание психологической атмосферы занятия, подготовка необходимого оборудования, настрой обучающихся на деловой ритм занятия.

Деление обучающихся на группы, подготовка учебных принадлежностей к уроку. Формирование исследовательских групп методом случайного подбора, включение в деловой ритм занятияа.

Р. – волевая саморегуляция;

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

– самоопределение;

– развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

2


Проверка домашнего задания и коррекция опорных знаний студентов Актуализация знаний.

Устный фронтальный опрос студентовцелью, которого является повторение основных понятий, формул и формулировок законов, изученных на прошлом занятии.

основные классы неорганических соединений, электролитическая диссоциация катионы, анионы, электролиты, неэлектролиты.


Повторение основных понятий по теме предыдущего занятия, осмысление задания.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– структурирование знаний;

– использование знаково-символических средств;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

Р. –– прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– владение устной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.


Сообщает тему урока, направляет учащихся на формулировку цели, исходя их темы урока, и предлагает им определить пути решения этой цели. Помогает определить объекты исследования и методы исследования

Формулируют цель и пути (задачи) решения данной цели. Каждая группа выбирает свой объект исследования в соответствии с поставленной целью

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации;

– планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – целеполагание, как постановка учебной задачи;

– планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;


4

Первичное закрепление.

- в знакомой ситуации (типовые)

- в измененной ситуации (конструктивные)


Раздает инструктивные карты для осуществления проектной деятельности.

Напоминает основные этапы проекта: проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования,

гипотеза, методы исследования, план и проведение эксперимента, результаты исследования и их презентация











Повторение основных понятий по теме, осмысление задания, уточнение инструкции.

Вспоминают основные этапы проектной деятельности.

Настраиваются на работу.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

–– поиск и выделение необходимой информации;

– планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;

– прогнозирование;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– разрешение конфликтов;

Л. – самоопределение;

– смыслообразование.

5

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).


Контроль за работой исследовательских групп, наблюдение за правильностью постановки и проведения эксперимента обучающимися. Контролирует и оценивает защиту проектов

Работа над исследовательской частью, работа с источниками информации, заполнение проектной карты, выполнение эксперимента, подготовка к выступлению. Защита исследовательских мини- проектов обучающимися, выступление с докладами. Формирование выводов по изученному материалу

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– выбор оснований критериев для классификации;

– выдвижение гипотез и их обоснование;

– извлечение необходимой информации из текстов;

– поиск необходимой информации;

- смысловое чтение;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– установление причинно-следственных связей;

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– построение логической цепи рассуждений, умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

Р. – волевая саморегуляция;

– познавательная инициатива;

– соотношение своих действий с планируемым результатом;

– контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией;

К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;

– работа индивидуальная, парная, в группах;
– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;

– разрешение конфликтов.
Л. – смыслообразование;
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

– осознание ответственности за общее дело;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

6

Рефлексия (подведение итогов занятия).


Устанавливает соответствие между поставленными задачами урока и его результатами. Проводит рефлексию обучающихся.

Проведение самоанализа и самооценки обучающимися.

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;

– оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению;

– самооценка на основе критерия успешности;

– прогнозирование;

К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– планирование учебного сотрудничества;

Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Объясняет домашнее задание. Дает краткую инструкцию по его выполнению.

Записывают домашнее задание, уточняют особенности его выполнения.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение необходимой информации из текстов;

– поиск необходимой информации;

- смысловое чтение;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

– построение логической цепи рассуждений, умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

Р. – волевая саморегуляция;

– познавательная инициатива;

– контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией;

К.– работа индивидуальная,;
– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Л. – смыслообразование;
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;



  1. Организационный момент.

Проверить готовность кабинета и студентов к занятию. Ознакомить студентов с целью и планом занятия по данной теме.

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в классе и просит сесть

Обратите внимание на стол, на нем расположены всем вам хорошо известные вещества (минеральная вода, уксусная кислота, сода, поваренная соль, ржавчина (гидроксид железа (III)). Как вы думаете, как эти вещества связаны с темой нашего сегодняшнего урока «Основные классы неорганических соединений и взаимосвязи между ними». (-Все эти вещества относятся к разным классам неорганических соединений, все они по составу сложные)

Исходя из темы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель сегодняшнего нашего занятия (Цель: обобщить материал об основных классах неорганических соединений и установить взаимосвязи между разными классами соединений). Таким образом, вам сегодня предлагается вспомнить ссостав и свойства данных веществ и провести небольшие исследовательские работы, выполнив тем самым мини-проекты.

  1. Объявление темы цели и плана занятия.

Тема занятия: «Основные классы неорганических веществ».

  1. Контроль уровня знаний.


Устный фронтальный опрос студентов целью, которого является повторение основных понятий, формул и формулировок законов, изученных на прошлом занятии.

Используя базовые знания, полученные на предыдущих занятиях, постараемся сделать самостоятельные шаги в познавательном процессе. Вспомним, с чем вы уже знакомы?

(ответы учащихся на поставленные вопросы)

  1. Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?

  2. Что называют электролитической диссоциацией?

  3. Положительно заряженные ионы – это…

  4. Отрицательно заряженные ионы – это…

  5. Что такое электролиты? Почему они проводят электрический ток? Приведите примеры.

  6. Вещества, с какими типами химической связи относятся к электролитам?

  7. Что такое неэлектролиты? Почему они не проводят электрический ток? Приведите примеры.

Запишите в тетради число и выполните самостоятельную работу

Самостоятельная работа

I вариант.

  1. Распределите вещества по классам неорганических соединений:

NO2, CaSO4, Ba(OH)2, H2CO3, CaO, Сr(OH)3, H2SO3, KNO3, LiOH, Na2CO3 (10 баллов).

Запишите уравнения диссоциации оснований(4 балла).

  1. Игра « Крестики – нолики» - выигрышный путь- формулы кислот. (1 балл).

    HNO3

    HCl

    BaCl2

    AgNO3

    H2SO4

    ZnSO4

    NaOH

    CuO

    H2SiO3

  2. Каков состав кислот? (1 балл).

  3. Игра «Третий лишний» HCl, NaOH, HNO3(1 балл).

  4. Игра «крестики-нолики» (соедините прямой линией вещества, являющиеся электролитами) (1 балл).

Этиловый спирт

NaOH

HCl

H2SO4

Mg(NO3)2

FeO

Са(ОН)2

CO2

сахар

Самостоятельная работа

II вариант.

  1. Распределите вещества по классам неорганических соединений:

H2SO4, Na2CO3, Cl2O7 FeCl2, Zn(OH)2, P2O5, Al(NO3) 3, Fe(OH)3, H3PO4, BaO(10 баллов).

Запишите уравнения диссоциации кислот. (4 балла).

  1. Игра « Крестики – нолики» - выигрышный путь – формулы оснований. (1 балл).

    NaOH

    KOH

    BaCl2

    AgNO3

    Ba(OH)2

    ZnSO4

    HNO3

    CuO

    LiOH.

  2. Каков состав оснований? (1 балл).

  3. Игра «Третий лишний» KOH, HNO3, NaOH, (1 балл).

  4. Игра «крестики - нолики» (соедините прямой линией вещества, являющиеся неэлектролитами) (1 балл).

HNO3

NaCl

CO2

сахар

SO2

ацетон

Na2SO4

KOH

CaCl2

Оцените работу соседа и поставьте количество баллов

ΙV. Изложение нового материала.

Таким образом, цель нашего занятия: это повторить свойства разных классов неорганических соединений и установить взаимосвязи между ними. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего занятия «Основные классы неорганических соединений». Сегодняшнее занятие мы с вами проведем в виде небольших исследовательских проектов

Сообщает тему урока, направляет учащихся на формулировку цели, исходя их темы урока, и предлагает им определить пути решения этой цели. Помогает определить объекты исследования и методы исследования.

План.

  1. Классификация сложных неорганических веществ.

  2. Кислоты: состав, свойства.

  3. Основания: состав, свойства.

  4. Соли: состав, свойства.

  5. Генетическая связь между классами неорганических веществ.


Сегодня мы продолжим говорить об электролитической диссоциации и выясним, какими свойствами обладают кислоты, основания и соли как электролиты. Кислоты, основания и соли очень важны для человека, поскольку использует их в практической деятельности .

Ребята, если говорят, что театр начинается с вешалки, то кабинет химии с Т. Б.

Давайте вспомним основные правила работы в кабинете.

  • Не пробовать реактивы на вкус.

  • Расходовать экономно.

  • Остатки не возвращать.

  • Осторожно работать с кислотами и щелочами.

  • При ожогах кислотами нейтрализовать раствором питьевой соды.

  • При ожогах щелочами – слабым раствором уксусной кислоты.

Общие химические свойства основных классов неорганических веществ


Металл

Оксид металла

Основание

Соль

Оксид

неметалла

-

соль


-

Кислота





Соль


-




Выпишем формулы азотной и ортофосфорной кислот и составим уравнения их диссоциации.

А теперь сделаем вывод: что общего вы увидели при диссоциации кислот?

Какие можем предположить общие свойства кислот. Чем они обусловлены?

Химические свойства кислот обусловлены образованием общего иона водорода Н+ при их электролитической диссоциации.

Химические свойства кислот

1.кислота + металл (стоящий до водорода в ЭХР напряжений)

2HCl + Mg →MgCl2 + H2
2H+ + 2Cl- +Mg →Mg2+ + 2Cl- +H2
2H+ + Mg→Mg2+ + H2

2.кислота + основный оксид

2HCl + MgO →MgCl2 + H2O
2H+ + 2Cl- +MgO →Mg2+ + 2Cl-+ H2O
2H+ +MgO →Mg2+ + H2O

3. кислота + основание

HCl + NaOH →NaCl + H2O
H+ + Cl- + Na+ + OH- →Na++ Cl- + H2O
H+ +OH- →H2O

4. кислота + соль

HCl +AgNO3 →AgCl↓ + HNO3 
H+ + Cl- + Ag+ + NO3-→AgCl↓ +H+ +NO3-
Ag+ + Cl- →AgCl↓

Основания являются также электролитами. Но не все. А только щелочи.

Запишем уравнение диссоциации оснований - гидроксидов калия, кальция.

Какой вывод сделаем, какие общие черты для оснований вы можете предположить?

Химические свойства щелочей

1.щёлочь + кислота

NaOH +HCl →NaCl + H2O
Na+ + OH- + H+ + Cl- →Na++ Cl- + H2O
H+ +OH- →H2O

2.щёлочь + кислотный оксид

2NaOH +CO2→ Na2CO3 + H2
2Na+ + 2OH- + CO2→2Na+ + CO32- + H2O
2OH- + CO2→ CO32- + H2O

3.щёлочь + соль

2NaOH +MgCl2→Mg(OH)2↓ + 2NaCl
2Na+ +2OH+Mg2++2Cl-→Mg(OH)2↓ +2Na++2Cl-
2OH-+ Mg2+→Mg(OH)2

- Ребята, нам осталось изучить «Соли» .

Запишем диссоциацию следующих солей - FeCl3, K3PO4.

Сформулируем общий вывод о солях.

- Что такое соли согласно теории электролитической диссоциации?

Есть ли у них общие свойства?

Чем обусловлены свойства растворов солей?

Соли диссоциируют на ионы металлов Men+ и кислотные остатки Ann+, чем и объясняются химические свойства солей:


Химические свойства солей

1.соль + металл

Zn + CuSO4→Zn SO4 + Cu 
Zn+ Cu2+ +SO42-→ Zn2+ +SO42- + Cu 
Zn + Cu2+→Zn2++ Cu

2.соль + щёлочь

( см. выше)

3.соль + кислота

(см. выше)

4.соль + соль

NaCl +AgNO3 →AgCl  + NaNO3
Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- →AgCl  + Na + +NO3-
Ag+ + Cl- →AgCl










Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в так называемых генетических рядах.

Между оксидами, кислотами, основаниями и солями имеется глубокая связь. Зная свойства веществ, можно легко перейти от одного класса соединений к другому.

Генетическим называется ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ или их генезис.

Например:

1 2 3

Ca CaO Ca(OH)2 CaSO4.

  1. 2Ca +O2 2CaO

  2. CaO+ H2O Ca(OH)2

  3. Ca(OH)2 + H2SO4 CaSO4+ H2O.

Между бухтами Ме и R прервана связь. Необходимо восстановить её, записав соответствующие уравнения реакций и встретиться в бухте Солевой.

Ме МеО Ме(ОН)2

Ме R O 3

R R О2  Н 2 R O 3


V.Выполнение лабораторного опыта

С целью обобщения химических свойств веществ разных классов проведем экспериментальное решение задач, создадим группы – химиков – исследователей.

Каждая группа получает: информационный материал об объекте проектную карту), поднос с реактивами, а также проблемную задачу, которую необходимо решить с использованием эксперимента.И представить результаты своей работы в виде отчёта. На работу в группах дается 30 минут, далее каждая группа выступает с отчетами по своей проблеме (время выступления 5-7 минут).

Перед началом работы учащиеся повторяют т/б при работе с кислотами и щелочами, с нагреванием

Опыт №1: взаимодействие кислот с металлами.

Налить в пробирку 1 мл соляной кислоты и осторожно опустить металлический цинк. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.

Опыт №2: взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Насыпать в пробирку 0, 2 г оксида меди и добавить 1 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.

Опыт №3: взаимодействие кислот с солями.

Налить в пробирку 1 мл серной кислоты и добавить 1 мл хлорида бария. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.

Опыт №4: взаимодействие оснований с кислотами( реакция нейтрализации).

Налить в пробирку 1 мл гидроксида натрия и добавить индикатор. Затем прилить 1 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.

Опыт №5: взаимодействие оснований с солями.

Налить в пробирку 1 мл гидроксида натрия и добавить 1 мл сульфата меди. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.

Опыт №6: разложение нерастворимых оснований.

Образовавшийся в предыдущем опыте осадок голубого цвета нагреть над пламенем спиртовки. Что наблюдаете? Составить уравнение реакции.

Опыт №7: Взаимодействие солей с металлами.

1. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO3)2 и опустите гранулу цинка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

2. В пробирку поместите 2мл раствора соли CuSO4 и опустите немного железных опилок. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

Опыт №8: Взаимодействие солей с солями.

1. В пробирку поместите 2мл раствора соли ZnSO4 и прилейте раствора соли BaCl2 до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

2. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO3)2 и прилейте раствора соли KI до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.


V.Обобщение и систематизация знаний.


Контрольные вопросы по кислотам

1 уровень

1. Какие соединения называются кислотами?

2.Запишите  химические формулы следующих кислот: серной, азотной, соляной, фосфорной, угольной, кремниевой.

3. Закончите реакцию: 2HCl + Ca(OH)= 2H2О +?

2 уровень

1. Выберите, какие вещества относятся к кислотам: NaCl; Cu (OH) 2; HNO3; Na2SO4; H2CO3.

2. Допишите предложение: Кислоты это электролиты, …

3. Напишите реакцию: Na2S + HNO3 = ? + ?

3 уровень

1. Запишите реакции диссоциации кислот: H2CO3; H2S.

2.Какие индикаторы уазывают на кислую среду раствора?

3. Выполните упражнение: SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 

Контрольные вопросы по основаниям.

1 уровень

1. Какие соединения называются основаниями?

2. Запишите названия  следующих оснований: NaOH; Ca(OH)2

3. Закончите реакцию: CuCl2 + NaOH = NaCl +?

2 уровень

1 .Какие основания относятся к растворимым основаниям?

2. Выберите, какие вещества относятся к основаниям: NaCl; Cu(OH)2; HNO3; NaOH; H2CO3.

3.Запишите формулы следующих оснований: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид железа (II), гидроксид железа (III).

3 уровень

1. Запишите реакции диссоциации оснований: Fe (OH)3; Cu(OH)2

2. Какие индикаторы указывают на щелочную среду раствора щелочей

3. Осуществить превращение: Fe → FeO → FeCl2 → Fe (OH)2 → FeSO4 

Дополнение

  1. Решите задачу. Найдите массу осадка образовавшегося при взаимодействии 32г сульфата меди с гидроксида меди.

  2. Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ (Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3) с ортофосфорной кислотой. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде.


Ребята, мы сегодня с вами на занятии активно поработали и выполнили намеченный план.

- С какими новыми понятиями вы познакомились?

- Какие трудности вы испытали?

- Какие понятия вы усвоили и можете объяснить другу?

- На сколько процентов из100% вы реализовали свои цели?

VI.Заключительная часть.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

-оценка работы студентов,

-замечания.

учащиеся оценивают свою работу и работу своих товарищей

учитель на основе оценочных листов учащихся подводит итоги урока, дает оценку работы всего класса и отдельных учащихся.

Домашнее задание.

  • Учебник: параграфы 22,23,24,25 и материал лекции

  • Выполнить письменно в тетрадях

С.188упр.4

С.192упр.5

С.199упр.5

С.204упр.7.

  • Индивидуально подготовить сообщения на тему:

«Использование неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей) в быту.

  • Загадка

Крокодил Гена взял в столовой стакан чая. Пока ходил за чайной ложкой, старуха Шапокляк подсыпала в чай хлорид бария. Она не знала, что повара для придания плохому чаю хорошего цвета добавляют в него соду – карбонат натрия. Вернувшись, Гена помешал чай и заметил в нем странную муть. Почуяв неладное, Гена отнес чай знакомому химику. Химик, отфильтровав муть, обнаружил в чае лишь хлорид натрия. Объясните, что произошло в стакане чая. Почему там оказалась поваренная соль – хлорид натрия? Напишите уравнение реакции.


Спасибо за Вашу поддержку и понимание! Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!

14